Дело № 2-389/2011г Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Кормиловка «22» июня 2011 года Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В., с участием прокурора Кормиловского района Шевченко А.А., при секретаре Кобец В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района Омской области к администрации Некрасовского сельского поселения о признании действий незаконными, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с иском о признании действий администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района в части ненадлежащей организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно–эпидемиологического законодательства, незаконными. Обязать администрацию Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района организовать на территории сельского поселения места захоронения, соответствующие требованиям земельного, градостроительного, санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы на общественное сельское кладбище, провести отвод земельных участков под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательства, определить границы кладбища, получить положительное заключение экологического и санитарно - эпидемиологической экспертизы. Помощник прокурора Кормиловского района Шевченко А.А. исковые требования поддержала и уточнила, указав срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ года. В обосновании своих требований указала, что прокуратурой Кормиловского района проведена проверка исполнения земельного законодательства на территории Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района. В ходе проверки установлено, что на территории Некрасовского сельского поселения располагаются 4 кладбища: около <адрес> Однако, земельные участки под указанными кладбищами не выделялись, на кадастровый учет не постановлены, право собственности на них не зарегистрировано, сведений об иных обременениях не установлено. При этом санитарно-эпидемиологическое состояние кладбищ не соответствует требованиям действующего законодательства. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2009г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В силу ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003г, которым утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03». Кроме того, как следует из требований ГК РФ, Федерального закона от 21.07.1997г № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24 июля 2007г. N221-ФЗ При этом на территории указанных кладбищ в настоящее время производится захоронения. Исходя из вышеизложенного, следует, что организация захоронения на указанных кладбищах является незаконной, в связи с чем, производимые в настоящее время захоронения также являются незаконными. В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В силу ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. На основании п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находится имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. Администрация Некрасовского сельского поселения не выполнила надлежащим образом возложенную законом обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории названного муниципального образования. И просит признать действия администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района в части ненадлежащей организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно–эпидемиологического законодательства, незаконными. Обязать администрацию Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района организовать на территории сельского поселения места захоронения, соответствующие требованиям земельного, градостроительного, санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы на общественное сельское кладбище, провести отвод земельных участков под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательства, определить границы кладбища, получить положительное заключение экологического и санитарно - эпидемиологической экспертизы в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Взыскать с администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района государственную пошлину. Глава администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района Иванцов А.В. уточненные исковые требования прокурора признал полностью. Суду пояснил, в соответствии с п. 22 ст. 14 Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с п. 1, 4 ст. 17, п. 4 ст. 18, с. 2 ст. 19, п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 22, п. 2 ст. 24, п. 2 ст. 25, п.1, 2 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996г № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", собрания граждан проживающих в поселении, могут выносить предложения по созданию мест погребения. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест и санитарно-гигиенической экспертизы. Отвод земельных участков для размещения новых мест погребения осуществляется органами местного самоуправления, в соответствии с земельным законодательством. Места погребения на территории Некрасовского сельского поселения в <адрес> предположительно действуют с <данные изъяты> годов, подтверждающих документов не имеется. В целях обеспечения выполнения требований п. 22 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необходимо было провести разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальным районом и поселением, то есть должна быть проведена безвозмездная передача имущества, необходимого для решения вопросов местного значения, но этого комитетом имущества Кормиловского муниципального района сделано не было. На сегодняшний день вновь созданных мест захоронения на территории Некрасовского поселения нет. Представитель администрации Кормиловского муниципального района Копейкин А.А. уточненные требования признал. Суду пояснил, что земельные участки под кладбищами в собственность администрации Некрасовского сельского поселения не передавались, межевание не проводилось и границы участков не определялись. Заключения экологической и санитарно – эпидемиологической экспертизы не делались. Чтобы произвести данные мероприятия, необходимы большие затраты. Но, ни в администрации Кормиловского муниципального района, а тем более в администрации Некрасовского сельского поселения таких денег нет. За проведение межевания земельных участков и постановку на кадастровый учет выделено <данные изъяты> руб., но он не может обещать, что данные мероприятия будут проведены по всем сельским кладбищам. Из-за отсутствия денежных средств, возможно, оформлять только документацию на сельские кладбища расположенные на центральных усадьбах. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные прокурором требования удовлетворить полностью по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2009г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В силу ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003г, которым утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03». Кроме того, как следует из требований ГК РФ, Федерального закона от 21.07.1997г № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24 июля 2007г. N221-ФЗ В ходе проверки, проведенной прокуратурой Кормиловского района, установлено, что на указанные кладбища, расположенные в <адрес> сельском поселении Кормиловского муниципального района, правоустанавливающих документов на общественные сельские кладбища не имеется. Земельные участки под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательства не отведены, границы кладбища не определены, положительного заключения экологического и санитарно - эпидемиологической экспертизы на место погребения до настоящего времени не получено. При этом на территории указанных кладбищ в настоящее время производится захоронения. Исходя из вышеизложенного, следует, что организация захоронения на указанных кладбищах является незаконной, в связи с чем, производимые в настоящее время захоронения также являются незаконными. В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В силу ст. 19 ЗК РФ муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. На основании п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находится имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании установлено, что администрация Некрасовского сельского поселения не выполнила надлежащим образом возложенную законом обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории названного муниципального образования. Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством и анализом доказательств, суд признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц, то есть администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского района Омской области в местный бюджет подлежит уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Уточненные исковые требования прокурора Кормиловского района удовлетворить полностью. Признать действия администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района в части ненадлежащей организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно–эпидемиологического законодательства, незаконными. Обязать администрацию Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ года организовать на территории сельского поселения места захоронения, соответствующие требованиям земельного, градостроительного, санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы на общественное сельское кладбище, провести отвод земельных участков под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательства, определить границы кладбища, получить положительное заключение экологического и санитарно - эпидемиологической экспертизы. Взыскать с администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области. Судья: Бандур Г.В.
"О государственном кадастре недвижимости" права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав и кадастровому учету. В Некрасовском сельском поселении Кормиловского муниципального района, правоустанавливающих документов на общественные сельские кладбища не имеется. Земельные участки под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательства не отведены, границы кладбища не определены, положительного заключения экологического и санитарно - эпидемиологической экспертизы на место погребения до настоящего времени не получено.
"О государственном кадастре недвижимости" права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав и кадастровому учету.