Дело № 2-801/2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В. с участием прокурора Блохина О.В. при секретаре Кобец В.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка 07 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Кормиловского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сельские ЖКХ» об устранении нарушения законодательства об охране окружающей среды, У С Т А Н О В И Л : Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сельские ЖКХ» об устранении нарушения законодательства об охране окружающей среды. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района с привлечением специалиста Управления Федерально службы по надзору в сфере природопользования по Омской области ДД.ММ.ГГГГ г. проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности организаций Кормиловского муниципального района, в ходе которой установлено, что ООО «Сельские ЖКХ» эксплуатирует 13 угольных котельных на территории Кормиловского муниципального района, осуществляет деятельность по теплоснабжению населения. В процессе производственной деятельности предприятия образуются отходы I-IV классов опасности, а именно: ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы черных металлов с примесями, прочие коммунальные отходы, отходы от золошлаков от сжигания углей и другие. Однако, в нарушение перечисленных требований законодательства в ООО «Сельские ЖКХ» отсутствуют паспорта опасности отходов. Кроме того, должностные лица ООО «Сельские ЖКХ», допущенные к обращению с отходами I-IV классов опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности. ООО «Сельские ЖКХ» допущены нарушения природоохранного законодательства – отсутствует инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данные нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей среде, а следовательно ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просил обязать ООО «Сельские ЖКХ» устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, а именно: обеспечить наличие необходимых паспортов опасных отходов; обеспечить наличие у должностного лица, допущенного к обращению с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности; обеспечить наличие инвентаризации источников выбросов и проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух – в соответствии с нормами действующего законодательства и подзаконных актов; взыскать госпошлину в доход местного бюджета. В судебном заседании помощник прокурора Кормиловского района Блохин О.В. исковые требования уточнил и просил обеспечить наличие у должностного лица, допущенного к обращению с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, в связи с тем, что часть из заявленных требований уже выполнены. Представитель ответчика ООО «Сельские ЖКХ» Локотченко Ю.Ф. заявленные исковые требования с учетом изменений признала полностью и суду пояснила, что в настоящее время они получили паспорта опасных отходов, проведена инвентаризация источников опасных отходов, получено разрешение на выброс загрязняющих веществ. На будущей неделе они направляют специалиста на трёхдневную учёбу для профессиональной подготовки по работе с отходами. Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, считает, что требования прокурора Кормиловского района обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч.1 ст. 22 вышеуказанного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. В силу ч.ч.2,3 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В силу ст. 15 вышеуказанного Федерального закона лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Согласно ч. 3 ст.12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Согласно п.8 вышеуказанного Постановления Правительства разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В судебном заседании установлено, что в настоящее время ООО «Сельские ЖКХ» не устранены нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», выразившиеся в допуске к обращению с отходами I-IVкласса опасности лиц, обязанных иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IVкласса опасности. Данный факт представителем ответчика не оспаривался и нашел свое подтверждение. При указанных обстоятельствах суд принимает признание ответчиком исковых требований прокурора, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В данном случае прокурор правомерно обратился в суд в защиту интересов несовершеннолетних, поскольку наличие в здании Дома детского творчества указанных нарушений пожарной безопасности создает непосредственную угрозу их конституционным правам на жизнь и здоровье. Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством и анализом доказательств, суд признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию с ООО «Сельские ЖКХ» в федеральный бюджет подлежит уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Кормиловского района Омской области с учетом изменений удовлетворить полностью. Обязать ООО «Сельские ЖКХ» обеспечить прохождение лицами, допущенными к обращению с вредными отходами, профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Взыскать с ООО «Сельские ЖКХ» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кормиловский районный суд в течение 10 дней. Судья: Бандур Г.В.
"Об охране атмосферного воздуха" Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).