Постановление (ч.2 ст.8.17 КоАП РФ )



Дело № 5-150/2012г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 сентября 2012 года город Корсаков

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области А.А. Русецкая, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:

капитана судна F/V «<...>» Мацкевич С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

06 июня 2012г. в 16 часов 15 минут сахалинского времени в координатах <...>’ северной широты и <...>’ восточной долготы в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее – ИЭЗ РФ) была обнаружена цель, которая отозвалась как т/х «<...>», была дана команда лечь в дрейф. В координатах <...><...> северной широты и <...><...> восточной долготы в ИЭЗ РФ досмотровой группой ППС «<...>» было досмотрено судно т/х «<...>», <...>, под управлением капитана Мацкевич С.С., и было дано указание идти на рейд порта Корсаков. 07 июня 2012г. в 16 часов 10 минут сахалинского времени в координатах <...>’ северной широты и <...>’ восточной долготы территориального моря Российской Федерации (рейд порта Корсаков) было осмотрено судно т/х «<...>». В ходе досмотра судна было установлено, что судно т/х «<...>» находится в технически исправном состоянии, укомплектовано необходимым радиолокационным, навигационным, технологическим и иным оборудованием, необходимым для осуществления рыболовства в части хранения и транспортировки живых биологических ресурсов, на судне имеются емкости (наливные чаны) с системой подачи забортной воды и воздуха («аэрации») В морозильной камере находится мороженая рыбопродукция – минтай в бумажных мешках, общим весом 5500 кг. (без взвешивания), которая была принята на борт судна, согласно представленному капитаном <...> (акту приема-передачи) от 05.06.2012г. в порту Момбецу (Япония). Капитан судна т/х «<...>» Мацкевич С.С. с момента пересечения линии внешней границы ИЭЗ РФ 06.06.2012г. в 12 часов 30 минут и до 16 часов 30 минут (времени остановки и первичного осмотра судна досмотровой группой) управлял т/х «<...>» не оснащенным техническими средствами контроля (далее – ТСК) и не зарегистрированным в системе связи и мониторинга, в отсутствие на борту судна документации, отражающей ежедневную промысловую деятельность, а именно: промыслового журнала, не направляя в контролирующие рыбный промысел органы судовые суточные донесения, осуществил хранение и транспортировку в ИЭЗ РФ мороженной продукции – минтая в бумажных мешках, общим весом 5500 кг. (согласно представленному акту приема-передачи от 05.06.2012г. ).

По данному факту 07 июня 2012г. старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Анива-Корсаковской государственной районной инспекции Государственной морской инспекции Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России (далее – Анива-Корсаковская ГРИ ГМИ Сах.ПУБО ФСБ России) А. вынесено определение о возбуждении в отношении капитана т/х «<...>» Мацкевич С.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования по нему.

07 июня 2012г. согласно протоколу об изъятии вещей, явившихся предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательства по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, у капитана Мацкевич С.С. были изъяты документы (л.д. 35-62).

В тот же день протоколом был наложен арест на судно т/х «<...>», позывной <...>, год постройки ДД.ММ.ГГГГ года, место постройки <...>, главный материал корпуса – сталь, длина судна <...> м и минтай с/м в бумажных мешках, общим весом 5500 кг (без взвешивания), согласно представленному капитаном акту приема-передачи от 05.06.2012г. указанные вещи были переданы капитану Мацкевич С.С. на ответственное хранение (л.д.63-67).

Определением Корсаковского городского суда от 09.07.2012г. за судно т/х «<...>» принят залог в сумме 3171167 рублей 76 копеек, после внесения указанной суммы залога арест с судна был снят (л.д.241-243).

14.07.2012г. капитану Мацкевич С.С. были переданы все судовые и регистровые документы на судно т/х «<...>», согласно расписке Мацкевич С.С. (л.д.247).

По результатам проведения административного расследования 07 августа 2012 года старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Анива-Корсаковской ГРИ ГМИ Сах.ПУБО ФСБ России А. в отношении капитана судна т/х «<...>» Мацкевич С.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который 09 августа 2012г. направлен для рассмотрения в Корсаковский городской суд.

14 августа 2012г. определением Корсаковского городского суда материалы дела об административном правонарушении в отношении капитана т/х «<...>» приняты к производству суда.

Мацкевич С.С., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, согласно письменному заявлению Мацкевич С.С. отказался прибыть на судебное заседание, просил рассматривать дело с адвокатом Б.

Защитник Мацкевич С.С.Б., действующий на основании ордера от 12.09.2012г. , в судебном заседании просил производство по делу об административном правонарушении в отношении Мацкевич С.С. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, полагает, что поскольку судно т/х «<...>» не осуществляло в ИЭЗ РФ промысловую деятельность, а реализовало право мирного прохода через эту территорию и свободы судоходства в ИЭЗ с товаром на борту, к возникшим правоотношениям не применимы нормативные правовые акты, регламентирующие добычу и вылов водных биологических ресурсов в ИЭЗ РФ.

Выслушав мнение защитника Мацкевич С.С. – адвоката Б., должностное лицо – начальника Корсаковской ГЗИ ГМИ СПУБО ФСБ России В., заключение помощника военного прокурора 318 военной прокуратуры Г., полагавшего вину Мацкевич С.С. доказанной полностью, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось Мацкевич С.С. и его защитником Б., судно под управлением Мацкевич С.С. т/х «<...>» транспортировало минтай свежемороженый в ИЭЗ РФ.

В соответствии с пунктами 7, 9, 10 части 2 статьи 12.4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, включая транспортировку уловов водных биологических ресурсов, обязаны представлять беспрепятственно и бесплатно отчетные материалы о сроках, видах и районах добычи (вылова) водных биоресурсов, об уловах водных биоресурсов, в том числе сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, о количестве, качестве и видах выгруженных или погруженных в иностранных портах уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации; вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2 и 5 части 3 названной статьи ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов при осуществлении рыболовства или при приемке уловов водных биоресурсов с других судов; представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах рыболовства.

В соответствии с частью 1 статьи 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Утвержденные приказом Росрыболовства от 27 октября 2008 года Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна регламентируют деятельность как Российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, так и иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Указанные лица обозначены в Правилах как пользователи водными биологическими ресурсами.

Согласно пунктам 7.4, 7.5, 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна при осуществлении промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства пользователи ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при осуществлении обработки водных биоресурсов - журнал контроля изготовления продукции (технологический журнал), а также приемо-сдаточные документы (квитанции, коносаменты), подтверждающие сдачу либо прием уловов водных биоресурсов и/или продукции их обработки; имеют на борту судов в исправном состоянии технические средства контроля (ТСК), обеспечивающие автоматическую передачу информации о местонахождении судна. Капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежедневно подает в установленном порядке судовые суточные донесения о рыболовной деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в судовые суточные донесения, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана копии ССД должны храниться на судне в течение одного года со времени подачи донесения).

Согласно пунктам 9, 10 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Промышленное рыболовство – это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

Поскольку промышленное рыболовство представляет собой деятельность, которая не ограничивается рамками добычи (вылова) водных биологических ресурсов, то деятельность по их транспортировке представляет собой специализированный вид промышленного рыболовства, который может осуществляться только в соответствии с указанными выше Правилами.

При этом место перегруза транспортируемой продукции правового значения не имеет, поскольку для оценки соблюдения правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства в ИЭЗ РФ, важен факт обнаружения водных биологических ресурсов на борту судна, находящегося в указанном морском пространстве.

В соответствии со статьей 58 Конвенции ООН по морскому праву в исключительной экономической зоне все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции указанными в статье 87 свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции.

При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции в исключительной экономической зоне государства должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права, постольку, поскольку они не являются несовместимыми с настоящей частью.

Аналогичным образом сформулированы положения статьи 6 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", в соответствии с которой предоставленная государствам, в частности свобода судоходства, может осуществляться ими при условии соблюдения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, а также при условии обеспечения защиты и сохранения окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны.

Согласно статье 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования.

Таким образом, осуществляя транспортировку водных биологических ресурсов, как самостоятельный элемент промышленного рыболовства, в исключительной экономической зоне Российской Федерации лицо, осуществляющее ее, обязано соблюдать правила рыболовства.

В соответствии с пунктами 7.1, 7.2, 7.4, 7.5, 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства от 27 октября 2008 года N 272, пользователи обеспечивают на судах выполнение требований спутникового позиционного контроля, располагают сертифицированным оборудованием для взвешивания улова, схемой расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, имеют на борту судов в исправном состоянии технические средства контроля (ТСК), обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна. Капитан судна ежедневно подает в установленном порядке судовые суточные донесения о рыболовной деятельности.

Как следует из материалов дела, судно т/х «<...>» не зарегистрировано в отраслевой системе мониторинга рыболовства, на нем отсутствуют технические средства контроля, капитаном судна не обеспечено выполнение требований спутникового позиционного контроля, не подавались донесения о рыбопромысловой деятельности, не велся промысловый журнал.

Таким образом, прихожу к выводу о нарушении капитаном судна т/х «<...>» Мацкевич С.С., обладающим в силу статей 61 и 71 Кодекса торгового мореплавания и пунктов 25-26, 44 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного приказом Комитета РФ по рыболовству, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями на судне, Правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства в ИЭЗ РФ и в этой связи о наличии в действиях капитана судна Мацкевич С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу досмотра судна т/х «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого было произведено взвешивание рыбопродукции – минтая, обнаруженного на борту судна на весах марки года выпуска, имеющих справку о поверке от 09.11.2011г. , вес минтая составил 5257,13 кг. (л.д.144-155).

Согласно экспертному заключению по оценке рыночной стоимости водных биологических ресурсов от 27.06.2012г. общая рыночная стоимость 5257,13 кг. минтая сыромороженого составляет 64767 рублей 84 копейки (л.д. 161-176)

В соответствии с информацией, предоставленной врио заместителем начальника Сахалинского ПУБО ФСБ России от15.06.2012г. , 31 октября 2011г. Южно-Сахалинским городским судом Мацкевич С.С. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 623363 рубля (л.д.117-118).

При таких обстоятельствах, когда вина капитана судна т/х «<...>» Мацкевич С.С. в совершенном административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, установлена и подтверждается собранными по делу доказательствами, учитывая, что Мацкевич С.С. повторно совершил однородное административное правонарушение, когда за совершение первого административного правонарушения уже подвергался административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, считаю возможным назначить ему наказание в виде полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

Довод защитника Мацкевич С.С.Б. о том, что судно т/х «<...>» транспортировало товар, а не уловы водных биологических ресурсов, нельзя признать состоятельным, поскольку из совокупности положений пунктов 9, 10, 21 статьи 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под уловами водных биоресурсов понимаются водные биологические ресурсы в любом виде (живые, свежие, охлажденные, замороженные или обработанные), определенный объем которых добывается (вылавливается) при осуществлении промышленного рыболовства вне зависимости от районов промысла.

Ссылка защитника Мацкевич С.С.Б. на то, что судно т/х «<...>» осуществляло мирный проход через ИЭЗ РФ, является несостоятельной, поскольку в силу статьи 17 Конвенции ООН по морскому праву право мирного прохода предусмотрено только через территориальное море.

На основании изложенного и руководствуясь ч.2 ст.8.17, ст.23.1, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Мацкевич С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в полуторакратном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения в размере 97151 (девяносто семь тысяч сто пятьдесят один) рубль 76 копеек без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

Обратить взыскание штрафа в размере 97151 рубль 76 копеек на залог, находящийся на счете Управления Судебного департамента в Сахалинской области, внесенный за судно т/х «Арктик».

Оставшуюся часть залога за судно в сумме 3074016 рублей вернуть залогодателю после вступления постановления в законную силу.

Сумма штрафа подлежит перечислению лицом, привлеченным к административной ответственности, в Управление Федерального казначейства по Сахалинской области (Сахалинское ПУБО ФСБ РФ) ИНН 6501165653, КПП 650101001, (л/с 04611723850), р/сч 40101810900000010000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ОКАТО 64401000000. Наименование платежа: «18911613000017000140 Штраф по постановлению суда от 12.09.2012г. в отношении Мацкевич С. С.».

Постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

День изготовления постановления 14 сентября 2012г.

Судья Корсаковского городского суда А.А. Русецкая