дело № 2-457/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 сентября 2011 года г. Короча Корочанский районный суд Белгородской области в составе: Председательствующего судьи: Дорошенко Л.Э. при секретаре: Овчаровой Л.В., с участием: истца Зубрева В.И., представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в Корочанском районе Вороновой Е.А., по доверенности от 08.08.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубрева В.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Корочанском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Истец осуществлял педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, его педагогический стаж составляет не менее 25 лет, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно письма УПФ РФ (ГУ) по Корочанскому району, право на досрочную пенсию у Зубрева отсутствует, так как в педагогический стаж не был включен период службы в составе Вооруженных сил СССР, период учебы в Белгородском государственном педагогическом институте им. М.С. Ольминского, и период работы в Корочанском ДЮК ФП в должности тренера – преподавателя. Дело инициировано иском Зубрева В.И., который просил суд включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в составе Вооруженных сил СССР по призыву с 14.11.1984 г. по 27.11.1986 г., период учебы в Белгородском государственном педагогическом институте им. М.С. Ольминского с 01.09.1987 г. по 30.06.1991 г., и период работы в Корочанском ДЮК ФП в должности тренера – преподавателя с 15.08.1991 г. по 01.02.1993 г., просил назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи иска в суд - 16.08.2011 г. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель ответчика - исковые требования Зубрева не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., оснований для назначения трудовой пенсии по старости у Зубрева не имеется, его педагогический стаж составляет менее 25 лет. Представитель третьего лица – Управления образования администрации Корочанского района, извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил. Положения статьи 6 (ч.2), ст. 15 (ч.4), ст. 17 (ч.1), ст. ст. 18,19, 55 (ч.1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Статьей 7 ФЗ от 17.12.2001 года № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу пп. 19 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. С 01.01.2002 года вопросы назначения пенсии регулируются ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсия в РФ". Из трудовой книжки истца (л.д.8-9), следует, что Зубрев 01.09.1987 года зачислен в число студентов первого курса факультета физической культуры дневного отделения Белгородского государственного педагогического института им. М.С. Ольминского, 30.06.1991 года отчислен из института в связи с окончанием полного курса обучения, что подтверждается дипломом (л.д.10). Период учебы в Белгородском государственном педагогическом институте им. М.С. Ольминского с 01.09.1987 г. по 30.06.1991 г., в общей сложности составляет 2 года 1 мес., относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. В указанный период действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж работы учителей, других работников просвещения, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости- время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность СССР (п. 2» Положения). Как видно из справки МОУ «Косиловская ООШ», выданной на основании книги приказов за 1986 – 1987 гг. (л.д. 14), Зубрев В.И. 29.11.1986 года принят на должность учителя физической культуры в Косиловскую 8– летнюю школу (приказ № 27 от 29.11.1986 г.), 30.08.1987 года уволен в связи с поступлением в высшее учебное заведение (приказ № 15 от 30.08.1987 г.) Из справки МОУ «Косиловская основная общеобразовательная школа» следует, что приказом № 178 от 20.12.1989 года по Борисовскому РОНО 8– летняя школа была переименована в Косиловскую неполную среднюю школу. Приказом № 215 от 02.09.1992 года по Грайворонскому РОНО образовательное учреждение Косиловская неполная средняя школа переименовано в Косиловскую основную общеобразовательную школу. На основании постановления главы администрации Грайворонского района Белгородской области № 199 от 31.08.2001 года Косиловская основная общеобразовательная школа переименована в Грайворонское муниципальное учреждение основного общего образования «Косиловская основная общеобразовательная школа». Постановлением главы администрации Грайворонского района Белгородской области № 163 от 16.06.2003 года Грайворонское муниципальное учреждение основного общего образования «Косиловская основная общеобразовательная школа» переименовано в Грайворонское муниципальное общеобразовательное учреждение «Косиловская основная общеобразовательная школа». На основании постановления главы администрации Грайворонского района Белгородской области № 368 от 17.08.2007 года Грайворонское муниципальное общеобразовательное учреждение «Косиловская основная общеобразовательная школа» переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Косиловская основная общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области ( л.д. 17). Согласно п. 4 названного Положения, время работы, указанное в п.2 настоящего положения (в том числе обучение в педагогических учебных заведениях и университетах), засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давало право на эту пенсию. По Постановлению Совета Министров СССР № 1397 пенсия за выслугу лет работникам просвещения по перечню учреждений, организаций и должностей, предусмотренных приложением № 1, назначалась учителям, другим работникам просвещения при стаже по специальности не менее 25 лет. На дату обращения за назначением пенсии Зубрев имеет более 2/3 стажа дающего право на назначение пенсии, предусмотренной п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Пунктом 2 Положения о порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 предусматривалось включение в стаж для назначения пенсии время обучении в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовали, и непосредственно за ней следовала педагогическая деятельность. В соответствии с указанным постановлением пенсии за выслугу лет назначались до 01 октября 1993 года. В качестве обоснования отказа пенсионный фонд сослался на то, что учреждение «Корочанский ДЮК ФП» не относится к числу учреждений, предусмотренных разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 года № 781, однако в указанном списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19.п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указана должность тренера-преподавателя и учреждение: детско-юношеские спортивные школы всех наименований. Определением СК Верховного суда РФ от 31.07.01 было установлено, что "пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях". Согласно Определению Конституционного суда РФ от 6 декабря 2001 года пенсия назначается от вида деятельности. В соответствии должностной инструкцией тренера – преподавателя МОУ ДОД «ДЮСШ» и в соответствии с Уставом МОУ дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» можно сделать вывод, что работа в данном учреждении связана с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными деятельностью, связанною с физкультурно-оздоровительной и воспитательной работой среди детей, подростков и молодежи (педагогическая деятельность), направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие. Согласно приказа Государственного комитета СССР по народному образованию № 280 от 23.04.1990 г. «Об утверждении примерного перечня внешкольных учреждений и примерного положения о внешкольном учреждении», Детско-юношеский клуб физической подготовки относится к внешкольным учреждениям, которые в свою очередь являлись составной частью единой системы народного образования и были предназначены для духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей. Основным документом, устанавливающим организационно-правовую форму учреждения, его форму собственности, реализуемые образовательные программы, является устав (положение) образовательного учреждения 9 п.5 ст. 12 закона РФ «Об образовании» от 10.07.192 года № 3266-1 Согласно записям в трудовой книжке (л.д.8-9) Зубрев В.И. с 15.08.1991 года по 01.02.1993 года работал в Корочанском ДЮК ФП тренером –преподавателем. Как видно из справки Управления образования администрации муниципального района «Корочанский район», выданной на основании тарификационных списков на 01.09.1992, 01.09.1992 гг., Зубрев В.И. действительно работал в Детско – юношеском клубе физической подготовки с 15.08.1991 года по 31.01.1993 года и имел следующую педагогическую нагрузку согласно тарификации: на 01.09.199 г. – 18 час.; на 01.09.1992 г. – 12 час.( л.д.16). Согласно справки ДЮСШ № 23 от 03.08.2011 года Зубрев В.И. действительно был принят 15.08.1991 года на основании приказа № 8 от 15.02.1991 г. на должность тренера - преподавателя с месячной нагрузкой 72 часа и уволен 01.02.1993 года на основании приказа № 27 от 16.02.1993 г. в связи с переводом в «Погореловскую среднюю школу» на должность учителя физической культуры (л.д. 18). В соответствии с п. 2 раздела «Наименование учреждений», п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, работа в должности тренера преподавателя в детско– юношеской спортивной школе засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Постановлением главы местного самоуправления Корочанского района № 457 от 30.08.2004 года «О замене статуса муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско – юношеский клуб физической подготовки»» муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско – юношеский клуб физической подготовки»» реорганизован с 01.09.2007 года в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» (л.д. 19), что подтверждается справкой ДЮСШ № 24 от 03.08.2011 г. (л.д.15). В суде установлено, что работа истца в должности тренера - преподавателя в Корочанском ДЮК ФП связана с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными деятельностью, связанной с физкультурно – оздоровительной работой среди детей, подростков и молодежи (педагогическая деятельность), направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие, что подтверждается лицензией МОУ ДОД «ДЮСШ» (л.д.29), должностной инструкцией (л.д.30,31), Уставом МОУ ДОД «ДЮСШ» (л.д.32-49). Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что период работы Зубрева в должности тренера –преподавателя в Корочанском ДЮК ФП с 15.08.1991г. по 01.02.1993 г.- подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Таким образом, суд приходит к выводу, что период учебы Зубрева в Белгородском государственном педагогическом институте им. М.С. Ольминского с 01.09.1987 года по 01.08.1991 года (3 г. 11 мес.), подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Как видно из военного билета (л.д.20-24), Зубрев В.