Прокурор Кормиловского района о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 699/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В.

с участием прокурора Шевченко А.А.

при секретаре Кобец В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

23 ноября 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района в интересах Хантуриной СР к администрации Кормиловского муниципального района Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кормиловского района в интересах Хантуриной С.Р. обратился в суд с иском к администрации Кормиловского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что Хантурина С.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Мать Хантуриной С.Р. умерла, отец от воспитания устранился. Решением Акима Атбасарского района Акмолинской области от ДД.ММ.ГГГГ г. установлена опека над несовершеннолетней Хантуриной С.Р. В период ДД.ММ.ГГГГ г.г. Хантурина С.Р. обучалась в Омском институте водного транспорта ФГОУ ВПО «НГАВТ». С ДД.ММ.ГГГГ г. училась в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 36». Постановлением главы администрации Кормиловского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ г. Хантурина С.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, до настоящего времени Хантурина С.Р. жилым помещением не обеспечена, жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. Просил обязать администрацию Кормиловского муниципального района Омской области предоставить Хантуриной Сауле Рахмедовне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма за счет субвенции бюджета Омской области.

В судебном заседании помощник прокурора Шевченко А.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и суду пояснила, что согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Хантурина С.Р. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку у нее умерли оба родителя, и она имеет статус сироты. Она стала сиротой в несовершеннолетнем возрасте, и над ней было оформлено опекунство в Республике Казахстан, где она ранее проживала. Тот факт, что опекунство было оформлено не в России, а в Казахстане не имеет значения, поскольку данные документы действительны в соответствии с Минской конвенцией. В ДД.ММ.ГГГГ году Хантурина С.Р. получила гражданство РФ, гражданство республики Казахстан не принимала. До исполнения ей 18 лет, закрепленного жилья, за ней не было.

Истец Хантурина С.Р. исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что она родилась и проживала в республике Казахстан до ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году умерла ее мать, отец был инвалидом и не мог их с сестрой содержать, поэтому она с сестрой – Хантуриной Миррой стали проживать в семье сестры и опекуном был назначен муж сестры –Роо Валерий Александрович. В ДД.ММ.ГГГГ году умер отец, в этом же году семья сестры переехала жить в Россию и они переехали вместе с ними и стали проживать в <адрес> Кормиловского района. С ДД.ММ.ГГГГ г. она обучалась в <данные изъяты> средней школе, а затем поступила учиться в институт водного транспорта, з\где обучалась с ДД.ММ.ГГГГ год. С ДД.ММ.ГГГГ.г. училась в училище , и в это время возник вопрос с жильем. Мастер училища подсказала ей, что для получения жилья как сироте ей надо написать заявление. В 2010 году она написала заявление в администрацию района и ее поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В Казахстане за ней не было закреплено жилого помещения. Здесь опекуны в период её несовершеннолетия также не поставили её на учёт по незнанию. Жилищный вопрос её сестры решён в с. <адрес> Она просит обязать администрацию о внеочередном предоставлении ей жилья как сироте.

Ответчик представитель Администрации Кормиловского муниципального района Омской области по доверенности Ганжа М.В. с заявленными исковыми требованиями не согласился и суду пояснил, что считает требования прокурора Кормиловского района незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Хантурина С.Р. была зарегистрирована на территории Юрьевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области с ДД.ММ.ГГГГ г. В материалах делах отсутствуют доказательства о наличии статуса ребенка-сироты на территории Российской Федерации, а также документы, подтверждающие установление опеки (попечительства) над Хантуриной С.Р. на территории Российской Федерации. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Хантуриной С.Р. статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет. Таким образом, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность за счет собственных средств обеспечивать вне очереди жилыми помещениями исключительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ не может быть подвергнута расширительному толкованию, поскольку в данном законе не вводятся какие-либо обозначения, что под детьми-сиротами по тексту закона следует понимать и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном законе четко разграничиваются эти категории лиц, и меры социальной поддержки предоставляются именно указанным в статьях категориям лиц. Кроме того, в декабре ДД.ММ.ГГГГ года в данный закон были внесены изменения и по ряду мер социальной поддержки к категориям лиц, имеющим право на получение этих мер, добавлены лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, статья 8, предусматривающая дополнительную гарантию по обеспечению жилыми помещениями, осталась без изменения. Таким образом, федеральный законодатель тем самым подтвердил свою позицию, что к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится только обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичная позиция прослеживается и в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее -Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203. Пунктом 6 Правил установлено, что размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, рассчитывается исходя из количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Частью 2 ст. 16 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» установлено, что для принятия на регистрационный учет ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, законным представителем ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, подается заявление о принятии ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на регистрационный учет (далее - заявление о регистрации) по установленной форме. Согласно пункту 7 ст. 17 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» из единого регистрационного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждане, достигшие возраста 18 лет, чье право на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не было реализовано до достижения ими возраста 18 лет, не исключаются. Исходя из вышеуказанных норм, постановка на регистрационный учет ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении осуществляется до достижения им 18 летнего возраста лишь по заявлению их законных представителей. Таким образом, Хантурина С.Р., в нарушении ст. 16, 17 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» необоснованно поставлена на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в 22 года. Будучи лицом, относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Третье лицо представитель Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района Кирш Е.А. поддержала заявленные исковые требования и суду пояснила, что Хантурина С.Р. является сиротой, в несовершеннолетнем возрасте осталась без родителей, является гражданкой Российской Федерации, свое право на предоставление жилого помещения не использовала и с 18 до 23 лет имела право самостоятельно обращаться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, данное право у нее осталось. Ранее законодательно было установлено, что с заявлением о предоставлении жилого помещения должен опекун сироты, но в настоящее время все изменилось и с таким заявлением вправе обратиться и сам сирота.

Третье лицо Правительства Омской области З будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось. Представитель по доверенности Захарова А.Г. просила рассмотреть дело в их отсутствие, в своем отзыве на исковое заявление указала, что В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет. Таким образом, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность за счет собственных средств обеспечивать вне очереди жилыми помещениями исключительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ не может быть подвергнута расширительному толкованию, поскольку в данном законе не вводятся какие-либо обозначения, что под детьми-сиротами по тексту закона следует понимать и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном законе четко разграничиваются эти категории лиц, и меры социальной поддержки предоставляются именно указанным в статьях категориям лиц. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ года в данный закон были внесены изменения и по ряду мер социальной поддержки к категориям лиц, имеющим право на получение этих мер, добавлены лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, статья 8, предусматривающая дополнительную гарантию по обеспечению жилыми помещениями, осталась без изменения. Таким образом, федеральный законодатель тем самым подтвердил свою позицию, что к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится только обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичная позиция прослеживается и в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее -Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203. Пунктом 6 Правил установлено, что размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, рассчитывается исходя из количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия Омской области по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот в соответствии с п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ) на неограниченный срок были переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. При этом абзац 2 п. 14 ст. 44 Кодекса установил, что при обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Как следует из материалов дела, Хантурина С.Р. встала на учет нуждающихся в жилом помещении в 23 года, то есть, будучи уже лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с изложенным, ей не может быть предоставлено жилое помещение за счет средств бюджете Омской области. Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, должно производиться в общем порядке, то есть в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации – органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.

Свидетель Р суду пояснила, что Хантурина С.Р. – ее родная сестра по матери. Ранее они проживали в Казахстане в п. <адрес>. Жили в совхозной квартире. Затем она вышла замуж, и уехала жить в с. <адрес> <адрес> района. Мать заболела, и она взяла мать и двух младших сестер жить к себе. В ДД.ММ.ГГГГ году мать умерла, а так как отец был инвалидом и не мог содержать младших дочерей, то она с мужем взяла их к себе и муж – РВ. установил над ними опеку. Никакого жилого помещения за девочками не закрепляли. Отец остался жить в <адрес>, а затем в ДД.ММ.ГГГГ г. он умер, дом в котором он жил – разрушен. С ДД.ММ.ГГГГ года они переехали жить в Россию. Сестры живут с ней на протяжении 16 лет, какого-либо жилого помещения за сестрой – Хантуриной С.Р. никогда не закреплялось. Документами в основном всегда занималась она сама, но о том, что им, как детям сиротам положено жилье, она не знала. Узнала об этом от Сауле, которую об этом проконсультировала мастер училища. Своего жилища у Сауле нет, опеку оформляли в Казахстане.

Свидетель РВ. суду пояснил, что Хантурина С.Р. – родная сестра его жены и проживает вместе с ними с ДД.ММ.ГГГГ года, так как ее родители умерли. Сначала он с женой жил в Казахстане в с. <адрес> в доме, который купили с помощью его родителей. Сестры жены Сауле и Мира проживали в <адрес>, а затем, когда у них умерла мать в ДД.ММ.ГГГГ году, то он установил над ними опеку. В ДД.ММ.ГГГГ году они переехали жить в Россию и поселились в ДД.ММ.ГГГГ Кормиловского района. О том, что Сауле можно было поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как сироту, они не знали и когда узнали об этом, то Сауле собрала все необходимые документы и сама подала заявление.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которых основывает свои требования или строит свои возражения.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Постановлением главы Кормиловского муниципального района № 27-п от 25.01.2011 г. Хантурина С.Р. принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и внесена в единый регистрационный список под (л.д.8-9).

В соответствии со справкой администрации Юрьевского сельского поселения Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. Хантурина С.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> на учете в администрации Юрьевского сельского поселения, как нуждающаяся в жилом помещении предоставляемых по договору социального найма, не значится, договора социального найма между администрацией Юрьевского сельского поселения и Хантуриной С.Р. -нет (л.д. 10).

Справкой ГП Омской области «Омский центр ТИЗ» от ДД.ММ.ГГГГ г. подтверждается, что Хантурина С.Р. в числе собственников домовладений и квартир не значится (л.д. 13). Справкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года сообщается, что сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Хантуриной С.Р. отсутствуют (л.д.11-12).

Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ г. выданным администрацией Юрьевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Хантурина С.Р. зарегистрирована по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время.

В соответствии с решением акима Атбасарского района от ДД.ММ.ГГГГ г. РВ назначен опекуном над несовершеннолетними Хантуриной МР ДД.ММ.ГГГГ г.р., Хантуриной СР ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно свидетельству о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ г. родителями Хантуриной СР ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются Хантурин РА (отец) и Битюкова РФ (мать).

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ г. Хантурин РА умер ДД.ММ.ГГГГ г., согласно свидетельству о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ г. Битюкова РФ умерла ДД.ММ.ГГГГ г.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент подачи заявления Хантуриной С.Р. для принятия на учет для предоставления жилья возраст истца составлял 22 года, что истец не имеет собственного жилья, в настоящее время зарегистрирована по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес>. Жилое помещение по договору социального найма Хантуриной С.Р. не предоставлялось. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. Хантурина С.Р. являлась студенткой Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирская государственная академия водного транспорта», а в период с ДД.ММ.ГГГГ г. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 36» г. Омска.

Доводы представителя ответчика о том, что опека была установлена в Республике Казахстан, а также то, что с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должен был обратиться опекун Хантуриной С.Р. – РВ. суд находит несостоятельными и неубедительными. Судом достоверно установлено, что опека над Хантуриной С.Р. была правомерно установлена в республике Казахстан и повторное установление опеки в Российской Федерации не требовалось согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам от ДД.ММ.ГГГГ года.

Федеральный закон от 21.12.1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Хантурина С.Р. обратилась в администрацию Кормиловского муниципального района за обеспечением своего право до исполнения ей 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного Федеральною закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социальною обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона – ст. 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-03 предусмотрено, что Омская область передаст на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, липам из числа детей-сирот и тетей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семенного тина, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенною пункта) обшей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с Законом Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 г.» (с изменениями от 25 марта, 1 июля, 3 октября 2011 г.) распределены субвенции бюджетам муниципальных образований Омской области из Областного фонда на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на 2011 год.

Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме <данные изъяты> руб., в том числе Кормиловскому муниципальному образованию – в сумме <данные изъяты> (приложение 10, таблица № 1).

При изложенных обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, суд считает, что требования Хантуриной С.Р. подлежат удовлетворению. Обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Кормиловского муниципального района за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кормиловского района в интересах Хантуриной СР удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области предоставить Хантуриной СР благоустроенное жилое помещение по договору социального найма за счет субвенции бюджета Омской области.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья: Бандур Г.В.

Полный текст решения изготовлен 28.11.2011 года.

Судья: