Вынесено решение о восстановлении срока для принятия на учет, как лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2011 года г. Короча

Корочанский районный суд Белгородской области в составе :

председательствующего судьи: Болтенковой М.Л.

при секретаре Малышевой С.В.,

с участием: истца Козловой С.Н. и ее представителя адвоката Крючковой Л.И., предоставившей удостоверение № 170 и ордер № 031425 от 26.01.2011 г.

представителя ответчика администрации муниципального района «Корочанский район» Анохина А.В., действующего на основании доверенности № 25 от 06.10.2008 года.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Светланы Николаевны к администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области о восстановлении срока для принятия на учет, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма, постановке на учет и обеспечение жилым помещением лица из детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л :

Козлова С.Н., добрачная фамилия Шевцова, является ребенком, оставшимся без попечения родителей с 1997 года, так как ее мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО2 решением Корочанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении детей: дочери Шевцовой О.Н. 1980 года рождения, дочери Щевцовой С.Н. 1985 года рождения, сына Шевцова Н.Н. 1988 года рождения. Дети были переданы на попечение и воспитание ФИО3 и с этого времени стали проживать с опекуном по адресу <адрес>. В 2002 году Козлова (Шевцова) С.Н. окончила Погореловскую общеобразовательную школу и уехала вместе с опекуном в г. Москву для поступления в институт. С 2002 года по 2007 год Козлова (Шевцова) С.Н. обучалась в Московском государственном социальном университете на очной форме обучения. В июле 2010 года Козлова С.Н. вернулась из г. Москвы в Корочанский район и узнала, что ее сестра Чуйкова О.Н. получила по договору социального найма квартиру для проживания, а брат Шевцов Н.Н., являющийся лицом детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищный условий. В июле 2010 года Козлова С.Н. обратилась в администрацию Корочанского района с заявлением о постановке ее на учет для получения жилого помещения. В постановке на учет было отказано, в связи с тем, что на момент обращения Козловой С.Н. исполнилось 25 лет.

Дело инициировано иском Козловой С.Н. Она просит восстановить ей срок для принятия на учет, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязать администрацию Корочанского района принять ее на учет, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющего права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обеспечить жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Истец и ее представитель поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика, исковые требования заявительницы не признал, полагая, что в соответствии со ст. 3, п. 1 Закона Белгородской области от 25 января 2007 года № 93 « Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на учет для получения ими жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления по достижении ими возраста 14лет и до 18 лет, а лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей- с момента возникновения оснований и до 23 лет. Козловой С.Н. на момент обращения было более 23 лет.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Стороной истца представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие факт наличия у Козловой (Шевцовой) С.Н. права на получение жилой площади по договору социального найма вне очереди, как оставшейся без попечения родителей.

Как видно из свидетельства о рождении Шевцовой С.Н., она родилась 14.03.1985 года, ее родителями являются: ФИО2 и ФИО1 мать ФИО1 умерла <данные изъяты> а отец ФИО2- ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Решением Корочанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был лишен родительских прав в отношении детей: дочери Шевцовой Ольги Николаевны 1980 года рождения, дочери Шевцовой Светланы Николаевны 1985 года рождения и сына Шевцова Николая Николаевича 1988 года рождения. Дети переданы на воспитание и попечение ФИО3 <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Шевцова С.Н. зарегистрировала брак с Козловым В.В., и ей присвоена фамилия Козлова <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Козлова (Шевцова) С.Н. на имя главы администрации Корочанскоо района подала заявление с просьбой поставить ее на квартирный учет как ребенка-сироту <данные изъяты>

Козлова(Шевцова) С.Н. ДД.ММ.ГГГГ окончила государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Российский государственный социальный университет», что подтверждается дипломом серии ВСГ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 3 части 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Во исполнение названных Законов, был принят Закон Белгородской области от 25.01.2007 года N93 " Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области». Согласно ст. 2 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, обеспечиваются им по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, семейных детских домах, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди по договорам социального найма по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области.

Расходы на реализацию мер по обеспечению этих детей жилым помещением производятся за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций, образуемого в областном бюджете. (ст. 7 данного Закона).

Как установлено в судебном заседании, Козлова (Шевцова) С.Н. с момента окончания учебного заведения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время жилым помещением по договору социального найма не обеспечена.

Доводы ответчика о том, что Козлова С.Н. утратила право на получение жилого помещение, в связи с тем, что с заявлением на постановку на учет на получение жилья она обратилась после достижению ею 23 лет, суд находит неубедительными.

По правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа "город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 федерального закона "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

В судебном заседании было установлено, что ни органы опеки и попечительства, ни опекун ФИО3 Козлову (Шевцову) С.Н. на учет на получение жилья после окончания учебного заведения не поставили. Жилья, закрепленного за Козловой (Шевцовой) С.Н. не имеется.

Данный факт подтверждается пояснениями представителя органа опеки и попечительства администрации Корочанского района ФИО5и показаниями свидетелей ФИО4 и ФИО2

Представленные заявительницей доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истицы, на которые она ссылается как на основания своих требований.

При таких обстоятельствах, Козлова (Шевцова) С.Н. имеет право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении, то есть с даты окончания учебного заведения – ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая за основу положения Конституции Российской Федерации как акта прямого действия, ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 2 Закона Белгородской области от 25.01.2007 года N93 " Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области», Определения Конституционного Суда РФ, в которых сформулирована позиция относительно возникновения права Козловой (Шевцовой) С.Н., как оставшейся без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что заявленные требования истицы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Удовлетворение иска отвечает требованиям справедливости, равенства прав граждан и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Козловой Светланы Николаевны к администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области о восстановлении срока для принятия на учет, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма, постановке на учет и обеспечением жилым помещением лица из детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей признать обоснованным.

Восстановить Козловой (Шевцовой) Светлане Николаевне срок для принятия на учет, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма.

Обязать администрацию муниципального района «Корочанский район» поставить Козлову(Шевцову) Светлану Николаевну на учет, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма и предоставить ей по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Корочанский районный суд Белгородской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: