Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 декабря 2011 года г. Короча Корочанский районный суд Белгородской области в составе : председательствующего судьи Плетниковой Е.В., при секретаре Ермоленко С.Е., с участием истца Вольхина И.А., представителя ответчика администрации муниципального района «Корочанский район» Анохина А.В., представителя третьего лица органа опеки и попечительства администрации Корочанского района Воронова М.В., (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольхина И.А. к администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области о выполнении социальной гарантии по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, УСТАНОВИЛ: Вольхин И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ДД.ММ.ГГГГ в возрасте <данные изъяты> приобрел статус ребенка- сироты, так как его мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Родители Вольхина проживали в <адрес>. В настоящее время дом, в котором проживала семья Вольхиных, разрушен и для проживания непригоден. Вольхин И.А. находился в местах лишения свободы до ДД.ММ.ГГГГ. Дело инициировано иском Вольхина И.А., в котором он просит обязать администрацию муниципального района «Корочанский район» Белгородской области поставить его на учет как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения. В судебном заседании истец увеличил исковые требования, согласно которым просит восстановить срок для подачи данного иска в суд, суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ он совершил преступление и был осужден. Отбывал наказание в <адрес> <адрес>. После освобождения из колонии в соответствии с Федерального Закона РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» он обратился в администрацию Валуйского района о предоставления ему жилого помещения как сироте. Однако ему в этом было отказано. За этот период он неоднократно обращался за предоставлением ему жилья, но все время получал отказ. Он неоднократно обращался за защитой своих прав в Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, Белгородский областной суд, Управление социальной защиты населения Белгородской области, управление социальной защиты населения «Город Валуйки и Валуйский район», в Валуйский районный суд. Просит признать причину пропуска срока уважительной и восстановить срок для подачи данного иска в суд. Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика исковые требования не признал, полагая, что в соответствии со ст. 3, п. 1 Закона Белгородской области от 25 января 2007 года № 93 « Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на учет для получения ими жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления по достижении ими возраста 14 лет и до 18 лет, а лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - с момента возникновения оснований и до 23 лет. Вольхину в настоящее время более 23 лет. Представитель третьего лица не возражает против удовлетворения исковых требований. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Стороной истца представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие факт наличия у Вольхина И.В. права на получение жилой площади по договору социального найма вне очереди, как имеющему статус ребенка-сироты. Как видно из свидетельства о рождении Вольхина И.В., он родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются: ФИО1, ФИО2, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец умер ДД.ММ.ГГГГ. Вольхин И.А. на протяжении длительного времени обращался в различные органы для восстановления его нарушенного права. В 2011 году обратился в Валуйский районный суд с аналогичным заявлением, так как отбывал наказание <адрес>. Решением Валуйского районного суда было отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку в соответствии с нормами ЖК РФ истец должен обращаться в Корочанский район, поскольку статус сироты он приобрел фактически проживая на территории Афанасовского сельского поселения, где проживала его семья. Согласно справки администрации Афанасовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Вольхин И.А. проживал на территории сельского поселения без постановки на регистрационный учет, его родители прибыли в ДД.ММ.ГГГГ году и были постоянно зарегистрированы в <адрес>. В личной собственности жилья не имели, проживали в доме принадлежащем колхозу <данные изъяты>. По постановлению главы администрации Афанасовского сельского Совета от 20.07.1995 года его отец получил в собственность земельный участок площадью 0,57 га. Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 3 части 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Во исполнение названных Законов, был принят Закон Белгородской области от 25.01.2007 года N 93 " Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области». Согласно ст. 2 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, обеспечиваются им по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, семейных детских домах, • де"тских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди по договорам социального найма по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области. Расходы на реализацию мер по обеспечению этих детей жилым помещением производятся за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций, образуемого в областном бюджете, (ст. 7 данного Закона). Как установлено в судебном заседании, Вольхин по настоящее время жилым помещением по договору социального найма не обеспечен. Доводы ответчика о том, что Вольхин утратил право на получение жилого помещение, в связи с тем, что с заявлением на постановку на учет на получение жилья он в администрацию Корочанского района не обратился, суд находит неубедительными. По правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа "город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 федерального закона "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется1 исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В судебном заседании было установлено, что органы опеки и попечительства на учет на получение жилья Вольхина И.А. не поставили. Жилья, закрепленного за Вольхиным И.А. не имеется. Данный факт подтверждается пояснениями представителя органа опеки и попечительства администрации Корочанского района Вороновой М.В.. Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. При таких обстоятельствах истец имеет право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Принимая за основу положения Конституции Российской Федерации как акта прямого действия, ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 2 Закона Белгородской области от 25.01.2007 года N93 " Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области», Определения Конституционного Суда РФ, в которых сформулирована позиция относительно возникновения права Вольхина, как получившего статус сироты, на получение жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных нормативов после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, суд приходит к выводу, что заявленные требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Удовлетворение иска отвечает требованиям справедливости, равенства прав граждан и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Вольхина И.А. к администрации муниципального района «Корочаиский район» Белгородской области о восстановлении срока для принятия на учет, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма, постановке на учет и обеспечением жилым помещением лица из детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей признать обоснованным. Восстановить Вольхину И.А. срок для принятия на учет, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма. Обязать администрацию муниципального района «Корочаиский район» поставить Вольхина И. А. на учет, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма и предоставить ему по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Корочаиский районный суд Белгородской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья: Е.В. Плетникова /