Дело № года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Судья Кормиловского районного суда <адрес> Бандур Г.В., с участием прокурора Шевченко А.А., при секретаре Кобец В.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка 26 октября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кормиловского района к Муниципальному учреждению культуры Кормиловского муниципального района «<данные изъяты>» о понуждении к исполнению требований закона, У С Т А Н О В И Л : Прокурор обратился в суд с заявлением к Муниципальному учреждению культуры Кормиловского муниципального района «<данные изъяты>» о понуждении к исполнению требований закона. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В ходе данной проверки были выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, которые выражались в нарушении прав инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, в частности на беспрепятственный доступ в здание МУК КМР «<данные изъяты>»- <данные изъяты>. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Часть 5 данной статьи предусматривает, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что в помещении филиала МУК КМР «<данные изъяты>, расположенного по адресу: р.п. <адрес> условия инвалидом для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание библиотеки, не созданы. В соответствии с Уставом учреждения, его учредителем является Кормиловский муниципальный район, в лице Администрации Кормиловского мунципального района Омской области. Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечении доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999г № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мал-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г № 73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидами»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Просил обязать Муниципальному учреждению культуры Кормиловского муниципального района «<данные изъяты>» обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК КМР «<данные изъяты> - <данные изъяты> путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Свои требования в суде помощник прокурора Кормиловского района Шевченко А.А. уточнила. Суду пояснила, что просит обязать МУК Кормиловского муниципального района «<данные изъяты> обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК КМР «<данные изъяты>» - <данные изъяты> путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в срок до 01.06.2012 года. Представитель ответчика МУК КМР «<данные изъяты>» Коропец Т.А. исковые требования признала, суду пояснила, что просит обратить внимание на то, что они ведут работу с инвалидами. У них в библиотеке имеется услуга «Вызываем книгу на дом». По этой услуге они так же могут работать с детьми инвалидами. Библиотека оборудована пандусом, единственное он не оборудован поручнями. Они могут восстановить поручни, но у них нет на это денег. Деньги на данные мероприятия предполагают получить в ДД.ММ.ГГГГ. Представитель администрации Кормиловского муниципального района Омской области Ганжа М.В. требования не признал. Суду пояснил, что администрация Кормиловского муниципального района считает исковые требования прокурора Кормиловского района об обязании МУК КМР «<данные изъяты>» обеспечить беспрепятственный доступ в здание библиотеки незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: 1. Раздел VI Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» устанавливает, что в целях обеспечения инвалидам и другим маломобильным группам населения равного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры необходимо осуществить в 2011 году изменение норм обеспечения доступности зданий и сооружений для указанных категорий граждан при проектировании и строительстве, установленных нормативными документами (СНиП, СП). Часть первая статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Требования к доступности зданий и сооружений устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48), Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения также указаны в строительных нормах и правилах, например, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для мало мобильных групп населения», СП 31-102-99. «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мало мобильных посетителей». Свод правил, принятый постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 г. № 73 (далее - СП 31-102-99) содержит рекомендательные нормы и правила в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» и является документом федерального уровня. Согласно п. 1.5 ст. 1 Свода правил СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» - СП 31-102-99 содержит полный набор требований, рекомендуемых элементов архитектурного решения и проектных мероприятий, которые желательно предусмотреть в проекте. Однако в силу п. 1.3 ст. 1 Свода правил СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» - положения СП 31-102-99 распространяются лишь на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм. Аналогичные нормы закреплены в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для мало мобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), утвержденные постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73, данные нормы предназначены для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем мало мобильным группам населения. Таким образом, вышеуказанные строительные нормы и правила (СНиП), а также строительные правила (СП) имеют рекомендательный характер, распространяются на проектирование и строительство новых, реконструкцию существующих объектов недвижимости, устанавливают для добровольного применения общие правила ведения проектирования и строительства, сложившиеся в практике и обусловленные действующим законодательством. 2. В рамках реализации положений ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», МУК КМР «<данные изъяты> обеспечивает беспрепятственный доступ к библиотечному фонду детям-инвалидам (колясочникам), путем обслуживания их на дому. Таким образом, отсутствуют нарушения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Учитывая вышеизложенное, прошу в удовлетворении исковых требований прокурора Кормиловского района к МУК КМР «<данные изъяты> отказать. Суд, выслушав стороны, проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, считает, что требования прокурора Кормиловского района обоснованны и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2005) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2005) в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст.ст. 3.14, 3.17 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. N73) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, а так же помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В судебном заседании установлено, что ответчик создал условия инвалидам, в том числе, детям-инвалидам для обеспечения беспрепятственного доступа в здание МУК КМР «<данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, а именно вход в здание имеет пандус, но наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Данный факт ответчиком не оспаривался. При указанных обстоятельствах суд принимает признание ответчиком исковых требований прокурора, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В данном случае прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, в том числе детей-инвалидов, поскольку указанные нарушения существенно ущемляют права инвалидов, в том числе, детей-инвалидов, на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Для персональной работы с инвалидами у библиотечной службы нет информации о количестве инвалидов, в том числе и детей, на территории муниципального района, так как эта информация конфедициальная. Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством и анализом доказательств, суд признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению частично. Поскольку в данном случае пандус не снимает всех проблем доступа маломобильных групп населения в центральную детскую библиотеку, непреодолимым препятствием для которых является перемещение через пороги. Суд полагает не навязывая конкретных способов устранения нарушений предоставить ответчику право самостоятельно используя все существующие возможности сделать доступным посещение библиотеки инвалидами и маломобильными группами населения. Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах несовершеннолетних детей - инвалидов, то есть физических лиц, то взысканию с МУК Кормиловского муниципального района «<данные изъяты>» в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить частично. Обязать Муниципальное учреждение культуры Кормиловского муниципального района <данные изъяты>» обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК КМР «<данные изъяты> инвалидов и других маломобильных посетителей всеми возможными способами применительно для детских учреждений. Взыскать с МУК Кормиловского муниципального района «<данные изъяты>» в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области. Судья: Бандур Г.В.
"Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" (утв. постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 1999 г. N 73) к коммуникационным путям относятся: входы и выходы; коридоры, галереи, а также пути движения в функциональных и рекреационных зонах; лестницы и пандусы с поворотными и разворотными площадками; вертикальные средства передвижения с помещениями и площадками перед ними. Коммуникационные пути и пространства, обеспечивающие непрерывность связей между входами, местами обслуживания и отдыха и выходами, должны быть: доступны для различных категорий пользователей; безопасны для движения и отдыха в процессе движения; по возможности короткими, геометрически простыми; оборудованы для облегчения движения, получения своевременной информации, попутного отдыха или ожидания.