И., действительно проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР с 14.11.1984 г. по 27.11.1986 г. Период службы в составе Вооруженных сил СССР по призыву с 14.11.1984 г. по 27.11.1986 год, в общей сложности составляет 2 года и 13 дней, относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. В указанный период действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж работы учителей, других работников просвещения, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости - служба в составе Вооруженных Сил СССР (п. 1 п.п. «г» Положения). Согласно п. 4 названного Положения, время работы, указанное в п.1 настоящего положения (в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР), засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давало право на эту пенсию. По Постановлению Совета Министров СССР № 1397 пенсия за выслугу лет работникам просвещения по перечню учреждений, организаций и должностей, предусмотренных приложением № 1, назначалась учителям, другим работникам просвещения при стаже по специальности не менее 25 лет. На дату обращения за назначением пенсии Зубрев В.И. имеет более 2/3 стажа дающего право на назначение пенсии, предусмотренной п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Кроме того, в соответствии с абзацем 1п. 3 ст. 10 ФЗ от 27.05.1998 года № 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в специальный стаж в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Таким образом, на момент осуществления Зубрева В.И. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения и вышеназванный период службы Зубрева В.И. подлежал включению органом, осуществляющим его пенсионное обеспечение в стаж работы дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано, обоснованно указанными в части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Доводы ответчика, что служба в Вооруженных Силах СССР не указана в Списке, и соответственно не относится к педагогической деятельности, суд не может принять во внимание, поскольку служба в составе Вооруженных Сил СССР в период действующего пенсионного законодательства в 1976-1978 годы, включалась в стаж работы по специальности. Согласно ст. 125 Конституции РФ и ст. 79 Закона РФ «О конституционном суде РФ», Постановление Конституционного Суда действует непосредственно, оно окончательно и обжалованию не подлежит. По правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы ….. и жалобами ряда граждан» - в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. По положению п.9 ст.30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Доводы представителя Управления пенсионного фонда РФ по Корочанскому району о том, что при определении пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа для назначения досрочной трудовой пенсии могут применяться лишь нормативные акты, действовавшие до 31 декабря 2001 года не убедительны. Таких требований не содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года. В Определении Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года конкретно указывалось о возможности применения Постановления Совета Министров ССССР от 22 августа 1956 года, которое также к моменту принятия Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» не действовало. Пенсионные права Зубрева В.И. в связи с изменениями в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и не включением в него периода прохождения военной службы нарушены существенным образом, поскольку с учетом периодов службы в Вооруженных Силах СССР у Зубрева В.И. имеется стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Это подтверждается трудовой книжкой Зубрева В.И. и не оспаривается представителем ответчика. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Назначение пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления правообладателя. Принимая за основу положения Конституции Российской Федерации как акта прямого действия, Постановления и Определения Конституционного Суда РФ, в которых сформулирована его позиция в отношении оценки пенсионных прав граждан, суд находит, что исковые требования Зубрева В.И. законны и обоснованы. Удовлетворение иска отвечает требованиям справедливости, равенства прав граждан. Зубрев В.И. приобрел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения в суд, т.е. с 16.08.2011 года. Представленные сторонами доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства сторон, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений по иску. Истец просит понесенные им расходы по уплате государственной пошлины по делу не взыскивать с ответчика, что является его правом и не противоречит ст. 98 ГПК РФ. Руководствуясь ст. ст.194-199, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Зубрева В.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Корочанском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признать обоснованным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Корочанском районе включить Зубреву В.И. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью 7 лет 4 месяца 29 дней, а именно: - с 14 ноября 1984 года по 27 ноября 1986 год – служба в составе Вооруженных сил СССР; - с 01 сентября 1987 года по 30 июня 1991 год – учебы в Белгородском государственном педагогическом институте им. М.С. Ольминского; - с 15 августа 1991 года по 01 февраля 1993 год – в должности тренера - преподавателя в Корочанском ДЮК ФП; Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Корочанском районе назначить Зубреву В.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 16 августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Корочанский районный суд. Судья