Прокурор Кормиловского района о признании незаконным бездействия



Дело № 2-316/2011 года

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации


Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего Вяткиной Г.С.

с участием прокурора Шевченко А.А.

при секретаре Споденейко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

20 июня 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района Омской области в интересах Борисовой ВН к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и получении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с иском в интересах Борисовой В.Н. к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Кормиловского муниципального района, выразившемся в не предоставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязании Администрации Кормиловского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения «Кормиловская центральная больница» Борисовой В.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за ДД.ММ.ГГГГ г.г. В обоснование иска прокурор указал, что Борисова В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ г. года по настоящее время работает в МУЗ «Кормиловская ЦРБ» в должности участкового врача-реаниматолога поликлиники. До ДД.ММ.ГГГГ. ей как работнику здравоохранения представлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 г. предоставление указанных льгот прекратилось, до настоящего времени льготы не восстановлены. Не предоставление Администрацией Кормиловского района мер социальной поддержки нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ права Борисовой В.Н.

В судебном заседании помощник прокурора Шевченко А.А. уточнила исковые требования. Просила признать незаконным бездействие ответчика по не предоставлению мер социальной поддержки Борисовой В.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязать Администрацию Кормиловского района предоставить указанные меры в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, согласно, представленному расчёту в размере <данные изъяты> коп за период с ДД.ММ.ГГГГ г. В остальной части исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истица Борисова В.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования, заявленные в её интересах прокурором, поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика Администрации Кормиловского муниципального района Омской области Ганжа М.В. требования прокурора не признал, мотивируя это тем, что Администрация Кормиловского муниципального района является ненадлежащий ответчик, поскольку правовых оснований для обязания Администрации осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения нет. Предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам не относится к вопросам местного значения. Согласно ч.5 ст.20 ФЗ-131 орган местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счёт средств бюджета муниципального образования и в соответствии с ч.6 ст. 63 Основ это право органа, а не обязанность. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников Администрации не передавались. Бюджетом субъекта Омской области в ДД.ММ.ГГГГ годах не предусмотрено субсидий органам местного самоуправления Кормиловского муниципального района на реализацию передаваемых государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения. Методика расчёта по мерам социальной поддержки отсутствует. Кроме того, истек установленный для данной категории дел трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, и пропуск данного срока может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Представитель третьего лица МУЗ «Кормиловская ЦРБ» Редько Б.М. исковые требования прокурора просил удовлетворить в полном объеме и пояснил, что медицинские работники на протяжении двух лет предпринимают попытки добиться восстановления им мер социальной поддержки, для этого обращались и в администрацию и прокуратуру Кормиловского района. До ДД.ММ.ГГГГ года медицинские работники МУЗ «Кормиловская ЦРБ» получали компенсацию по существующим нормам за отопление и освещение. В ДД.ММ.ГГГГ г.г. выплаты прекращены.

Представитель Министерства финансов и Правительства Омской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. По заявленным требованиям исковые требования не признали, считают, что Администрация Кормиловского муниципального района является ненадлежащим ответчиком.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Борисова В.Н. является работником МУЗ «Кормиловская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время, работает в должности врача-реаниматолога.

Согласно п.3 Устава муниципального учреждения здравоохранения «Кормиловская центральная больница», утвержденного постановлением Главы Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. учредителем МУЗ «Кормиловская ЦРБ» является: Администрация Кормиловского муниципального образования».

Из материалов дела следует, что до ДД.ММ.ГГГГ г. Борисовой В.Н. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и энергоснабжения. С ДД.ММ.ГГГГ г. компенсация расходов на оплату отопления и энергоснабжения Борисовой В.Н. не предоставлялась.

С ДД.ММ.ГГГГ г. Борисова В.Н. зарегистрирована и проживает в р.п. Кормиловка Кормиловского района Омской области, из чего следует, что медицинский работник Борисова В.Н. работает и постоянно проживает в сельской местности. Семья Борисовой В.Н. состоит их трех человек, несовершеннолетних детей нет.

В соответствии с ч.2 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1, действовавших до 1 января 2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 года, в связи с принятием ФЗ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населённых пунктов пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

Согласно указанной норме меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, федеральных специальных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, федеральных специальных организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами субъекта Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (ч.6).

Таким образом, ч. 6 ст.63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ по существу предусмотрена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающих в сельской местности.

Вместе с тем, из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что постановление о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, на территории Кормиловского района не принималось.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, местного самоуправления обязанности возложенной на них нормативно правовыми и иными актами.

Следовательно, имело место бездействие со стороны Администрации Кормиловского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Согласно п.2,3 вышеуказанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, компенсация расходов на оплату отопления. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (с изменениями, введенными Законом Омской области от 18.12.2009 г. №1212-03, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ г.. До ДД.ММ.ГГГГ г. компенсация на оплату отопления предоставлялась из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера), и не рассчитывалась путем деления общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц.

Действие ст. 36 Кодекса, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. Законом Омской области от 29.12.2009г. №1219-03 ( ред. от 03.02.2010 г.).

Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки. Действие ст.37 Кодекса приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года Законом Омской области от 24.11.2008 N 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 г.», с 1 января по 31 декабря 2010г. приостановлено п.п.2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-03 «Об областном бюджете на 2010г.».

Согласно п.п.3,4 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением неработающих пенсионеров, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящей статьи).

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда от 17.06.2004 года № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П орган местного самоуправления, в случае недостаточности собственных денежных средств, для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счёт бюджета другого уровня.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

Кроме того, согласно определению Верховного суда РФ от 28.10.2009 г. № 50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 «Об областном бюджете на 2009 г.».

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд исходит из объёма таких мер, представлявшихся гражданам по состоянию на 31.12.2004 г., и обязанности органа местного самоуправления при установлении новых размеров и условий выплаты пособий и иных выплат, гарантий и компенсаций, обеспечить им сохранение прежнего уровня социальной защищённости.

Согласно расчетов истца сумма компенсации расходов на оплату отопления составляет из расчета на 14,9 кв.м. за 2009 <данные изъяты> г. произведен верно, в соответствии со ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (в редакции, действующей на указанный период времени).

За электроэнергию льготными являются 123 кв. в год и составляет в <данные изъяты> коп. Общая сумма компенсации составляет <данные изъяты> коп.

Суд считает, что указанная сумма компенсации понесённых Борисовой В.Н. расходов на отопление и освещении, рассчитанная по аналогии, не ухудшает положение медицинского работника и подлежит взысканию.

Доводы представителя ответчика суд не может принять во внимание, поскольку считает, что Администрация Кормиловского муниципального района Омской области без законных на то оснований не исполнила свою обязанность по предоставлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, возложенную на них в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

Ссылка ответчика на то, что данные льготы не предоставлялись, так как из областного бюджета Администрации Кормиловского муниципального района не выделялось субвенций на реализацию мер социальной поддержки медицинских работников, суд также не может принять во внимание, так как бюджеты всех уровней самостоятельны, и к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. В данном случае Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области бюджет надлежащим образом сформирован не был, денежные средства на компенсацию указанных льгот в бюджет заложены не были.

Отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, а также факт отсутствия в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд признает, что истец правомерно предъявил иск, исходя из объема таких мер, установленных Законом Омской области.

Суд считает необоснованным утверждение ответчика о том, что истёк срок исковой давности на предъявления данного требования, так как указанные правоотношения являются длящимися. Поэтому исковые требования подлежат рассмотрению по существу спора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 197 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Кормиловского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки Борисовой ВН в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Кормиловского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения «Кормиловская центральная районная больница» Борисовой ВН в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, оплате электроэнергии для освещения жилого помещения, взыскав с Администрации Кормиловского муниципального района Омской области в её пользу <данные изъяты> коп.

Судебные издержки отнести за счёт государства.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья: Вяткина Г. С.