Дело № 2-770/2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В., с участием помощника прокурора Чуянова Е.А., при секретаре Кобец В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка «06» декабря 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кормиловского района к администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о понуждении к исполнению требований закона, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Кормиловского района обратился в суд с заявлением к администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о понуждении к исполнению требований закона. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка в ходе, которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, которые выражались в нарушении прав инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, в частности на беспрепятственный доступ в здание администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Часть 5 данной статьи предусматривает, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что работниками БУ «Центра социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области» в рамках осуществления своих полномочий, проведено обследование здания Администрации Михайловского сельского поселения, расположенного по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> по результатам которого составлен акт №, согласно которого условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание центра, не созданы. Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечении доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999г № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г № 73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиПу 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидами»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Просил обязать Администрацию Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Свои требования в суде помощник прокурора Кормиловского района Чуянов Е.А. поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении и уточнил. Суду пояснил, что просит обязать Администрацию Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Глава администрации Михайловского сельского поселения Ермолаев С.Г. исковые требования признал, суду пояснил, что здание, расположенное по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> на праве собственности принадлежит сельскому поселению, как и территория, прилегающая к нему. ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка здания и прилегающей к ней территории. Им предоставили акт, согласно которому здание, а также стоянка не соответствуют действующим требованиям санитарных норм, в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. В настоящее время в связи с отсутствием свободных денежных средств в бюджете поселения, работы по устранению данных нарушений не производятся. В связи с этим просить отсрочить исполнение решение суда до ДД.ММ.ГГГГ года, у него запланирована реконструкция крыльца, он реально к этому времени сможет устранить нарушения. Суд, выслушав стороны, проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, считает, что требования прокурора Кормиловского района обоснованны и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2005) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2005) в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст.ст. 3.14, 3.17 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. N73) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, а так же помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В судебном заседании установлено, что ответчик не создал условия инвалидам, в том числе, детям-инвалидам для обеспечения беспрепятственного доступа в здание Администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> а именно вход в здание не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Данный факт ответчиком не оспаривался. При указанных обстоятельствах суд принимает признание ответчиком исковых требований прокурора, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В данном случае прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку указанные нарушения существенно ущемляют права инвалидов, в том числе, детей-инвалидов, на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством и анализом доказательств, суд признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью. Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах инвалидов, то есть физических лиц, то взысканию с Администрации Михайловского сельского поселения в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить полностью. Обязать Администрацию Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ в здание обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в срок до 01.07.2012 года. Взыскать с Администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области. Судья: Бандур Г.В.
"Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" (утв. постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 1999 г. N 73) к коммуникационным путям относятся: входы и выходы; коридоры, галереи, а также пути движения в функциональных и рекреационных зонах; лестницы и пандусы с поворотными и разворотными площадками; вертикальные средства передвижения с помещениями и площадками перед ними. Коммуникационные пути и пространства, обеспечивающие непрерывность связей между входами, местами обслуживания и отдыха и выходами, должны быть: доступны для различных категорий пользователей; безопасны для движения и отдыха в процессе движения; по возможности короткими, геометрически простыми; оборудованы для облегчения движения, получения своевременной информации, попутного отдыха или ожидания.