Прокурор Кормиловского района об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-679/2011г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Кормиловка «08» ноября 2011 года

Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В.,

с участием прокурора Кормиловского района Шевченко А.А.,

при секретаре Кобец В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района Омской области к МДОУ «Алексеевский детский сад» об устранении нарушении требований законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с иском о признании действий муниципального дошкольного образовательного учреждения «Алексеевский детский сад» по ненадлежащему исполнению требований норм пожарной безопасности незаконными, а также обязать МДОУ «Алексеевский детский сад» устранить выявленные нарушения требований норм пожарной безопасности, а именно: привести внутренний пожарный водопровод в исправное состояние и обеспечить требуемый расход воды на нужды пожаротушения.

В исковое заявлении указала, что прокуратурой Кормиловского района была проведена проверка соблюдений требований пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму в МДОУ «Алексеевский детский сад», расположенный по адресу: <адрес>

Так согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.2004г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ст. 38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г № 313, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

В нарушение данных требований в здании детского сада внутренний пожарный водопровод находится в неисправном состоянии и не обеспечивает подачу воды на нужды пожаротушения.

Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников детского сада. Кроме того, данные нарушения при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе связанной с проявлениями экстремизма, совершением террористического акта могут способствовать большему количеству жертв среди населения, в том числе несовершеннолетних, что противоречит положениям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которой одним из основных принципов противодействия терроризму провозглашена минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором по пожарному надзору Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области Управления надзора деятельности Отделения надзорной деятельности Кормиловского района вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в деятельности МДОУ «Алексеевский детский сад», однако данные меры являются недостаточными для создания безопасных условий для несовершеннолетних воспитанников детского сада от возможных пожарных ситуаций, а также, минимизировать последствия возможного террористического акта.

В силу 1.7 Устава МДОУ «Алексеевский детский сад» является юридическим лицом, имеет имущественные и личные неимущественные права и несет соответствующие обязанности, может от своего имени заключать договоры, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Устава МДОУ «Алексеевский детский сад» учредителем МДОУ является муниципальное образование Кормиловский район в лице Администрации Кормиловского муниципального района, комитет по образованию Администрации Кормиловского муниципального района выступает от имени Кормиловского муниципального района учредителем МДОУ «Алексеевский детский сад».

Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

На основании ст. 210 ГК РФ органы местного самоуправления, будучи собственником имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: защиты семьи, материнства, отцовства и детства: социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах: охрана здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду: образования.

В данном случае обращение прокурора с заявлением обусловлено нарушением прав несовершеннолетних, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно защитить свои права в суде, а также тем, что нарушается конституционное право на защиту детства. Просит признать действия муниципального дошкольного образовательного учреждения «Алексеевский детский сад» по ненадлежащему исполнению требований норм пожарной безопасности незаконными, а также обязать МДОУ «Алексеевский детский сад» устранить выявленные нарушения требований норм пожарной безопасности, а именно: привести внутренний пожарный водопровод в исправное состояние и обеспечить требуемый расход воды на нужды пожаротушения.

В судебном заседании помощник прокурора Кормиловского района Шевченко А.А. требования поддержала полностью. Суду пояснила, что прокуратурой Кормиловского района была проведена проверка соблюдений требований пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму в МДОУ «Алексеевский детский сад», расположенный по адресу: <адрес>

В соответствии с пунктом 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г № 313, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

В нарушение данных требований в здании детского сада внутренний пожарный водопровод находится в неисправном состоянии и не обеспечивает подачу воды на нужды пожаротушения.

Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников детского сада. Кроме того, данные нарушения при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе связанной с проявлениями экстремизма, совершением террористического акта могут способствовать большему количеству жертв среди населения, в том числе несовершеннолетних, что противоречит положениям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которой одним из основных принципов противодействия терроризму провозглашена минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Ранее, 21.09.2010, государственным инспектором по пожарному надзору Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области Управления надзора деятельности Отделения надзорной деятельности Кормиловского района вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в деятельности МДОУ «Алексеевский детский сад», однако данные меры являются недостаточными для создания безопасных условий для несовершеннолетних воспитанников детского сада от возможных пожарных ситуаций, а также, минимизировать последствия возможного террористического акта.

Просит признать действия муниципального дошкольного образовательного учреждения «Алексеевский детский сад» по ненадлежащему исполнению требований норм пожарной безопасности незаконными, а также обязать МДОУ «Алексеевский детский сад» устранить выявленные нарушения требований норм пожарной безопасности, а именно: привести внутренний пожарный водопровод в исправное состояние и обеспечить требуемый расход воды на нужды пожаротушения.

Директор муниципального дошкольного образовательного учреждения «Алексеевский детский сад» Шевченко Г.В. исковые требования признала частично. Суду пояснила, что действительно прокуратурой Кормиловского района была проведена проверка соблюдений требований пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму в МДОУ «Алексеевский детский сад». В ходе проверки были выявлены нарушения требований норм пожарной безопасности, а именно: сеть противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии и не обеспечивается требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Ею были поданы заявки в Комитет по образованию администрации Кормиловского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ годах, но данные нарушения до сих пор не устранены в связи с отсутствием финансирования.

Представитель Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района Зелинский В.И. исковые требования не признал. Суду пояснил, что противопожарный водопровод в МДОУ «Алексеевский детский сад» работал за счет водопроводной башни. Скважина, стоявшая на территории детского сада ремонту не подлежала, и поэтому была снесена в ДД.ММ.ГГГГ году. В ДД.ММ.ГГГГ году в Алексеевском сельском поселении организована пожарная команда, также имеется пожарная машина. Кроме того, в селе имеется две скважины для противопожарной защиты. Установка емкости на 5 куб.м. в подвале детского сада с электрическим насосом финансово обременительна и не эффективна, так как потребуется <данные изъяты>. руб. Кроме того, воду в емкости требуется менять один раз в неделю, а для этого необходимо нанимать транспорт для откачки и наполнения емкости водой, на что потребуется дополнительное финансирование. При установке в подвальном помещении детского сада емкости с водой повысится влажность воздуха, что будет противоречить требованиям СаНПиНа. В дневное время в детском саду работает 7 женщин на 36 детей. В случае эвакуации воспользоваться противопожарным водопроводом не представляется возможным.

Представитель администрации Кормиловского муниципального района Ганжа М.В. исковые требования не признал. Полностью поддерживает позицию представителя Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района Зелинский В.И.

Глава администрации Алексеевского сельского поселения Абаилдина М.Н. исковые требования не признала. Суду пояснила, что в Алексеевском сельском поселении

организована пожарная команда из четырех человек, в ведении которых имеется пожарная машина. Дежурство ведется круглосуточно, автомобиль постоянно на ходу. Чтобы пожарному автомобилю доехать до детского сада потребуется пять минут.

Главный государственный инспектор Кормиловского района по пожарному надзору Кочнев Ю.Ф. требования поддержал. Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ года была проведена проверка соблюдений требований пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму в МДОУ «Алексеевский детский сад», расположенный по адресу: <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения, и было составлено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Согласно предписания МДОУ «Алексеевский детский сад» рекомендовано внутренний пожарный водопровод привести в исправленное состояние и обеспечить требуемый расход воды на нужды пожаротушения. Данные нарушения МДОУ «Алексеевским детским садом» не устранены до настоящего времени.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные прокурором требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.2004г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ст. 38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г № 313, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

В нарушение данных требований в здании детского сада внутренний пожарный водопровод находится в неисправном состоянии и не обеспечивает подачу воды на нужды пожаротушения.

Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников детского сада. Кроме того, данные нарушения при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе связанной с проявлениями экстремизма, совершением террористического акта могут способствовать большему количеству жертв среди населения, в том числе несовершеннолетних, что противоречит положениям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которой одним из основных принципов противодействия терроризму провозглашена минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В силу 1.7 Устава МДОУ «Алексеевский детский сад» является юридическим лицом, имеет имущественные и личные неимущественные права и несет соответствующие обязанности, может от своего имени заключать договоры, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Устава МДОУ «Алексеевский детский сад» учредителем МДОУ является муниципальное образование Кормиловский район в лице Администрации Кормиловского муниципального района, комитет по образованию Администрации Кормиловского муниципального района выступает от имени Кормиловского муниципального района учредителем МДОУ «Алексеевский детский сад».

Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

На основании ст. 210 ГК РФ органы местного самоуправления, будучи собственником имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.

В судебном заседании установлено, что МДОУ «Алексеевский детский сад» осуществляет свою деятельность в нарушение указанных выше требований пожарного законодательства. В детском саду, расположенном по адресу: <адрес> внутренний пожарный водопровод необходимо привести в исправное состояние и обеспечить требуемый расход воды на нужды пожаротушения.

Данный факт не оспаривался в судебном заседании ответчиком. Одновременно суду не были представлены документы свидетельствующие об устранении данных нарушений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об осуществлении МДОУ «Алексеевский детский сад» своей деятельности с нарушением требований Федерального закона «О пожарной безопасности».

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При таких обстоятельствах суд принимает признание ответчиком исковых требований прокурора, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В данном случае обращение прокурора с заявлением обусловлено нарушением прав несовершеннолетних, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно защитить свои права в суде, а также тем, что нарушается конституционное право на защиту детства.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством и анализом доказательств, суд признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию с МДОУ «Алексеевский детский сад» в местный бюджет подлежит уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Кормиловского района удовлетворить полностью.

Признать действия муниципального дошкольного образовательного учреждения «Алексеевский детский сад» по ненадлежащему исполнению требований норм пожарной безопасности незаконными.

Обязать МДОУ «Алексеевский детский сад» устранить нарушения требований норм пожарной безопасности, а именно: привести внутренний пожарный водопровод в исправное состояние и обеспечить требуемый расход воды на нужды пожаротушения приемлемым способом.

Взыскать с МДОУ «Алексеевский детский сад» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кормиловский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Бандур Г.В.

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2011 года.

Судья: