Прокурор Кормиловского района о признании действий незаконными и обязании устранить нарушения требований норм пожарной безопасности



Дело № 2-306/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего Вяткиной Г.С.

при секретаре Споденейко О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

4 мая 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района к Межпоселенческому учреждению культуры Кормиловского муниципального района «<данные изъяты>» о признании действий незаконными и обязании устранения нарушений требований норм пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением к Межпоселенческому учреждению культуры Кормиловского муниципального района «<данные изъяты>» о признании действий незаконными и обязании устранения нарушений требований норм пожарной безопасности, в котором просил признать действия МУК КМР «<данные изъяты>» по ненадлежащему исполнению требований норм пожарной безопасности незаконными и обязать МУК КМР «<данные изъяты>» устранить выявленные нарушения требований норм пожарной безопасности: оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС); оборудовать здание СОУЭ людей при пожарах; обработать огнезащитным составом: деревянные конструкции сценической коробки, драпировки в зрительном зале; обработать огнезащитным составом деревянных конструкций кровли; привести сети противопожарного водопровода в исправное состояние; шкафы внутреннего противопожарного водопровода привести в соответствие с НПБ 151-00 в срок до 01.04.2012 года. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района была проведена проверка в деятельности МУК КМР «<данные изъяты>», по результатам которой были выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В нарушение Норм пожарной безопасности Российской Федерации (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315 и строки 9 таблицы 1 обязательного приложения к НПБ 110-03 здание КМР «<данные изъяты>» не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС). В нарушение п.п. 1.1, 1.2, 5.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», закрепленных Приложением к Приказу МЧС России от 20.06.2003 № 323 (НПБ 104-03) и строки 9 таблицы № 2 НПБ 104-03 здание МУК КМР «<данные изъяты>» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах. В нарушение п. 89 Правил пожарной безопасности, закрепленных в приложении к Приказу МЧС России от 18.06.2003 г. № 31301-03 (ППБ 01-03) в здании МУК КМР «<данные изъяты>» сети противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии. В нарушение п. 1.8 Строительных норм и правил СНиП 2.01.02.85* в здании МУК КМР «<данные изъяты>» не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции кровли. В нарушение п. 150 ППБ 01-03 в здании МУК КМР «<данные изъяты>» не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, драпировки в зрительном зале. В нарушение Норм пожарной безопасности «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний», утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 27.12.2000 г. № 79 (НПБ 151-00) в здании МУК КМР «<данные изъяты>» шкафы внутреннего противопожарного водопровода не приведены в соответствии с НПБ 151-00. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку указанными нарушениями создана угроза жизни и здоровью работников МУК КМР «<данные изъяты>», а так же неопределенного круга лиц, посещающих данное учреждение.

В судебном заседании прокурор Ситникова О.С. заявленные требования изменила, исключив требования об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций кровли и с учетом изменений иск поддержала полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУК КМР «<данные изъяты>» (по доверенности) Мосияш А.О. исковые требования прокурора не признал и суду пояснил, что данные нарушения не были устранены из-за отсутствия финансирования. Указанные нарушения будут устранены в случае поступления финансовых средств из бюджета Кормиловского муниципального района, поскольку своими силами их устранить будет невозможно.

Представитель третьего лица администрации Кормиловского муниципального района Ганжа М.В. против удовлетворения искового заявления не возражал, суду пояснил, что для устранения указанных нарушений требуются значительные финансовые средства, которые в срок до 01.04.2012 года из бюджета Кормиловского муниципального района на данные нужды в необходимом размере выделены не будут. По предварительным расчетам для устранения нарушений норм пожарной безопасности в здании МУК КМР «<данные изъяты>» требуются около <данные изъяты> рублей.

Представитель отделения надзорной деятельности Кормиловского района УНД ГУ МЧС России по Омской области Кочнев Ю.Ф. требования прокурора поддержал и суду пояснил, что данные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью работников МУК КМР «<данные изъяты>», а так же неопределенного круга лиц, посещающих указанное учреждение.

Свидетель Л. суду пояснил, что ранее ДД.ММ.ГГГГ года в адрес директора МУК КМР «<данные изъяты>» Тюлевой И.В. выносилось предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности №, но руководитель не выполнила требований этого предписания. При проведении ДД.ММ.ГГГГ года проверки в МУК КМР «<данные изъяты>» были выявлены нарушения идентичные установленным ранее в 2010 году. В результате им был составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУК КМР «<данные изъяты>», в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Мировым судьей судебного участка №9 в Кормиловском районе производство по данному делу было прекращено в связи с отсутствием в действиях лица вины, но данное постановление не освобождает учреждение от обязанности соблюдать требования пожарной безопасности.

Суд, выслушав стороны, представителей третьих лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Требования ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязывают руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу пункта 89 Правил пожарной безопасности, закрепленных в приложении к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 31301-03 (ППБ 01-03), сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью) Пунктом 150 ППБ 01-03 предусмотрено, что деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами.

Согласно пункту 1 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализацией (АУПС), закрепленного Приложением к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ 110-03), настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

В силу пункта 14 НПБ 110-03, перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении. Согласно строке 9 таблицы №1 обязательного Приложения к НПБ 110-03, здания общественного и административно-бытового назначения оборудуются АУПС независимо от площади и этажности.

Пунктами 1.1, 1.2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», закрепленных Приложением к Приказу МЧС России от 20.06.2003 N 323 (НПБ 104-03), закреплено, что настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях); устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. В силу пункта 5.1 НПБ 104-03, тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей. Согласно строке 9 таблицы №2 НПБ 104-03, в зрелищных учреждениях должны устанавливаться СОУЭ типов от 1 до 3.

В соответствии с Нормами пожарной безопасности «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний», утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 27 декабря 2000 г. №79 (НПБ 151-00), нормы пожарной безопасности распространяются на пожарные шкафы (ШП) и устанавливают технические требования пожарной безопасности к ним, а также методы их испытаний. Пожарные шкафы размещают в зданиях и сооружениях, имеющих внутренний противопожарный водопровод с расходом воды в соответствии со СНиП 2.04.01*.

Как установлено в судебном заседании, ответчик – МУК КМР «<данные изъяты>» осуществляет свою деятельность в нарушение указанных выше требований пожарного законодательства. Здание МУК КМР «<данные изъяты>» не оборудовано АУПС; не оборудовано СОУЭ людей при пожарах; не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, драпировки в зрительном зале; сети противопожарного водопровода не приведены в исправное состояние; шкафы внутреннего противопожарного водопровода не приведены в соответствии с НПБ 151-00.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом № проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным по результатам проверки проведенной отделением надзорной деятельности Кормиловского района УНД ГУ МЧС России по Омской области.

Так же данные обстоятельства подтверждаются постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении МУК КМР «<данные изъяты>»

Вместе с тем, указанные факты не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об осуществлении ответчиком своей деятельности с нарушением требований Федерального закона «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, право на образование отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В данном случае прокурор правомерно обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие в помещениях МУК КМР «<данные изъяты>» автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, а так же другие указанные нарушения создают непосредственную угрозу их конституционным правам на жизнь и здоровье.

Поэтому суд признает исковые требования прокурора Кормиловского района обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию с МУК КМР «<данные изъяты>» в местный бюджет подлежит уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать незаконными действия Межпоселенческого учреждения культуры Кормиловского муниципального района «<данные изъяты>» по ненадлежащему исполнению требований норм пожарной безопасности.

Обязать Межпоселенческое учреждение культуры Кормиловского муниципального района «<данные изъяты>» устранить нарушения норм пожарной безопасности: оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС), системой оповещения и управления эвакуации людей при пожарах; обработать огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, драпировки в зрительном зале; привести сети противопожарного водопровода в исправное состояние; шкафы внутреннего противопожарного водопровода привести в соответствие с НПБ 151-00 в срок до 01.04.2012 г.

Взыскать с Межпоселенческого учреждения культуры Кормиловского муниципального района «<данные изъяты>» в бюджет Кормиловского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья: Вяткина Г.С.