Дело № 2-733/2011г р.п. Кормиловка «17» ноября 2011 года Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В., с участием помощника прокурора Кормиловского района Шевченко А.А., при секретаре Кобец В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Кормиловского района Омской области в интересах Третьяковой ИВ к администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и получении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, суд УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Кормиловского района Омской области в интересах Третьяковой И.В. с исковыми требованиями к администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Кормиловского муниципального района, выразившемся в не предоставлении мер социальной поддержки, в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. И просил обязать администрацию Кормиловского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения «Кормиловская центральная районная больница» Третьяковой И.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за ДД.ММ.ГГГГ г.г. в размере <данные изъяты> копейки. В обоснование иска прокурор указал, что Третьякова И.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время работает в МУЗ «Кормиловская ЦРБ» в должности медицинского статистика. До ДД.ММ.ГГГГ года ей как работнику здравоохранения представлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ. предоставление указанных льгот прекратилось, до настоящего времени льготы не восстановлены. Не предоставление администрацией Кормиловского района мер социальной поддержки нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ права Третьяковой И.В. В судебном заседании помощник прокурора Шевченко А.А. исковые требования уточнила: просила признать незаконным бездействия администрации Кормиловского муниципального района, выразившемся в не предоставлении мер социальной поддержки, в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. И просил обязать администрацию Кормиловского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения «Кормиловская центральная районная больница» Третьяковой И.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за ДД.ММ.ГГГГ г.г. в уточнив сумму взыскания в размере сумме <данные изъяты> коп. Истица Третьякова И.В. требования подержала исковые требования прокурора в её интересах в полном объеме. Суду пояснила, что она с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время работает в МУЗ «Кормиловская ЦРБ» в должности медицинского статистика. До ДД.ММ.ГГГГ года ей как работнику здравоохранения представлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ г. предоставление указанных льгот прекратилось, до настоящего времени льготы не восстановлены. Просила обязать администрацию Кормиловского муниципального района предоставить ей меры социальной поддержки как медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Кормиловская центральная районная больница» в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за ДД.ММ.ГГГГ г.г. в размере <данные изъяты> коп. Представитель ответчика Администрации Кормиловского муниципального района Омской области Ганжа М.В. требования прокурора не признал, указав, что администрация Кормиловского муниципального района ненадлежащий ответчик. Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам не относится к вопросам местного значения. Согласно ч.5 ст.20 ФЗ-131 орган местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счёт средств бюджета муниципального образования на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст.19, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Финансирование полномочий не является обязанностью, муниципального образования, а осуществляется при наличии возможности. Таким образом, нормы ч.6 ст.63 Основ должна рассматриваться в свете ч.5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ как право. Иное толкование рассматриваемых норм противоречит п/п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ. Исковые требования противоречат абз.3 ч.5 ст.20 Закона № 131-ФЗ и не могут быть удовлетворены. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников им не передавались. Методики расчёта предусмотренные ст.ст. 36, 37 Кодекса по мерам социальной поддержки не действуют. Просил расчёт представленный прокурором признать недопустимым доказательством и не принимать его во внимание при принятии решения. Представитель третьего лица МУЗ «Кормиловская ЦРБ» Грабовская Е.В. требования прокурора просила удовлетворить и пояснила, что медицинские работники на протяжении двух лет предпринимают попытки добиться восстановления им мер социальной поддержки, для этого обращались и в администрацию муниципального района и в прокуратуру Кормиловского района. До ДД.ММ.ГГГГ года все получали компенсацию по существующим нормам за отопление и освещение. В ДД.ММ.ГГГГ г.г. данные выплаты были прекращены. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Кормиловского района исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Третьякова И.В. является работником МУЗ «Кормиловская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время работает в МУЗ «Кормиловская ЦРБ» в должности медицинского статистика (л.д. 17). Согласно п. 3 Устава муниципального учреждения здравоохранения «Кормиловская центральная больница», утвержденному постановлением Главы Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. №, «Учредителем Учреждения является: Администрация Кормиловского муниципального образования» (л.д. 29-30). Третьяковой И.В. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и энергоснабжения за ДД.ММ.ГГГГ г.г. компенсация расходов на оплату отопления и энергоснабжения не предоставлялась (л.д.16). Третьякова И.В., в соответствии с паспортом (л.д.14), справки о составе семьи зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> совместно с мужем Третьяковым А.Н. и сыном Третьяковым Д.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.(л.д.19). Из этого следует, что Третьякова И.В. работает и постоянно проживает в сельской местности. В соответствии с ч.2 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 года в связи с принятием ФЗ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населённых пунктов пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Данный вывод следует из буквального толкования ст. 63 Основ в новой редакции п. 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ. Согласно данной норме меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, федеральных специальных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, федеральных специальных организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами субъекта Российской Федерации (ч.5). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (ч.6). Таким образом, ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающих в сельской местности. Противоречий норм законодательства при этом суд не усматривает. Вместе с тем, из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что постановления о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим, и проживающим в сельской местности, на территории Кормиловского района не принималось. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, местного самоуправления, обязанности возложенной на них нормативно правовыми и иными актами. Следовательно, имело место бездействие со стороны администрации Кормиловского муниципального района. Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона). Согласно п.2, 3 вышеуказанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, компенсация расходов на оплату отопления. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (с изменениями, введенными Законом Омской области от 18.12.2009г. №1212-03, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ.. До ДД.ММ.ГГГГ. компенсация на оплату отопления предоставлялась из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера), и не рассчитывалась путем деления общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц. Действие ст. 36 Кодекса, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ. Законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. № (ред. от 03.02.2010). Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок, и условия предоставления мер социальной поддержки. Действие ст.37 Кодекса приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ года Законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ N № «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ. приостановлено п.п.2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. №1219-03 «Об областном бюджете на 2010г.». Согласно п.п.3, 4 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением неработающих пенсионеров, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящей статьи). Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ года № и от ДД.ММ.ГГГГ г. № 5-П Орган местного самоуправления, в случае недостаточности собственных денежных средств, для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счёт бюджета другого уровня. Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности. Кроме того, согласно определению Верховного суда РФ от 28.10.2009г. № 50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от 24.11.2008г. №1093-03 «Об областном бюджете на 2009г.». Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года. Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан суд исходит из объёма таких мер представлявшихся гражданам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. и обязанности органа местного самоуправления при установлении новых размеров и условий выплаты пособий и иных выплат, гарантий и компенсаций, обеспечить им сохранение прежнего уровня социальной защищённости. Согласно расчетов истца сумма компенсации расходов на оплату отопления составляет из расчета на 18 кв.м. за ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> коп., за ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> коп. Увеличение ранее заявленной суммы произошло в результате того, что льгота даётся на месяц, а у истца имеют место оплата не по всем месяцам. Данный расчет за период с ДД.ММ.ГГГГ г. произведен, верно, в соответствии со ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (в редакции, действующей на указанный период времени). Общая сумма за отопление составляет <данные изъяты> копейки. За электроэнергию льготными являются <данные изъяты> кв. в год и составляет в ДД.ММ.ГГГГ г. по тарифу <данные изъяты> копейки, за ДД.ММ.ГГГГ г. по тарифу <данные изъяты> коп. Общая сумма компенсации составляет <данные изъяты> коп. Суд считает, что указанная сумма компенсации понесённых Третьяковой И.В. расходов на отопление, рассчитанная по аналогии, не ухудшает положение медицинского работника и подлежит взысканию. Доводы представителя ответчика суд не может принять во внимание, поскольку считает, что Администрация Кормиловского муниципального района Омской области без законных на то оснований не исполнила свою обязанность по предоставлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, возложенную на них в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. Ссылка ответчика на то, что данные льготы не предоставлялись, так как из областного бюджета Администрации Кормиловского муниципального района не выделялось субвенций на реализацию мер социальной поддержки медицинских работников, суд также не может принять во внимание, так как бюджеты всех уровней самостоятельны, и к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. В данном случае Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области бюджет надлежащим образом сформирован не был, денежные средства на компенсацию указанных льгот в бюджет заложены не были. Отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, а также факт отсутствия в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан. Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд признает, что истец правомерно предъявил иск, исходя из объема таких мер, установленных Законом Омской области. Суд считает необоснованным утверждение ответчика и третьего лица о том, что истёк срок исковой давности на предъявления данного требования, так как указанные правоотношения являются длящимися. Поэтому исковые требования подлежат рассмотрению по существу спора. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Кормиловского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки Третьяковой ИВ в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать администрацию Кормиловского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения «Кормиловская центральная районная больница» Третьяковой ИВ в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за ДД.ММ.ГГГГ г.г. в размере <данные изъяты> коп. Судебные издержки отнести за счёт государства. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд. Судья: Г.В. Бандур
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации