№ дела 5-26/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Корсаков 2 февраля 2011 года
Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мешалкин А.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении:
МУП «Наш дом», расположенного по адресу: <адрес>.
У С Т А Н О В И Л:
28 января 2011 г. в Корсаковский городской суд из ТО НД Корсаковского района Управления Государственного пожарного надзора Сахалинской области поступили материалы дела о привлечении МУП «Наш дом» к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 26 января 2011 г. в 11:00 в общежитии по <адрес>, при проведении мероприятий по надзору за соблюдением правил пожарной безопасности, были выявлены нарушения МУП «Наш дом» требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03 от 18.06.2003г.), а именно,:
- общежитие не заблокировано автоматической пожарной сигнализацией, согласно требований НПБ 110-03;
- отсутствует система оповещения при пожаре и управления эвакуационными потоками в соответствии с требованиями НПБ 104-03;
- отсутствуют световые табло «Выход» и «Запасный выход» (п. 61 ППБ 01-03);
- деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом в соответствии с требованиями п. 36 ППБ 01-03;
- электролампы эксплуатируются со снятыми защитными колпаками, предусмотренными конструкцией лампы (п. 60 ППБ 01-03);
- соединения электропроводов выполнены в скрутку без должной изоляции (п. 57 ППБ 01-03);
- отсутствуют замеры сопротивления силовой и осветительной сети (п. 57 ППБ 01-03);
- металлическая лестница запасного выхода не подвергнута эксплуатационным испытаниям (п. 4.1 ППБ 01-03);
- на путях эвакуации в коридоре второго этажа и возле двери запасного выхода проложены трубы (п. 53 ППБ 01-03);
- отсутствует металлическая лестница для выхода на чердак (п. 8.4 СНИП «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей) (п. 108, прил. № ППБ 01-03).
В соответствии с протоколом № о временном запрете деятельности от 26 января 2011 г. деятельность общежития фактически прекращена с 9:00 31 января 2011 г., в порядке ст.27.16 КоАП РФ.
От объяснений во время составления протокола об административном правонарушении и протокола о временном запрете деятельности законный представитель общества отказался, о чем имеются соответствующие отметки в протоколах.
В судебном заседании законный представитель предприятия- и.о директора А. и защитник общества Косякова Н.Ю. вину предприятия во вмененном правонарушении не признали. Пояснили, что МУП «Наш Дом» обслуживает здание по <адрес>, но только убирает придомовую территорию, вывозит мусор, содержит электропроводку в коридорах здания, производит текущий ремонт здания. Письменного договора с собственниками жилых помещений в данном здании, а равно с собственником самого здания- Комитетом по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа у предприятия нет. Производятся только те работы и оказываются услуги, перечень которых является стандартным, и за которые вносятся коммунальные платежи. Оборудование здания пожарной сигнализацией, запасными пожарными выходами (лестницами), обработка деревянных чердачных конструкций огнезащитным составом и т.п., относятся к капитальному ремонту здания, и производство указанных работ собственниками здания и помещений в нем обществу не поручалось.
Старший инспектор ТО ГПН Корсаковского района УГПН ГУ МЧС РФ по Сахалинской области Б., составившая протокол об административном правонарушении, полагала необходимым наложить на МУП «Наш дом» наказание в виде приостановления его деятельности, мотивируя тем, что перечень допущенных обществом нарушений является обширным, а их неустранение может привести к пожару в здании общежития и повлечь гибель людей.
Исследовав представленные материалы, выслушав стороны, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей, назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 г.
В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно требованиям Норм пожарной безопасности 110-03, а именно п. 9 т. 1, здания общественного и административно-бытового назначения должны быть независимо от площади и этажности оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 ППБ).
Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения, в соответствии с п. 108 ППБ.
Общежитие, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью Корсаковского городского округа, что следует из акта приема-передачи общежитий г. Корсакова в хозяйственное ведение предприятия жилищно-коммунального хозяйства от 04 февраля 2003г.
Однако, в связи с введением 1.03.2005 г. в действие Жилищного кодекса РФ, содержание жилых зданий и помещений осуществляется товариществом собственников жилья или соответствующей управляющей организацией по договору об управлении многоквартирным домом.
Согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ и п. 7. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, (далее –Правила), в состав общего имущества, в том числе включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пункт 1 Правил, часть 3 статьи 162 ЖК РФ предусматривают, что в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан определяемый собственниками помещений состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и порядок определения размера вознаграждения за услуги, работы по управлению им - платы за содержание и ремонт жилого помещения. Стороны договора самостоятельно определяют перечень общего имущества, а также виды и стоимость работ по его содержанию (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 17 Правил содержания собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Услуги и работы, предусмотренные утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, являются обязательными для управляющей или подрядной организации только в случае указания на них в договоре. В других случаях указанные Правила в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" имеют рекомендательный характер.
Невыполнение управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме является нарушением правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и (или) жилых помещений, если из договора следует обязанность выполнить такую услугу или работу за соответствующую ей плату. Отсутствие в содержащемся в договоре перечня услуг и работ свидетельствует об отсутствии обязанности выполнять незаказанные и неоплаченные услуги и работы.
С учетом изложенного при определении объема обязательств и ответственности управляющей организации необходимо руководствоваться в первую очередь условиями договора управления конкретным многоквартирным домом.
В материалах дела отсутствует и сторонами суду не представлен договор, заключенный собственником здания общежития и собственником жилого помещения в нем (В.) с МУП «Наш Дом» об управлении указанным общежитием.
Как следует из пояснений законного представителя МУП «Наш Дом» и его защитника, общество взимает плату согласно платежным квитанциям за оказание в общежитии коммунальных услуг, в том числе и за содержание систем электроснабжения. За содержание, а тем более оборудование здания общежития пожарными системами или за выполнение работ, связанных с обеспечением пожарной безопасности, плата не взимается и в перечень обязательных работ (услуг) не входит.
Следовательно, МУП «Наш дом», являясь управляющей компанией указанного общежития, обязано обеспечить соответствие данного помещения до начала и (или) во время его эксплуатации правилам и нормам пожарной безопасности, в той части, в которой общество получает плату за оказанные услуги, в частности обязано произвести монтаж электропроводки и электрооборудования в соответствии с действующими нормативами.
Данные нарушения Правил пожарной безопасности в здании общежития, управляющей компанией которого является МУП «Наш дом», подтверждаются протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра помещений здания от 26.01.2011 г. и другими материалами дела.
Так протоколом осмотра общежития, расположенного по адресу: <адрес>, от 26.01.2011 г. установлено, что здание общежития является двухэтажным, с центральным отоплением, электрическим освещением. Крыша покрыта шифером по деревянной обрешетке. Здание имеет один основной выход (он же вход) и один запасной, ведущий со второго этажа по металлической лестнице непосредственно на улицу.дание общежития является двухэтажным, с центральным отоплением, электрическим освещением. ы (п. ы (п. ваниями НПБ 104-03;
Крыша
Электролампы в подъезде и коридорах общежития эксплуатируются со снятыми защитными колпаками, предусмотренными конструкцией лампы (п.60 ППБ 01-03), соединения электропроводов выполнены вскрутку без должной изоляции (п.57 ППБ 01-03), что в случае возникновения токов короткого замыкания может привести к возникновению пожара и создает угрозу жизни и здоровью как самих работников общества, так и жильцов общежития.
Каких-либо доказательств устранения предприятием перечисленных нарушений и соответствие принятых мер предъявляемым требованиям, подтвержденных ТО НД Корсаковского района, законный представитель предприятия не представил.
Вменение МУП «Наш Дом» обязанности оборудовать здание общежития автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения о пожаре и управления эвакуационными потоками, соответствующими световыми табло, произвести обработку чердачного помещения огнезащитными составами, обеспечить общежитие первичными средствами пожаротушения и т.п., является в данном случае необоснованным, поскольку договор об этом между предприятием и собственниками здания общежития и помещений в нем сторонами не заключался, финансирование МУП «Наш Дом» для осуществления данных мероприятий не производилось, в связи с чем таковых обязанностей у последнего не возникло.
Определяя вид назначаемого МУП «Наш Дом» наказания, суд принимает во внимание, что при выявленных нарушениях правил и норм пожарной безопасности приостановление деятельности общества по оказанию услуг и работ при управлении общежитием, невозможно, поскольку в данном случае возможно только приостановление самой деятельности по эксплуатации самого здания общежития его собственником (предоставление жилых помещений по договорам социального найма) и собственником жилого помещения в нем, что влечет отселение всех проживающих в общежитии лиц, и применяет в данном случае наказания в виде административного штрафа в его минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст., 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Муниципальное унитарное предприятие «Наш дом» подвергнуть по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.В.Мешалкин