Постановление (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ)



Дело № 5-178/2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 октября 2012 года город Корсаков

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Русецкая А.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица иностранной компании «Matrix Base Holdings Limited», зарегистрированной по адресу: <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

20 ноября 2011 года в ходе таможенного оформления судна т/х «<...>» на приход из порта Отару (Япония) в порт Корсаков (РФ) и груза, находящегося на его борту, администрацией судна таможенному органу были представлены документы, содержащие перечень ввозимых товаров: коносаменты; ИМО декларация о грузе; ИМО генеральная (общая) декларация. Из представленных документов следует, что на борту судна всего ввезено 171 грузовое место. 05 декабря 2011 года в ходе таможенного наблюдения за выгрузкой товара с борта судна на территорию постоянной зоны таможенного контроля ООО «<...>» установлено, что фактически помимо товаров, указанных в документах перевозчика, на таможенную территорию Таможенного союза прибыли следующие товары: задние автомобильные двери в количестве 20 штук, 4 автомобильных колеса на дисках из черного металла «<...>» размером <...>. В документах, представленных таможенному органу (ИМО Генеральная декларация, Грузовой манифест), сведения об указанных товарах отсутствуют.

На момент возбуждения дела об административном правонарушении, установить лицо, ответственное за коммерческую эксплуатацию и оперативное управление названным судном, не представилось возможным.

06 декабря 2011г. заместителем начальника ОТД Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и проведении расследования в отношении неустановленного лица.

Согласно протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-31 Том ) были изъяты автомобильные двери в количестве 20 штук и автомобильные колеса с дисками из черных металлов, «<...>» размером <...> в количестве 4 штук.

Указанный товар помещен на склад временного хранения в ООО СП «<...>» по адресу: <адрес>, что подтверждается Актом приема-передачи на ответственное хранение от 08.12.2011г. (л.д. 35 Том №1).

Согласно уведомлению о явке от 11.05.2012г. (л.д. 37 Том №2) Е. – руководитель иностранной компании «Matrix Base Holdings Limited», был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, копию уведомления получил 25.05.2012г.

04 июня 2012г. уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни А. (к компетенции которого относится первоначальное определение предмета административного правонарушения и таможенной стоимости товара как элементов объективной стороны административного правонарушения) в отношении юридического лица иностранной компании «Matrix Base Holdings Limited» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого были исключены в качестве предмета административного правонарушения автомобильные двери в количестве 20 штук, поскольку указанные двери находились на штатных местах задних частей легковых автомобилей, разрезанных наполовину, и в таком состоянии были ввезены на т/х «<...>» на таможенную территорию Таможенного союза и предъявлены таможенному органу. Предметом административного правонарушения являются автомобильные колеса с дисками из черных металлов «<...>» размером в количестве 4 штук, сведения о которых не были заявлены таможенному органу перевозчиком.

Протокол об административном правонарушении был направлен законному представителю иностранной компании 05 июня 2012 года.

02 октября 2012 года указанный материал об административном правонарушении поступил в Корсаковский городской суд.

В судебном заседании законный представитель иностранной компании «Matrix Base Holdings Limited» - Е. вину в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ не признал, пояснив, что не знает, кому принадлежат автомобильные диски, никто из членов экипажа не заявил о принадлежности данных дисков.

Изучив материалы дела, выслушав законного представителя иностранной компании «Matrix Base Holdings Limited» - Е., суд приходит к следующему.

Согласно статье 163 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 настоящего Кодекса

Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и их наименовании, при прибытии на таможенную территорию таможенного союза, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объективную сторону административного правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ составляет сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товарах.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 данной статьи, являются лица, фактически сообщившие недостоверные сведения.

Нарушение, обязательств между перевозчиком, с одной стороны, и отправителем или получателем товара, с другой стороны, о предоставлении достоверных сведений о перевозке, не может повлиять на выполнение обязанностей перевозчика перед таможенными органами Российской Федерации, в том числе сообщать таможенному органу достоверные сведения о количестве грузовых мест, их маркировке, о наименовании и весе товара. Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, то есть проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18 (в редакции от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» следует, что, оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также, какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения. При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу достоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количествами фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения.

Пунктом 21 статьи 4 ТК ТС предусмотрено, что перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (статья 8 КДПГ, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года).

Из протокола опроса свидетеля Б. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-74 Том ) следует, что он состоит в должности заместителя начальника отдела таможенного досмотра Корсаковского таможенного поста, ДД.ММ.ГГГГ осуществлял таможенное наблюдение за выгрузкой товаров с т/х «<...>», в процессе выгрузки товара с борта названного судна на территорию ООО «<...>», были выявлены несоответствия по наименованию и количеству товаров. Помимо товара, заявленного в грузовом манифесте, с борта судна были выгружены автомобильные колеса на дисках из черных металлов размером <...> в количестве 4 штук; автомобильные двери в количестве 20 штук. Сведения об обнаруженных товарах в товаросопроводительном документе отсутствовали.

Из протокола опроса свидетеля В. от 04.02.2012г. (л.д. 79-81 Том №1) следует, что он работает в ООО «<...>» в должности бригадира грузчиков, в его обязанности входит организация надежного закрепления груза к стропам стрелы крана. ДД.ММ.ГГГГ участвовал в выгрузке груза/товаров с т/х «<...>», в период выгрузки находился в трюме названного судна, цель его нахождения на борту названного судна заключалась в организации очередности закрепления автомобилей, резаных наполовину, подаче голосовых команд водителю крана о том, что груз закреплен и его можно извлекать с судна. Ни он, ни его коллеги не снимали со штатных мест двери с задних резанных наполовину автомобилей, так как закреплением строп с крепежными элементами к товарам занимались непосредственно члены экипажа т/х «<...>». Перед тем как была начата, и в процессе выгрузки груза с т/х «<...>», автомобильные двери, на резаных наполовину автомобилях, находящихся на борту судна, были установлены на штатных местах, то есть находились в дверном проеме. Перед тем как резаные наполовину автомобили необходимо было закрепить к стропам крана, члены экипажа своими силами их снимали, и помещали во внутрь этих половин автомобилей, то есть с какой половины снимались в ту и были помещены. Это делалось для того, чтобы автомобильные двери во время их поднятия краном с трюма не упали и не повредились.

Из протокола опроса капитана судна т/х «<...>» Г. от 20.12.2011г. следует, что при подаче документов таможенному органу, двери находились на штатных местах на задних резанных частях автомобилей.

В силу подпункта 16 пункта 1 статьи 11 ТК РФ перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

В судебном заседании установлено, что при приходе судна т/х «<...>» из порта Отару (Япония) в порт Корсаков (РФ) перевозчик представил таможенному органу ИМО декларацию о грузе, ИМО Генеральную декларацию, коносаменты, в которых сведения об обнаруженных в ходе таможенного оформления товарах, а именно об автомобильных колесах в количестве 4 штук, отсутствовали.

Таким образом, перевозчиком «Matrix Base Holdings Limited» таможенному органу были сообщены недостоверные сведения о количестве грузовых мест, хотя последний обязан принять меры для обеспечения выполнения своих обязанностей, то есть проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность.

Факт совершения «Matrix Base Holdings Limited» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 04 июня 2012 года, актом таможенного наблюдения от 05.12.2011 года, ИМО генеральной таможенной декларацией от 20.11.2011, протоколами опросов свидетелей, коносаментами от 16.11.2011.

При таких обстоятельствах, учитывая, что перевозчиком обнаруженного на указанном судне товара выступает «Matrix Base Holdings Limited», а капитан несет ответственность за недекларирование товара, то субъектом ответственности за представление таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ является названное юридическое лицо.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии, совершенном юридическим лицом – иностранной компанией «Matrix Base Holdings Limited», состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждаются материалами дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях конкретных физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношении с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия юридического лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников – все это так же является проявлением разумной внимательности и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.

Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного «Matrix Base Holdings Limited» административного правонарушения, наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

В соответствии со статьей 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении состоят из: сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных); сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что стоимость перевода, изготовленного переводчиком Д., составляет 25 011 рублей, которые подлежат взысканию с юридического лица – иностранной компании «Matrix Base Holdings Limited».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать иностранную компанию «Matrix Base Holdings Limited», зарегистрированную по адресу: <адрес>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.

Конфисковать и обратить в собственность государства:

- автомобильные колеса с дисками из черных металлов «<...>» размером <...> в количестве 4 штук.

Товар находится на складе временного хранения ООО СП «<...>» по адресу: <адрес>.

Взыскать с иностранной компании «Matrix Base Holdings Limited» издержки по делу в размере 25 011 рублей.

Издержки подлежат перечислению:

Получатель – УФК по г. Москве (ФТС России),

ИНН 7730176610, КПП 773001001,

Банк получателя - ОПЕРУ № 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва, 701,

БИК 044501002, ОКАТО – 45268595000,

номер счета – 4010181080000000 29 01,

назначение платежа (для издержек) – ЕБК 15 31130299101 6000 130 оплата издержек по постановлению Корсаковского городского суда №5-178/2012 от 10.10.2012г., в отношении иностранной компании Matrix Base Holdings Limited», код таможни 10707000 (в поле (107).

Постановление может быть опротестовано прокурором и обжаловано лицом, на которое наложено административное взыскание, в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Корсаковского городского суда А.А. Русецкая