назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признать обоснованным Затынайченко Б.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ



дело № 2-451/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2011 года г. Короча

Корочанский районный суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи: Дорошенко Л.Э.

при секретаре: Овчаровой Л.В.,

с участием: истца Затынайченко Б.Д., его представителя по устному ходатайству Могилевского С.В,, представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в Корочанском районе Вороновой Е.А. по доверенности от 13.09.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Затынайченко Б.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Корочанском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истец осуществлял педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, его педагогический стаж составляет не менее 25 лет, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно письма УПФ РФ (ГУ) по Корочанскому району, право на досрочную пенсию у Затынайченко отсутствует, так как в педагогический стаж не был включен период службы в составе Вооруженных сил СССР.

Дело инициировано иском Затынайченко Б.Д., который просил суд включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в составе Вооруженных сил СССР по призыву с 21.12.1986 г. по 20.10.1988 г. Истец просил обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в суд - 11.08.2011 года.

В судебном заседании истец, его представитель поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика - исковые требования Затынайченко не признал, полагая, что соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., оснований для назначения трудовой пенсии по старости у Затынайченко А.Н. не имеется, его педагогический стаж составляет менее 25 лет.

Представитель третьего лица – Управления образования администрации Корочанского района, извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил.

Положения статьи 6 (ч.2), ст. 15 (ч.4), ст. 17 (ч.1), ст. ст. 18,19, 55 (ч.1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Статьей 7 ФЗ от 17.12.2001 года №173- ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

С 01.01.2002 года вопросы назначения пенсии регулируются ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсия в РФ".

Согласно трудовой книжки (л.д.7-12), Затынайченко Б.Д. работал на должностях и учреждениях, относящихся к педагогической деятельности и имеет педагогический стаж на период рассмотрения дела в суде более 23 лет.

Как видно из трудовой книжки истца (л.д.7-13), 31.12.1986 года на основании приказа № 174 от 31.12.1986 года Затынайченко освобожден от должности учителя физической культуры и воспитателя группы продленного дня в Жигайловской средней школе с 19.12.1986 года в связи с призывом в Советскую Армию. С 19.12.1986 года по 20.10.1988 года истец проходил службу в рядах Советской Армии.

Из военного билета истца (л.д.13) следует, что Затынайченко Б.Д. действительно проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР с 21.12.1986 г. по 20.10.1988 год

Период службы в составе Вооруженных сил СССР по призыву с 21.12.1986 г. по 20.10.1988 год, в общей сложности составляет 1 год 10 мес., относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В указанный период действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж работы учителей, других работников просвещения, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости - служба в составе Вооруженных Сил СССР (п. 1 п.п. «г» Положения).

Согласно п. 4 названного Положения, время работы, указанное в п.1 настоящего положения (в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР), засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давало право на эту пенсию.

По Постановлению Совета Министров СССР № 1397 пенсия за выслугу лет работникам просвещения по перечню учреждений, организаций и должностей, предусмотренных приложением № 1, назначалась учителям, другим работникам просвещения при стаже по специальности не менее 25 лет.

На дату обращения за назначением пенсии Затынайченко Б.Д. имеет более 2/3 стажа дающего право на назначение пенсии, предусмотренной п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Кроме того, в соответствии с абзацем 1п. 3 ст. 10 ФЗ от 27.05.1998 года № 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в специальный стаж в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, на момент осуществления Затынайченко Б.Д. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения и вышеназванный период службы Затынайченко Б.Д. подлежал включению органом, осуществляющим его пенсионное обеспечение в стаж работы дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано, обоснованно указанными в части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы ответчика, что служба в Вооруженных Силах СССР не указана в Списке, и соответственно не относится к педагогической деятельности, суд не может принять во внимание, поскольку служба в составе Вооруженных Сил СССР в период действующего пенсионного законодательства в 1976-1978 годы, включалась в стаж работы по специальности.

Согласно ст. 125 Конституции РФ и ст. 79 Закона РФ «О конституционном суде РФ», Постановление Конституционного Суда действует непосредственно, оно окончательно и обжалованию не подлежит.

По правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы ….. и жалобами ряда граждан» - в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

По положению п.9 ст.30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также - предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Доводы представителя Управления пенсионного фонда РФ по Корочанскому району о том, что при определении пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа для назначения досрочной трудовой пенсии могут применяться лишь нормативные акты, действовавшие до 31 декабря 2001 года не убедительны. Таких требований не содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года. В Определении Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года конкретно указывалось о возможности применения Постановления Совета Министров ССССР от 22 августа 1956 года, которое также к моменту принятия Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» не действовало.

Пенсионные права Затынайченко Б.Д. в связи с изменениями в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и не включением в него периода прохождения военной службы нарушены существенным образом, поскольку с учетом периодов службы в Вооруженных Силах СССР у Затынайченко Б.Д. имеется стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Это подтверждается трудовой книжкой Затынайченко Б.Д. и не оспаривается представителем ответчика.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Назначение пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления правообладателя.

Принимая за основу положения Конституции Российской Федерации как акта прямого действия, Постановления и Определения Конституционного Суда РФ, в которых сформулирована его позиция в отношении оценки пенсионных прав граждан, суд находит, что исковые требования Затынайченко Б.Д. законны и обоснованы. Удовлетворение иска отвечает требованиям справедливости, равенства прав граждан. Затынайченко Б.Д. приобрел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения в суд, т.е. с 11.08.2011 года.

Представленные сторонами доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства сторон, на которые они ссылается как на основание своих требований и возражений по иску.

Истец просит понесенные им расходы по уплате государственной пошлины по делу не взыскивать с ответчика, что является его правом и не противоречит ст. 98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст.194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Затынайченко Б.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Корочанском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признать обоснованным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Корочанском районе включить Затынайченко Б.Д. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью 1 год 10 месяцев, а именно:

- с 21 декабря 1986 года по 20 октября 1988 год – служба в составе Вооруженных сил СССР.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Корочанском районе назначить Затынайченко Б.Д. досрочную трудовую пенсию по старости с 11 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Корочанский районный суд.

Судья: