Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области о признании незаконным бездействия



Дело № 2-610/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего Вяткиной Г.С.

при секретаре Споденейко О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

05 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области к муниципальному унитарному предприятию Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области «Водопроводно – канализационное хозяйство Кормиловское» и администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязания устранения нарушений в соответствии с выданным предписанием,

у с т а н о в и л:

Начальник территориального отдела в Калачинском районе УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее Управление Роспотребнадзора по Омской области) Шемчук Ю.В. обратился с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц <адрес> Кормиловского района Омской области, в котором просил признать бездействие МУП «Водопроводно – канализационное хозяйство Кормиловское» и администрации Георгиевского сельского поселения по организации водоснабжения в границах Георгиевского сельского поселения незаконным; признать деятельность МУП Кормиловский «Водоканал» по обеспечению населения <адрес> Кормиловского района Омской области питьевой водой, не отвечающей требованиям безопасности, противоправной; обязать МУП Кормиловский «Водоканал», администрацию Георгиевского сельского поселения обеспечить качество, безопасность в эпидемическом отношении и безвредность по химическому составу водопроводной воды Георгиевского водопровода в точке перед поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; обязать МУП Кормиловский «Водоканал» довести в установленный судом срок сведения до потребителей через средства массовой информации решение суда.

В обоснование своих требований Начальник территориального отдела в Калачинском районе Управления Роспотребнадзора по Омской области Шемчук Ю.В. указал, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе на основании заявления гражданина ДД.ММ.ГГГГ года была проведена внеплановая проверка в отношении МУП Кормиловский «Водоканал». По результатам проверки исполнения МУП Кормиловский «Водоканал» законодательства в сфере обеспечения населения питьевой водой, вследствие бездействия ответчика обнаружены следующие нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства. При оказании коммунальных услуг МУП Кормиловский «Водоканал» вода водопроводная не соответствует гигиеническим требованиям пункта 3.1., п.3.2, п.3.3, н.3.4, СанПиН 2,1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Согласно протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ. входящий от ДД.ММ.ГГГГ г. вода водопроводная отобранная ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес> перед поступлением в сеть не соответствует по микробиологическим показателям, обнаружены общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии в количестве по 10 колониеобразующих единиц в 100 мл воды, что не допускается; не соответствует по

органолептическим показателям: по мутности, которая составила 9,67 мг/л при нормативе не более 1,5 мг/л, по цветности 147,2 градусов при нормативе не более 20 градусов, не соответствует по химическим показателям по перманганатной окисляемости, которая составила 24 мг/г при нормативе не более 5 мг/л, не соответствует по содержанию железа, которая составила 1,82 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/г. Согласно протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ г. входящий от ДД.ММ.ГГГГ г. вода водопроводная отобранная ДД.ММ.ГГГГ г в <адрес>, перед поступлением в сеть не соответствует по микробиологическим показателям: обнаружены общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии в количестве по 11 колониеобразующих единиц в 100 мл воды, что не допускается; не соответствует органолептическим показателям: по мутности, которая составила 9,36 мг/л при нормативе не более 1,5 мг/л, по цветности 137 градусов при нормативе не более 20 градусов; не соответствует по химическим показателям по перманганатной окисляемости, которая составила 27.2 мг/г при нормативе не более 5 мг/л, не соответствует по содержанию железа, которая составила 1,78 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/г. Водопроводные сооружения в <адрес> представлены насосной станцией, 2 резервуарами воды, водонапорной башней, которая не в рабочем состоянии. На насосной станции один насос, резервный насос отсутствует. Водопроводные сооружения в <адрес> представлены насосной станцией, резервуарами воды, водонапорной башней. На насосной станции один насос, резервный насос отсутствует. В <адрес> Кормиловского района Омской области отсутствуют ограждения у накопительных емкостей воды, из которых вода поступает в сельские водопроводы. Смотровые колодцы на накопительных емкостях воды не закрыты, охрана их не осуществляется, вследствие чего возможен свободный доступ посторонних лиц. Из 22 водоразборных колонок в селе Георгиевка типовые только 2 колонки по <адрес>. В <адрес> из 12 водоразборных колонок нет не одной типовой колонки. Водоразборные колонки представлены открытыми колодцами со шланговыми приспособлениями. Территория колонки <адрес> залита водой. Водоснабжение села Георгиевка Кормиловского района Омской области осуществляется МУП Кормиловский «Водоканал» по сетям Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района, решением которого от ДД.ММ.ГГГГ утвержден тариф на холодное водоснабжение (техническая вода) в размере 46,03 руб. за 1 м3. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. предоставления коммунальных услуг водоснабжения, заключенного МУП Кормиловский «Водоканал» и гражданином Пасмуровым НП (<адрес>) предусмотрен отпуск потребителю технической воды по утвержденным тарифам. Предоставлены калькуляция платы за присоединение к летнему водопроводу на ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденная директором МУП Кормиловский «Водоканал» Добровольским В.А. и квитанция единой расчетной книжки за ДД.ММ.ГГГГ г. об оплате Пасмуровым П.П. услуг за подключение летнего водопровода. Стоимость проведения ремонтных работ и обслуживание водопроводных сетей заложена в тариф по водоснабжению. По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ года должностное лицо – директор МУП Кормиловский «Водоканал» Добровольский В.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 14.4 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ г. было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор , по обеспечению населения <адрес> Кормиловского района питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и имеющей благоприятные органолептические свойства, предусмотренные санитарным правилам, срок исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ год.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе Егиазарян С.А. исковое заявление поддержала полностью, по доводам, изложенным в нем. Суду пояснила, что действительно по результатам проверки качества водопроводной воды в <адрес> Кормиловского района качество воды не соответствует действующему в настоящее время санитарно – эпидемиологическому законодательству. Отсутствует станция очистки воды, а так же конструкции для подачи воды населению не надлежащего качества.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе Новрузова Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУП Кормиловский «Водоканал» Добровольский В.А. исковые требования не признал и суду пояснил, что МУП Кормиловский «Водоканал» обслуживает водозаборные сооружения с. Георгиевка и д. Зотино Кормиловского района Омской области, которые на сегодняшний день не имеют очистных сооружений. Их организация не отвечает за качество воды, она только осуществляет подъем и подачу воды, которая по своим свойствам отвечает техническим требованиям и предназначена для бытовых нужд. Подача чистой воды осуществима лишь с установкой очистных сооружений, строительство которых находится в компетенции администрации Георгиевского сельского поселения. МУП Кормиловский «Водоканал» производит обслуживание указанных сетей с ДД.ММ.ГГГГ г., а насосные станции в <адрес> были построены 40 лет назад. В <адрес> их организация завозит чистую воду на специальном автомобиле, поэтому жители имеют возможность приобрести питьевую воду.

Представитель администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области Козмин Л.С. иск не признал, суду пояснил, что два раза в неделю вода для питья доставляется в населенные пункты специализированным автомобилем. По водопроводу жителям Георгиевского сельского поселения подается техническая вода, которую они используют воду только для полива и бытовых нужд.

Суд, выслушав представителей истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к нижеследующему.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты.

Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) установлены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

В силу положений ст. 18 Закона водные объекты, используемые для питьевого водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности таких объектов устанавливаются санитарными правилами, а разрешение на водопользование для указанных целей выдается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья

населения использования.

Согласно положениям ст. 19 Закона население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке, в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, а питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические

свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей в соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды в соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» должно соответствовать гигиеническим нормативам перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Судом установлено, что между Администрацией Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района и МУП Кормиловский «Водоканал» заключён договор доверительного управления имуществом б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., составлен акт приёма передачи недвижимого имущества, предназначенного для оказания коммунальных услуг на территории Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относится к вопросам местного самоуправления поселений.

Согласно Устава муниципального унитарного предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство Кормиловское», утвержденного постановлением Главы Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года, основными видами деятельности предприятия является водоснабжение, эксплуатация объектов водопроводно-канализационного хозяйства, сбор, очистка и распределение воды, текущий и капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства, прием платежей за предоставляемые услуги и т.д. То есть одним из видов деятельности МУП Кормиловский «Водоканал» является оказание потребителям услуги водоснабжения (подача питьевой воды населению).

Согласно п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года (далее

Правила) обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.

Согласно подпункту "б" п. 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором.

Согласно п.75 указанных Правил исполнитель несет ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействия) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых

денежных средств.

Согласно ч. 1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляется уполномоченным государственным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей. В рамках государственного контроля и надзора в данной сфере отношений предусмотрено обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей (п. 6 ч. 2 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу

потребителя.

Как установлено в судебном заседании указанные нарушения нашли свое подтверждение в акте внеплановой выездной проверки в отношении МУП Кормиловский «Водоканал» от 07 ДД.ММ.ГГГГ года, а так же в предписании от ДД.ММ.ГГГГ года об устранении выявленных недостатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании ответчики также признали наличие указанных нарушений и подтвердили подачу ими в <адрес> технической воды. Так же этот факт подтверждается наличием установленных тарифов за подачу технической воды.

Изложенные обстоятельства позволяют суду считать бездействие МУП Кормиловский «Водоканал» и администрации Георгиевского сельского поселения по организации водоснабжения в границах Георгиевского сельского поселения незаконным и признать деятельность МУП Кормиловский «Водоканал» и администрации Георгиевского сельского поселения по обеспечению населения с<адрес> Кормиловского района Омской области питьевой водой, не отвечающей требованиям безопасности, противоправной.

Доводы ответчиков о том, что населению подается техническая вода, суд признает несостоятельными, так как согласно п. 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться в централизованных системах водоснабжения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители, в частности, наделены полномочием по предъявлению исков суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В рассматриваемом судом случае, Управление Роспотребнадзора по Омской области правомерно обратились в суд в интересах неопределенного круга лиц жителей <адрес> Кормиловского района Омской области, поскольку бездействием МУП Кормиловский «Водоканал» по ненадлежащей организации водоснабжения в границах Георгиевского сельского поселения и обеспечению населения <адрес> Кормиловского района Омской области питьевой водой, не отвечающей требованиям безопасности могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, а так же права граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества, получение питьевой воды и воды для хозяйственно-бытовых нужд в необходимом количестве.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством и анализом доказательств, суд признает исковые требования, заявленные Управлением Роспотребнадзором по Омской области, об обязании МУП Кормиловский «Водоканал», администрации Георгиевского сельского поселения обеспечить качество, безопасность в эпидемическом отношении и безвредность по химическому составу водопроводную воду Георгиевского водопровода в точке перед поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.35 Налогового Кодекса РФ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области при подаче искового заявления освобождено от оплаты государственной пошлины. Поэтому государственная пошлина должна быть взыскана с ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать бездействие Муниципального унитарного предприятия «Водопроводно – канализационное хозяйство Кормиловское» и администрации Георгиевского сельского поселения по организации водоснабжения в границах Георгиевского сельского поселения незаконным.

Признать деятельность Муниципального унитарного предприятия «Водопроводно – канализационное хозяйство Кормиловское» по обеспечению населения <адрес> Кормиловского района Омской области питьевой водой, не отвечающей требованиям безопасности, противоправной.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Водопроводно – канализационное хозяйство Кормиловское» и администрацию Георгиевского сельского поселения обеспечить качество, безопасность в эпидемическом отношении и безвредность по химическому составу водопроводной воды Георгиевского водопровода в точке перед поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Водопроводно – канализационное хозяйство Кормиловское» довести в установленный судом срок до сведения потребителей через средства массовой информации Кормиловского муниципального района решение суда.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Водопроводно – канализационное хозяйство Кормиловское» и администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере по <данные изъяты> руб. с каждого в бюджет Кормиловского муниципального района Омской области.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд.

Судья: Вяткина Г.С.