Кудымова ЛА о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди



Дело № 2- 325/2011 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего Вяткиной Г.С.

при секретаре Споденейко О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

16 июня 2011 года

гражданское дело по иску Кудымовой ЛА к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди,

у с т а н о в и л:

Кудымова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, которые были лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ г. она воспитывалась в Кормиловском детском доме. За ней было закреплено жилое помещение в <адрес> Кормиловского района Омской области, которое в настоящее время отсутствует, так как разобрано. Жилого помещения на праве пользования по договору социального найма не имеет. ДД.ММ.ГГГГ г. она была занесена в регистрационный список в качестве нуждающейся в получении жилья по договору социального найма во внеочередном порядке в Кормиловском муниципальном районе. До настоящего времени право на получение благоустроенного жилого помещения она не реализовала. Просила суд обязать Администрацию Кормиловского муниципального района предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм, во внеочередном порядке.

В судебном заседании Кудымова Л.А. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Суду пояснила, что нуждается в жилом помещении, так как не имеет закрепленного за ней жилья ни в собственности, ни по договору социального найма. С ДД.ММ.ГГГГ г. состоит на регистрационном учете в Кормиловском муниципальном районе в качестве нуждающейся в жилом помещении

Представитель Администрации Кормиловского муниципального района Омской области по доверенности Ганжа М.В. иск не признал, ссылаясь на то, что ст. 15 ФЗ от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не относит к вопросам местного значения муниципального района обеспечение граждан жилыми помещениями, в том числе обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ 09.10.1999г № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Омской области от 27.12.2007 N 1004-ОЗ "О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними" переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, закрепленные федеральным законодательством за органами опеки и попечительства. Согласно ст. 2 данного Закона, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в форме субвенций в Областном фонде компенсаций. Финансовые средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Исходя из норм вышеуказанных законодательных актов, Кормиловский муниципальный район вправе осуществлять полномочия Омской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, в порядке, установленном государственными органами Омской области и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Омской области. В соответствии с Законом Омской области от 27.12.2007 N 1004-ОЗ "О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними" и законами Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, Кормиловскому муниципальному району из бюджета Омской области выделены субвенции для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кормиловский муниципальный район выполняет обязанности Омской области в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Все что выходит за данные пределы остается обязанностями Омской области. Правовых оснований для возложения на Кормиловский муниципальный район обязанностей по приобретению жилого помещения за счет собственных средств для предоставления его Кудымовой Л.А. не имеется. Порядок ведения регистрационного учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен Законом Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере". Согласно ст. 17 данного закона, ведение регистрационного учета осуществляется органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Регистрационный учет ведется в отношении всей территории соответствующего муниципального образования Омской области по единому регистрационному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по установленной форме. Во исполнение указанного закона, Комитетом по образованию администрации Кормиловского муниципального района формируется единый регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Необходимость формирования единого регистрационного списка обусловлена целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий. Кудымова Л.А. в настоящее время состоит в едином регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Поэтому Кудымовой Л.А. будет предоставлено жилое помещение за счет субвенций бюджета Омской области по мере поступления субвенций на указанные нужды в Кормиловский район.

Представитель Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района Кирш Е.А. против иска не возражала и пояснила, что Кудымова Л.А. воспитывалась в Кормиловском детском доме, так как её родители были лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ г. Кудымова Л.А. состоит на регистрационном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке в Кормиловском муниципальном районе. Кудымова Л.А. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, нуждается в жилом помещении и должна быть обеспечена им по месту жительства вне очереди.

Свидетель К глава администрации Новосельского сельского поселения, пояснил, что семья Кудымовых проживала в с. <адрес> в колхозном доме, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, по ул. <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ г. родители истицы были лишены родительских прав и выехали из с. <адрес> Дети были определены в детский дом. Сначала в дом, где ранее проживали Кудымовы, был заселен одинокий мужчина, после смерти которого в этом доме никто не проживал. Так как дом был старый и очень ветхий, он начал разрушаться, и постепенно пришел в аварийное состояние: разрушились две стены, провалилась крыша, дом накренился. Создалась реальная опасность для жизни и здоровья детей, которые там играли. Поэтому этот дом был снесён. В настоящее время на территории Новосельского сельского поселения не имеется жилого помещения, закрепленного за Кудымовой Л.А.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием

В соответствии с ч.2 ст. 37 ранее действовавшего Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 57 действующего Жилищного кодекса РФ предусматривается право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ гарантирует указанным в нем лицам, не имеющим закрепленного жилого помещения, предоставление мер социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью до достижения ими 23-летнего возраста.

В соответствии с частями 3,4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что Кудымова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления Главы районного самоуправления Кормиловского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ г. была определена в детский дом, в связи с тем, что осталась без присмотра родителей.

Из справки Кормиловского детского дома от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что Кудымова Л.А. являлась воспитанницей Кормиловского детского дома с ДД.ММ.ГГГГ г. и находилась на полном государственном обеспечении.

В справках из Усть- Заостровского ПУ указано, что Кудымова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ г. обучалась в данном училище с 3-х годичным сроком обучения по специальности «секретарь» по очной форме, находилась на полном государственном обеспечение.

Справкой ГП Омской области «Омский центр ТИЗ» от ДД.ММ.ГГГГ г. подтверждается, что Кудымова Л.А. в числе собственников домовладений и квартир не значится.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения в отношении Кудымовой Л.А.

Из материалов дела следует, что Кудымова Л.А. состоит в едином регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ г.

Указанные факты не отрицаются ответчиком и представителем комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент принятия Кудымовой Л.А. на учет для предоставления жилья возраст истицы составлял 22 года, что истица не имеет собственного жилья, и в настоящее время зарегистрирован по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес>. Жилое помещение по договору социального найма Кудымовой Л.А. не предоставлялось.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-03 предусмотрено, что Омская область передаст па неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с Законом Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 г.» ( с изменениями от 25 марта 2011 г.) распределены субвенции бюджетам муниципальных образований Омской области из Областного фонда на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на 2011 год.

Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме <данные изъяты> тыс. руб., в том числе Кормиловскому муниципальному образованию – в сумме <данные изъяты> руб. (приложение 10, таблица № 1).

При изложенных обстоятельствах, учитывая нереализованное право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке, суд считает, что требования Кудымовой Л.А. подлежат удовлетворению. Обязанность по обеспечению истицы жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Кормиловского муниципального района за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 197 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Обязать Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области предоставить Кудымовой ЛА во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в соответствии с установленными социальными и техническими нормами за счет субвенций бюджета Омской области.

Взыскать с Администрации Кормиловского муниципального района Омской области в пользу Кудымовой ЛА государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья: Вяткина Г.С.