о понуждении к совершению действий прокурора Корочанского района к администрации муниципального района «Корочанский район», МОУ «Мальцевская ООШ»



                                                           Дело № 2-392/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 года                   г.Короча

Корочанский районный суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи Мясоедова В.Н.

при секретаре Овчаровой З.П.

с участием помощника прокурора Корочанского района Ампиловой О.М.

ответчиков: представителя администрации муниципального района «Корочанский район» Мелехиной Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; представителя Управления образования администрации муниципального района «Корочанский район» Зиновьевой Т.М, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; директора МОУ «Мальцевской ООШ» Юдаковой З.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Корочанского района к администрации муниципального района «Корочанский район», МОУ «Мальцевская ООШ» и Управлению образования администрации муниципального района «Корочанский район» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Корочанского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования. В ходе проверки установлено, что МОУ «Мальцевская ООШ» не оборудовано специальными приспособлениями для свободного передвижения и доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Предъявление заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать интересы не только конкретных учащихся, но и интересы инвалидов, а также граждан с ограниченными физическими возможностями при посещении учреждения образования.

Дело инициировано иском прокурора Корочанского района, который просит суд обязать администрацию муниципального района «Корочанский район», муниципальное общеобразовательное учреждение «Мальцевская ООШ», управление образования администрации Корочанского района обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями в помещение МОУ «Мальцевская ООШ» оборудовав специальные приспособления для свободного передвижения и доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В судебном заседании помощник прокурора, требования, изложенные в иске, поддержал.

Представитель администрации муниципального района «Корочанский район» исковые требования прокурора Корочанского района не признала, сославшись на то, что в МОУ «Мальцевская ООШ» выполнение работ по оборудованию специальными приспособлениями для свободного передвижения и доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата не представляется возможным по техническим и противопожарным нормам.

Представитель МОУ «Мальцевская ООШ» в судебном заседании иск прокурора Корочанского района не признала, сославшись на то, что детей инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в школе не обучается, зданию школы 6 лет, по техническим нормам пандусы установить невозможно.

В судебном заседании представитель управления образования администрации муниципального района «Корочанский район» иск не признала, сославшись на то, что по техническим нормам установить приспособления для свободного передвижения и доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата невозможно.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Статьей ст.15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ст.3 Закона Белгородской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Белгородской области» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.

В обоснование своих доводов истцом не предоставлено доказательства подтверждающих нарушение прав инвалидов к доступу в объекты и учреждения образования. Кроме того, установлено, что иные акты прокурорского реагирования направленные на понуждение оборудовать школы специальными приспособлениями для свободного передвижения и доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата кроме настоящего иска, прокурором района в адрес ответчиков не вносились.

В судебном заседании было установлено, что в МОУ «Мальцевская ООШ» дети инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата не обучаются.

Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102099 в п.12.1 устанавливает, что здания учреждений общего образования должны обеспечивать меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.

Конкретные требования к зданиям школ, где обучаются инвалиды, приведены в таблице 12.1 СП 31-102-99, а именно наличие лифта в специальном лифтовом холле; если ширина коридора менее 1.8 м-установка кармана глубиной 1.8 м, длиной 3 м; отдельные зоны отдыха и переодевания, устройство специальных туалетных комнат; специальные габариты дверных проемов, организация без барьерного маршрута инвалида.

Истцом не предоставлено доказательств, что здание школы соответствует вышеуказанным требованиям.

Для обучения школьников-инвалидов законом об образовании предусмотрена альтернативная форма обучения - на дому.

Согласно своду правил СП 31-102-99 по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидами как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий.

В соответствии с п.5 ст.15 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Из объяснений представителя управления образования следует, что при наличии ребенка инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата будут приниматься все меры для получения ребенком образования.

В судебном заседании специалист отделения надзорной деятельности Корочанского района Шевченко П.А. пояснил, что установка пандусов в образовательных учреждениях не возможна, в связи с тем, что ухудшаться условия безопасности других людей за счет уменьшения ширины эвакуационных выходов.

Суд приходит к выводу, что отсутствие в образовательном учреждении пандусов права неопределенного круга лиц не нарушает, а поэтому оснований для удовлетворения требования истца не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Корочанского района к администрации муниципального района «Корочанский район», МОУ «Мальцевская ООШ» и Управлению образования администрации муниципального района «Корочанский район» о понуждении к совершению действий признать необоснованным.

В иске прокурору Корочанского района к администрации муниципального района «Корочанский район», МОУ «Мальцевская ООШ» и Управлению образования администрации муниципального района «Корочанский район» о понуждении к совершению действий отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Корочанский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья