Завадина ЕИ о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения



Дело № 2- 381/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В.,

с участием помощника прокурора Кормиловского района Блохина О.В.,

при секретаре Кобец В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

23 июня 2011 года

гражданское дело по иску Завадиной ЕИ к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Завадина Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о предоставлении ей жилого помещения в первоочередном порядке, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ года она находилась под опекой Мораш Э.А, по причине смерти обоих родителей. Закрепленного жилого помещения на праве собственности либо на праве пользования по договору социального найма не имеет, что подтверждается соответствующими справками из Омского центра технической инвентаризации и землеустройства и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. В настоящее время она проживает с мужем и маленьким ребенком в общежитии от учебного заведения. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ она имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 вышеуказанного федерального закона,

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, …..обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма закреплена в ст. 57 Жилищного кодекса РФ и в ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. Согласно ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот на неограниченный срок переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. ДД.ММ.ГГГГ года она была поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот, в администрации Кормиловского городского поселения. Гражданам, стоящим на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Просит суд обязать Администрацию Кормиловского муниципального района предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании Завадина Е.И. требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель Администрации Кормиловского муниципального района Омской области по доверенности Ганжа М.В. иск не признал, ссылаясь на то, что ст. 15 ФЗ от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не относит к вопросам местного значения муниципального района обеспечение граждан жилыми помещениями, в том числе обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ 09.10.1999г № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Омской области от 27.12.2007 N 1004-ОЗ "О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними" переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, закрепленные федеральным законодательством за органами опеки и попечительства. Согласно ст. 2 данного Закона, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в форме субвенций в Областном фонде компенсаций. Финансовые средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Исходя из норм вышеуказанных законодательных актов, Кормиловский муниципальный район вправе осуществлять полномочия Омской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, в порядке, установленном государственными органами Омской области и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Омской области. В соответствии с Законом Омской области от 27.12.2007 N 1004-ОЗ "О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними" и законами Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, Кормиловскому муниципальному району из бюджета Омской области выделены субвенции для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно справки Комитета финансов администрации Кормиловского муниципального района. Данные финансовые средства использованы на приобретение жилья для детей –сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Иными словами Кормиловский муниципальный район выполняет обязанности Омской области в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Все что выходит за данные пределы остается обязанностями Омской области. Правовых оснований для возложения на Кормиловский муниципальный район обязанностей по приобретению жилых помещений за счет собственных средств для предоставления Завадиной Е.И. не имеется. Порядок ведения регистрационного учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрен Законом Омской области от 28.12.2005 N 722-03 "О государственной политике Омской области в жилищной сфере". Согласно ст. 17 данного закона, ведение регистрационного учета осуществляется органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Регистрационный учет ведется в отношении всей территории соответствующего муниципального образования Омской области по единому регистрационному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по установленной форме. Во исполнение указанного закона, Комитетом по образованию администрации Кормиловского муниципального района формируется единый регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Необходимость формирования единого регистрационного списка обусловлена целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий. Завадина Е.И. в настоящее время состоит в едином регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Позиция Администрации Кормиловского муниципального района согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определениях № 250-О-П от 05.02.2009 и № 605-О-О от 22.04.2010, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определении № 18-Г10-19 от 14.07.2010. Поэтому Завадиной Е.И. будет предоставлено жилое помещение за счет субвенций бюджета Омской области по мере поступления субвенций на указанные нужды в Кормиловский район.

Представитель Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района (по доверенности) Кирш Е.А. против иска не возражала и пояснила, что действительно с ДД.ММ.ГГГГ года Завадина Е.И. находилась под опекой Мораш Э.А, по причине смерти обоих родителей. Постановление главы Кормиловского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ за Завадиной Е.И. было закреплено право пользования жилой площадью расположенной по адресу: Омская область, Кормиловский район, с. Михайловка, ул. Октябрьская д. 30. Данное жилое помещение на праве собственности принадлежит опекуну Завадиной Е.И. Мораш Э.А. прабабушке истицы. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ Завадина Е.И. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, одними из которых является обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства внеочередным предоставлением жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ года Завадина Е.И. была поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот. В ДД.ММ.ГГГГ году администрация Кормиловского муниципального района для данной категории детей стала приобретать жилье. Областной бюджет выделяет средства путем субвенций на приобретения жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ году областным бюджетом было выделено <данные изъяты> рублей. На данную сумму можно было приобрести одну однокомнатную квартиру. В ДД.ММ.ГГГГ году было выделено <данные изъяты> рублей. На указанную сумму было приобретено две квартиры. В ДД.ММ.ГГГГ году получили полтора миллиона рублей, на которые планируется купить 2-3 однокомнатные квартиры.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что требования истца обоснованные.

Свидетель Е суду пояснил, что он является главой администрации Михайловского сельского поселения. Завадина Е.И. проживает на территории поселения в с. <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ году Завадина Е.И. осиротела. Постановлением главы Кормиловского муниципального образования в отношении Завадиной Е.И. был назначен попечитель Мораш Э.А. Кроме того, данным постановлением было закреплено право пользования жилой площадью расположенной по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес>. Данное жилое помещение на праве собственности принадлежит попечителю Завадиной Е.И. Мораш ЭА. В сельском поселении свободного жилья нет, и программа по строительству жилья в селе у них не действует.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Постановлением главы администрации Кормиловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. Доловова (Завадина) Е.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещение, предоставляемого по договору социального найма и внесена в общий список (л.д.7).

На л.д. 13 имеется копия свидетельства о заключении брака серия выданного ДД.ММ.ГГГГ департаментом ЗАГС Министерства государственно - правового развития Омской области – Кормиловский район, согласно которого брак заключен между Завадиным И.Ю. и Долововой Е.И. после заключения брака жене присвоена фамилия Завадина.

Постановлением главы администрации Кормиловского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ Долововой Е.и. был назначен попечитель Мораш Э.А. За несовершеннолетней Долововой Е.И. было закреплено право пользования жилой площадью по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> (л.д.16)

Согласно справке Управления Росреестра по Омской области Кормиловский отдел жилой дом расположены по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> принадлежит на праве собственности Мораш Э.А.

Копией паспорта серия выданного ТП УФМС России по Омской области в Кормиловском районе подтверждается, что Завадина Е.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес>

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент принятия Завадиной Е.И. на учет для предоставления жилья возраст истца составлял 22 года, что истец не имеет собственного жилья, и в настоящее время зарегистрирована в доме своего попечителя Мораш Э.А. по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес>. Жилое помещение по договору социального найма Завадиной Е.И. не предоставлялось.

Федеральный закон от 21.12.1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного Федеральною закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленною жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социальною обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования….обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона – ст. 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования….обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-03 предусмотрено, что Омская область передаст на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, липам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семенного тина, при прекращении опеки (попечительства). Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенною пункта) обшей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с Законом Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 г.» (с изменениями от 25 марта 2011 г.) распределены субвенции бюджетам муниципальных образований Омской области из Областного фонда на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на 2011 год.

Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме <данные изъяты>. руб., в том числе Кормиловскому муниципальному образованию – в сумме <данные изъяты> руб. (приложение 10, таблица № 1).

При изложенных обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, суд считает, что требования Завадиной Е.И. подлежат удовлетворению. Обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Кормиловского муниципального района за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области предоставить Завадиной ЕИ во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в соответствии с установленными социальными и техническими нормами за счет субвенций бюджета Омской области.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья : Бандур Г.В.