Дело № 2-287/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кормиловский районный суд Омской области
в составе председательствующего Вяткиной Г.С.
при секретаре Споденейко О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка
14 мая 2010 года
дело по иску Батурина Н.А к Государственному учреждению управлению пенсионного фонда РФ в Кормиловском районе Омской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Батурин Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению управлению пенсионного фонда РФ в Кормиловском районе (ГУ УПФР) о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что он, имея предусмотренный законом стаж педагогической деятельности более 25 лет, приобрел право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в ГУ УПФР с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением комиссии ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ года в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия у него необходимого профессионального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. ГУ УПФР не зачел ему в льготный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве 2 секретаря РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве 1 секретаря Кыринского райкома комсомола, с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве инструктора Читинского ОК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве 1 секретаря РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве секретаря парткома райкома КПСС совхоза «Журавлевский», с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве инструктора орготдела Кыринского райкома КПСС, с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве секретаря партбюро колхоза им. 17 партсъезда, так как в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 отсутствуют условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию периодов выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Также не зачтен ему в льготный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ года в качестве учителя физической культуры Кормиловского многопрофильного лицея, так как наименование учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 и Списку профессий и должностей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал полностью, суду пояснил, что после окончания педагогического института, в 1976 году он по распределению был направлен в Мангутскую среднюю школу, где работал учителем физического воспитания, начальной военной подготовки. С ДД.ММ.ГГГГ года работал на должности 2 секретаря Кыринского РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. работал в должности 1 секретаря Кыринского РК ВЛКСМ. После обучения в Высшей Комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. работал инструктором Читинского ОК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ работал 1 секретарем Алек-Заводского РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. работал секретарем парткома КПСС совхоза «Журавлевский», с ДД.ММ.ГГГГ г. работал инструктором орготдела Кыринского РК КПСС, с ДД.ММ.ГГГГ г. работал секретарем партбюро колхоза им.17 партсъезда. Указанные периоды ГУ УПФР не зачел ему льготный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, однако в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства » от 17.12.1959 г. № 1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14.07.1956 года работа в комсомольских и партийных органах засчитывается в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в его случае является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, ГУ УПФР не зачел в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве учителя физкультуры Кормиловского многопрофильного лицея, так как наименование учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, утвержденному постановлением Правительства от 22.09.1999 года № 1067 и Списку профессий и должностей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Однако, независимо от наименования учреждения, не изменялось назначение учебного заведения. В спорный период он занимался педагогической деятельностью, так как в его трудовые функции входило воспитание и обучение детей.
Представитель ГУ УПФР в Кормиловском районе Кулишкина Н.М. иск не признала и пояснила, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, расчетный размер трудовой пенсии, а также продолжительность стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.01.2002 г., могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002 г., либо исходя из положений, предусмотренных Федеральным законом « О трудовых пенсиях в РФ». Указания на возможность одновременного применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения до и после введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», указанное Постановление Конституционного суда РФ не содержит. Исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по состоянию на 01.01.2002 г. осуществлялось с применением Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, а также Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, действующими соответственно до 1 ноября 1999 года и до 12 ноября 2002 года. В содержащихся в названных Списках перечнях учреждений (в исчерпывающем виде) не поименовано такое учреждение, как многопрофильный лицей, с соответствующими для истца правовыми последствиями в части пенсионного обеспечения. (период с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве учителя физической культуры Кормиловского многопрофильного лицея). Периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве 2 секретаря РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве 1 секретаря Кыринского райкома комсомола, с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве инструктора Читинского ОК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве 1 секретаря РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве секретаря парткома райкома КПСС совхоза «Журавлевский», с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве инструктора орготдела Кыринского райкома КПСС, с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве секретаря партбюро колхоза им. 17 партсъезда не могут быть зачтены в специальный стаж, так как в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, отсутствуют условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию периодов выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулировавшие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, в том числе Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 также не содержали каких-либо условий, при которых вышеуказанные спорные периоды подлежали бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Периоды работы выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если 2/3 стажа, (16 лет 8 мес.) требуемого для назначения в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4). Следовательно, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом рассматриваемых периодов может определяться, если 2/3 стажа составляет работа в должностях и организациях, указанных в Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, и протекавшая в период действия данного Постановления. Стаж Батурина Н.А. 12 лет 8 мес. 2 дня. Лица, работавшие на выборных должностях, и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках действовавшего постановления Совета Министров от 17.12.1959 г. № 1397. Таким образом, оснований для рассмотрения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с признанием указанного Постановления недействующим с 01 октября 1993 года (Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953). До настоящего времени Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 не отменено. В связи с изложенным, продолжительность льготного стажа Батурина Н.А. составляет 19 лет 10 месяцев 2 дня. Следует иметь ввиду также, что в определении от 05.11.2002 г. № 320 –О Конституционный суд РФ обращает внимание на то, что если граждане по ране действовавшему законодательству выработали необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда они обратились за пенсией. В данном случае у истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не выработан. Следовательно, назначение истцу досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью должно производится по законодательству, действовавшему на день обращения за пенсией. Учитывая данные обстоятельства, ГУ УПФР принято решение об отказе Батурину Н.А. в установлении досрочной трудовой пенсии по возрасту в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ, (ныне пп.19 п.1 ст. 27) поскольку при применении допустимых вариантов подсчета специального стажа его продолжительность ни в одном из случаев не соответствует установленной пенсионным законодательством.
Представитель МОУ «Кормиловский лицей» Воробьева Т.М. суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ г. Кормиловская средняя школа №, была реорганизована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Кормиловский многопрофильный лицей». ДД.ММ.ГГГГ г. данное учреждение было переименовано в муниципальное образовательное учреждение «Кормиловский лицей». Однако Батурин Н.А., независимо от наименования учреждения, занимается педагогической деятельностью с детьми. Считает, что истец, имея стаж педагогической деятельности более 25 лет, получил право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Представитель комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Наконечная Н.Г. против удовлетворения иска не возражала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ г. Кормиловская средняя школа № была реорганизована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Кормиловский многопрофильный лицей». ДД.ММ.ГГГГ г. данное учреждение было переименовано в муниципальное образовательное учреждение «Кормиловский лицей». Наименования общеобразовательного учреждения не изменяло суть и характер работы истца с детьми, так как он выполнял функции, задачи по воспитанию и обучению детей.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 1 п.п. «а» и пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из материалов дела видно, что истец с ДД.ММ.ГГГГ года работал на должности 2 секретаря Кыринского РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. работал в должности 1 секретаря Кыринского РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ г. работал инструктором Читинского ОК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ работал 1 секретарем Алек-Заводского РК ВЛКСМ, с 18ДД.ММ.ГГГГ. работал секретарем парткома КПСС совхоза «Журавлевский», ДД.ММ.ГГГГ г. работал инструктором орготдела Кыринского РК КПСС, с ДД.ММ.ГГГГ г. работал секретарем партбюро колхоза им.17 партсъезда. На момент обращения в ГУ УПФР по Кормиловскому району 11 марта 2010 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью специальный стаж работы истца по специальности составил более 16 лет 8 месяцев, а именно 19 лет 10 месяцев 2 дня, что превышает 2\3 от 25 лет требуемого педагогического стажа для назначении пенсии.
Постановлением от 29.01.2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания "Ил Тумэн", республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" Конституционный Суд РФ установил, что нормы ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования независимо от того, выработан ли им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично.
Доводы представителя ГУ УПФР о том, что на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, то есть на 01.10.1993 года истцом не выработано 2/3 специального стажа, суд признает необоснованными, так как на момент возникновения права на льготную пенсию у истца, с учетом оспариваемых периодов работы, имелся стаж, дающий право на назначение пенсии.
Таким образом, с учетом положений статей6 (ч.2), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Кроме того, ответчиком в судебном заседании не оспаривался тот факт, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ г. работая в качестве учителя физической культуры Кормиловского многопрофильного лицея, исполнял функции по обучению и воспитанию детей.
Согласно Списку профессий и должностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на досрочную трудовую пенсию по старости, включается работа учителя общеобразовательных учреждений, в том числе- в лицеях.
У истца в трудовой книжке произведена запись о том, что ДД.ММ.ГГГГ года он принят в Кормиловскую среднюю школу № учителем физической культуры по второй категории ЕТС. ДД.ММ.ГГГГ реорганизована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Кормиловский многопрофильный лицей». ДД.ММ.ГГГГ реорганизована в муниципальное образовательное учреждение «Кормиловский лицей».
Из исследованных в судебном заседании документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. Кормиловская средняя школа № была реорганизована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Кормиловский многопрофильный лицей», который ДД.ММ.ГГГГ г. был переименован в МОУ «Кормиловский лицей» и ДД.ММ.ГГГГ г. был зарегистрирован как муниципальное общеобразовательное учреждение «Кормиловский лицей».
Суд считает, что в специальный стаж истца следует включить период его работы с ДД.ММ.ГГГГ г в должности учителя физической культуры Кормиловского многопрофильного лицея, так как наименование учреждения не влияло на характер работы истца. Наименования общеобразовательного учреждения не изменяла суть и характер его работы с детьми, так как он выполнял функции, задачи по воспитанию и обучению детей, руководствуясь в работе Законом РФ «Об образовании».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Батурин Н.А. на день обращения с заявлением в ГУ УПФР- ДД.ММ.ГГГГ г.- имел стаж педагогической работы более 25 лет.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что ответчик необоснованно отказал Батурину Н.А. в назначении досрочной пенсии по старости.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РСФСР, суд
Р е ш и л :
Включить Батурину Н.А в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве 2 секретаря РК ВЛКСМ,
- с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве 1 секретаря Кыринского райкома комсомола;
- с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве инструктора Читинского ОК ВЛКСМ;
- с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве 1 секретаря РК ВЛКСМ;
- с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве секретаря парткома райкома КПСС совхоза «Журавлевский»;
- с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве инструктора орготдела Кыринского райкома КПСС;
- с ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве секретаря партбюро колхоза им. 17 партсъезда;
- с ДД.ММ.ГГГГ года в качестве учителя физической культуры Кормиловского многопрофильного лицея.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда в Кормиловском районе назначить Батурину Н.А досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 11 марта 2010 года.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области.
Судья : Вяткина Г.С.