Дело № 12-60\12 РЕШЕНИЕ 14 марта 2012 года г. Корсаков Сахалинской области Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Е.В Мурынчик, при секретаре О.К. Ермишиной, в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника Нецветайлова А.В. – Осадчего В.Н. на постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР СГСИ ГМИ Сахалинского ПУБО ФСБ России А. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к административной ответственности капитана судна СРТМ – <...> Нецветайлова А.В. по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ установил: ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР СГСИ ГМИ Сахалинского ПУБО ФСБ России А. капитан СРТМ-К «<...>» Нецветайлов А.В подвергнут наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением защитником Осадчим В.Н. подана жалоба в Корсаковский городской суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, а не по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ. Ссылаясь на п.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 года « 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ», которым разъяснено, что квалификации в соответствии с ч.2 ст.8.37 КоАП РФ подлежит нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов вне внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, то есть на таких водных объектах, как реки, ручьи, каналы, озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища, полагает, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию деяния. Поскольку на борту судна имелся улов, стоимостью многократного превышающей размер штрафа, переквалификация правонарушения приведет к усилению наказания, что является недопустимым при рассмотрении жалобы в порядке главы 30. Нецветайлову А.В. в вину ставится несоблюдение п. 9.7 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Госкомрыболовства РФ от 06.07.2011 года № (далее – Правил), запрещающий выбрасывать добытые (выловленные) водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова). Измельченные отходы переработки уловов водных биоресурсов могут сбрасываться на скорости 4 и более узла за пределами 3 морских миль от ближайшего берега, за исключением такого сброса в зонах водопользования, санитарной охраны, в портовых акваториях и на рейдах. Между тем, в материалах дела не содержатся сведения о незаконном осуществлении сброса остатков рыбопродукции, напротив имеется соответствующая запись в судовом журнале о том, что сброс был осуществлен в строгом соответствии с пунктом 9.7 Правил на скорости 4 и более узла за пределами 3 морских миль от ближайшего берега, о чем в судовом журнале имеется соответствующая запись. Также в жалобе содержится ходатайство о восстановлении срока обжалования оспариваемого постановления, в связи с получением последнего Нецветайловым А.В. не ранее ДД.ММ.ГГГГ. К жалобе были приложены оспариваемое постановление, копия судовой роли судна «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ, копия конверта на имя Нецветайлова А.В. из Корсаковской ГЗИ ГМИ СПУБО ФСБ РФ. В судебное заседании Нецветайлов А.В., не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В суд представил заявление с просьбой рассматривать жалобу без его участия. На основании ч.2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие Нецветайлова А.В., с участием защитника Нецветайлова А.В. - адвоката Осадчего В.Н. В судебном заседании присутствовал защитник Осадчий В.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, который доводы жалобы поддержал по изложенным в ней обстоятельствам. Также, дополнительно пояснил, что по данному факту было возбуждено административное дело в отношении судовладельца юридического лица ООО «<...>» и Корсаковской ГЗИ ГМИ Сахалинского ПУБО ФСБ России было вынесено постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности. Данное решение ООО «<...>» было обжаловано в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Сахалинской области № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. Кроме того, согласно разъяснений Федерального Агентства по рыболовству по запросу ООО «<...>» о порядке применения п. 9.7 раздела 2 Правил указано, что в случае, если улов водных биоресурсов не пригоден для производства рыбной и иной продукции или если при обработке улова будет выявлено, что они утратили свои потребительские свойства и продукция из них будет не пригодна для дальнейшей реализации, необходимо осуществить учет указанного улова ВБР в счет имеющейся квоты добычи (вылова) ВБР, после чего, указанный улов или продукция могут быть утилизированы путем сброса в море в соответствии с п. 9.7 раздела 2 Правил рыболовства. Аналогичные разъяснения даны и Приморским Территориальным Управлением ДД.ММ.ГГГГ № – №. Так, в январе 2012 судном СРТМ-К «<...>» под управлением капитана Нецветайлова А.В., в соответствии с разрешениями осуществлялось промышленное рыболовство. В связи с плохими погодными условиями и низкой температурой забортной воды и длительного хранения ВБР (краб стригун-опилио и краб синий) стал портиться. В связи с чем, капитаном судна было принято решение об утилизации краба в соответсвии с требованиями п. 9.7 Правил. Вся необходимая информация о добытом ВБР была направлена в соответствующие органы, т.е. улов был списан в счет имеющейся квоты. Снулый краб был измельчен и сброшен в море. В судебном заседании присутствовал государственный инспектор РФ по госконтролю в сфере охраны МБР СГСИ ГМИ СахПУБО ФСБ России Б., полагавший, что постановление подлежит оставлению без изменения. Кроме того, пояснил, что при рассмотрении настоящего административного материала было выявлено нарушение п. 9.7 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Госкомрыболовства РФ от 06.07.11 г. №671. Согласно п. 21 ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» уловы водных биоресурсов - живые, свежие, охлажденные, замороженные или обработанные водные биоресурсы, определенный объем которых добывается (вылавливается) при осуществлении промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, товарного рыболовства или В соответствии с Ветеринарно-санитарным правилам сброса, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от16.08.2007 года № 400 (с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ от 13.06.2006 г. № КАС06-193) именуемые в дальнейшем «Правила» являются обязательными для исполнения организациями, предприятиями всех форм собственности, Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ - отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства; вид отходов - это совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. № Следовательно, материалами дела доказано, что капитаном СРТМ-К «<...>» были выброшены не отходы от переработки сырья ВБР, а сами биологические ресурсы, добытые по разрешению. Суд, выслушав защитника Осадчего В.Н., государственного инспектора РФ по госконтролю в сфере охраны МБР СГСИ ГМИ СахПУБО ФСБ России Б., изучив материалы дела, приходит к следующему. Постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР СГСИ ГМИ Сахалинского ПУБО ФСБ России А. № вынесено ДД.ММ.ГГГГ и направлено почтой. В материалах дела сведения о дате получения Нецветайловым А.В. постановления отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ в суд направлена жалоба почтовой связью, о чем свидетельствует штамп на конверте. При таких обстоятельствах, срок обжалования данного постановления заявителем жалобы не пропущен. В соответствии с ч.2 ст.8.37 КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой. Указанные в данной норме правонарушения относятся к правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Объектом являются отношения по государственному регулированию и контролю вылова (добычи) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. В силу ст. 3 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20.122.2004 (с последующими изменениями) (далее - Закон о рыболовстве) законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Отношения в области рыболовства регулируются также Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 Закона о рыболовстве, рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов. Таким образом, промышленное рыболовство представляет собой деятельность, которая не ограничивается рамками добычи (вылова) водных биологических ресурсов, и представляет транспортирование и хранение как самостоятельный специализированный вид рыболовства. В силу ст. 43.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти для каждого рыбохозяйственного бассейна. В соответствии с п. 9.7 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Госкомрыболовства РФ от 06.07.11г. №671 - пользователи водными биоресурсами не вправе выбрасывать добытые (выловленные) водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова). Измельченные отходы переработки уловов водных биоресурсов могут сбрасываться на скорости 4 и Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ - отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Как установлено судом, судном СРТМ-К «Сантана» под управлением капитана Нецветайлова А.В., в соответствии с разрешениями осуществлялось промышленное рыболовство. В связи с плохими погодными условиями и низкой температурой забортной воды, длительного хранения ВБР (краб стригун-опилио и краб синий) стал портиться. В связи с чем, капитаном судна было принято решение об утилизации краба в соответсвии с требованиями п. 9.7 Правил. Вся необходимая информация о добытом ВБР была направлена в соответствующие органы, то есть улов был списан в счет имеющейся квоты. Снулый краб был измельчен и сброшен в море. Указанные обстоятельства подтверждается следующими материалами дела: - протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-27); - разрешениями на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (л.д.44-48); - выпиской из промыслового журнала, подтверждающего факт вылова (л.д.55-56); - журналом учета выпуска готовой продукции и движения сырья, свидетельствующих о непригодности краба (57-59); - копией судового журнала (л.д.60-62); - актом (л.д.66); - объяснениями капитана Нецветайлова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78-79); - объяснениями реф. механика В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80-81); - объяснениями заведующего ловом Г. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82-83); - ССД СРТМ «<...>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86-95). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что доказательств выброса добытых (выловленных) ВБР, не утративших своих потребительских свойств, в материалах не содержится, и при рассмотрении административного материала не добыто. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. П.1 ч.1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения). На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд решил: Жалобу защитника Осадчего В.Н. удовлетворить. Постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР СГСИ ГМИ Сахалинского ПУБО ФСБ России А. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к административной ответственности капитана судна СРТМ – К «Сантана» Нецветайлова А.В. по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. Решение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу и опротестовано прокурором в течение 10 суток с даты его получения в Сахалинский областной суд. Судья Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик
в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях иных видов рыболовства.
занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. В соответствии с п. 1.2 Правил, биологическими отходами являются, в том числе отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» -отходы переработки рыбы и других морепродуктов внесены в перечень классификационного каталога отходов.
более узла за пределами 3 морских миль от ближайшего берега, за исключением такого сброса в зонах водопользования, санитарной охраны, в портовых акваториях и на рейдах.
или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства.