Прокурор Кормиловского района об обязании устранить нарушения



Дело № 2-788/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Вяткиной Г.С.

с участием прокурора Блохина О.В.

при секретаре Споденейко О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

13 декабря 2011 года

гражданское дело по заявлению прокурора Кормиловского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Кормиловский молочный завод» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Кормиловский молочный завод» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района с привлечением специалиста Управления Федерально службы по надзору в сфере природопользования по Омской области ДД.ММ.ГГГГ г. проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности организаций Кормиловского муниципального района, в ходе которой установлено, что ООО «Кормиловский молочный завод» допущены нарушения природоохранного законодательства. ООО «Кормиловский молочный завод» в соответствии с Уставом осуществляет деятельность, в том числе, по переработке молока, производству цельномолочной продукции, производство мороженого и другую. В процессе производственной деятельности в соответствии с утвержденным проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на предприятии образуются 7 видов отходов I-IV классов опасности, а именно: ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы черных металлов с примесями, прочие коммунальные отходы и другие. Однако, в нарушение требований законодательства в ООО «Кормиловский молочный завод» на 6 видов отходов (масла компрессорные отработанные; обтирочный материал, загрязненный маслами; мусор от бытовых помещений организаций несортировочный; прочие коммунальные отходы; отходы черных металлов, мусор строительный от разборки зданий) отсутствуют паспорта опасности отходов. Кроме того, должностные лица, допущенные к обращению с отходами I-IV классов опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности. Данные нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей среде, и следовательно, ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просил обязать ООО «Кормиловский молочный завод» устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, а именно: обеспечить наличие необходимых паспортов опасных отходов; обеспечить наличие у должностного лица, допущенного к обращению с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности в соответствии с нормами действующего законодательства и подзаконных актов; взыскать госпошлину в доход местного бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Кормиловского района Блохин О.В. исковые требования уточнил и просил обязать ООО «Кормиловский молочный завод» получить паспорта отходов I-IV класса опасности, составленный на основании документов о состоянии и свойствах этих отходов, оценки их опасности; лицу допущенному к обращению с отходами I-IV класса опасности получить профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Представитель ответчика ООО «Кормиловский молочный завод» Белимов С.В. заявленные исковые требования с учетом изменений признал полностью и суду пояснил, что в настоящее время ведется работа по устранению выявленных нарушений, в частности заключены договоры на разработку и оформление паспорта опасного отхода, об оказании аналитических услуг и в ближайшее время паспорта опасных отходов будут получены. Специалист по технике безопасности ушел на пенсию и на его место ДД.ММ.ГГГГ г. приняли другого работника, который в настоящее время уже прошел обучение и после сдачи экзамена получит соответствующий сертификат. Все указанные нарушения в течение ДД.ММ.ГГГГ года будут устранены.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, считает, что требования прокурора Кормиловского района обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В силу ч.ч.2,3 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В силу ст. 15 вышеуказанного Федерального закона лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В судебном заседании установлено, что в процессе производственной деятельности ООО «Кормиловский молочный завод» образуются 7 видов отходов I-IV классов опасности, на 6 из которых отсутствуют паспорта опасных отходов. Должностные лица, допущенные к обращению с отходами I-IV классов опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности. Данный факт представителем ответчика не оспаривался и нашел свое подтверждение.

При указанных обстоятельствах суд принимает признание ответчиком исковых требований прокурора, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В данном случае прокурор правомерно обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку наличие указанных нарушений в деятельности ООО «Кормиловский молочный завод» создает непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде, а следовательно ущемляет конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством и анализом доказательств, суд признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию с ООО «Кормиловский молочный завод» в доход бюджета Кормиловского муниципального района подлежит государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить.

Обязать ООО «Кормиловский молочный завод»:

- получить паспорта отходов I-IV класса опасности, составленный на основании документов о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности;

- лицу, допущенному к обращению с отходами I-IV класса опасности получить профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Взыскать с ООО «Кормиловский молочный завод» в доход бюджета Кормиловского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кормиловский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Вяткина Г.С.