Слесаронок АВ о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 775/2011 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В.

при секретаре Кобец В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

13 декабря 2011 года

гражданское дело по иску Слесаронок АВ к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Слесаронок А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в лице представителя по доверенности Филимоновой В.С., обратился в суд с иском к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке, ссылаясь на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ г находился под опекой Филимоновой В.С. по причине смерти матери и ввиду того, что отец ушел из семьи в ДД.ММ.ГГГГ г. Закрепленного жилого помещения на праве собственности, либо на праве пользования по договору социального найма не имеет. В настоящее время он находится в Федеральном казенном учреждении исправительной колонии № 3(ФКУ ИК-2 УФСИН России по Омской области). В соответствии с Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ г. № 159-ФЗ он имеет право на дополнительные гарантии социальной поддержки. Так, в соответствии с п.1 ст. 8 вышеуказанного Федерального Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. ДД.ММ.ГГГГ г. он был поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Просил обязать администрацию Кормиловского муниципального района Омской области предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании Слесаронок А.В. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Суду пояснил, что он с братом, матерью и отчимом проживали по адресу: <адрес> это было общежитие Кормиловской больницы. Когда ему было 12 лет, то мать умерла, отчим стал злоупотреблять спиртными напитками, а он с братом – Козловым А. стали проживать у своей тети Филимоновой В.С. Отчима из квартиры выселили, и там заселилась другая семья. В то время он не думал о том, что ему будет необходимо жилье. В ДД.ММ.ГГГГ году они с братом обратились в администрацию района для предоставления им жилья. Брат в ДД.ММ.ГГГГ г. получил жилье, а он до настоящего времени не получил. Возможно он бы и получил, если бы не находился в местах лишения свободы в период с ДД.ММ.ГГГГ г. Освободился из мест лишения свободы условно –досрочно на 10 месяцев.

Представитель истца по доверенности Филимонова В.С. исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что Слесаронок А.В. является ее племянником. Александр и его младший брат Артем остались без родителей. Мать у них умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, а отец Артема, он же отчим Александра стал злоупотреблять спиртным и его лишили родительских прав. Родной отец Александра ушел от них в ДД.ММ.ГГГГ г. и до настоящего времени его местонахождение не известно. До смерти матери, Александр и Артем с родителями проживали по адресу: <адрес>, это было общежитием Кормиловской больницы. Затем после смерти матери, отчим стал злоупотреблять спиртным, его уволили с работы и попросили освободить общежитие, а позднее лишили родительских прав. Племянники стали проживать с ней по адресу <адрес>. Квартиру, в которой они проживали, отдали семье – Котиковых. Ей говорили в администрации, что за Александром и Артемом закрепят квартиру, а какую именно, эту или другую, не говорили. В ДД.ММ.ГГГГ году она собрала все необходимые документы, обратилась в районный отдел образования и Александра и Артема поставили на очередь для получения жилья. Младший брат Александра – Артем получил квартиру в ДД.ММ.ГГГГ году.

Представитель ответчика Администрации Кормиловского муниципального района Омской области по доверенности Ганжа М.В. полагается на усмотрение суда если будет установлено, что закрепление за детьми жилого помещения было в нарушении действующего законодательства. В настоящее время установлено, что Слесаронок А.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ году. Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ г. за Слесаронок А.В. и Козловым А.Ю. было закреплено жилое помещение по адресу: р.п. Кормиловка, <адрес>

Представитель Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района по доверенности Кирш Е.А. против удовлетворения заявленных исковых требований не возражала, суду пояснила, что после смерти матери в ДД.ММ.ГГГГ году дети остались проживать с Козловым Ю.П., но в последующем его уволили с работы и выселили из общежития. Она настояла, чтобы за детьми закрепили это жилое помещение. Затем Козлова Ю.П. лишили родительских прав, и дети приобрели статус сирот, и над ними оформила опеку Филимонова В.С. В ДД.ММ.ГГГГ году она настояла, чтобы за детьми закрепили это жилое помещение. Постановлением главы администрации района за Слесаронок А. и Козловым А. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: р.п. Кормиловка, <адрес>. Данная квартира имела статус общежития. Затем данную квартиру отдали семье Котиковых, они ее приватизировали, а потом продали. По данному вопросу Филимонова В.С. обращалась в прокуратуру. В ДД.ММ.ГГГГ г. Слесаронок А. и Козлов А. встали на очередь для предоставления жилья.

Представитель Министерства финансов Омской области по доверенности Бабийчук В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В отзыве на исковое заявление просил исключить Министерство финансов Омской области из числа лиц, участвующих в деле.

Представитель администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Пестова З.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без их участия, полагала возможным удовлетворить исковые требования Слесаронок А.В.

Допрошенная в качестве свидетеля КГ суду пояснила, что в апреле ДД.ММ.ГГГГ года ей как медицинскому работнику и членам ее семьи была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> в которой ранее проживала семья Козлова Ю. У данной квартиры был статус общежития, но они проживали в этой квартире одни, поскольку у мужа была открытая форма туберкулеза, и к ним нельзя было подселять посторонних лиц. В этой квартире они прожили пять лет и ДД.ММ.ГГГГ г. по ходатайству администрации и профсоюзного комитета РТМО с квартиры был снят статус общежития. Когда с квартиры снимали статус общежития, то шла речь о том, что детям Козлова, когда им исполнится 18 лет, должно быть предоставлено жилое помещение. После снятия статуса общежития, ее мужа сняли с очереди на внеочередное предоставление жилья, а детей Козлова поставили на очередь для предоставления жилья. В ДД.ММ.ГГГГ году они приватизировали данную квартиру, а в дальнейшем продали и купили квартиру по другому адресу.

Допрошенный в качестве свидетеля КО. суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ года он работал заместителем главного врача Кормиловской больницы. В то время у них хирургом работал Козлов Ю.П., которому была предоставлена для проживания квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Данная квартира имела статус общежития. Затем данную квартиру передали семье Котиковых. В ДД.ММ.ГГГГ г. статус общежития с квартиры был снят, и семья Котиковых приватизировала данную квартиру.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием

В соответствии с ч.2 ст. 37 ранее действовавшего Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 57 действующего Жилищного кодекса РФ предусматривается право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Судом установлено, что решением исполнительного комитета Кормиловского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г. Филимонова В.С. назначена опекуном над несовершеннолетними Слесаронок А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Козловым А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с тем, что мать детей Коглова ГС умерла ДД.ММ.ГГГГ г., отец Козлов ЮП хронически болен, стоит на учете у нарколога и не может заниматься воспитанием детей.

Постановлением главы администрации Кормиловского района от ДД.ММ.ГГГГ г. за несовершеннолетними Слесаронок А.В. и Козловым А.Ю. закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>. Однако, как установлено в судебном заседании, квартира, расположенная по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года была предоставлена для проживания семье Котиковых и имела статус общежития. Постановлением главы районного самоуправления Кормиловского района от ДД.ММ.ГГГГ г. с квартиры по адресу: <адрес> статус общежития был снят. На основании постановления главы районного самоуправления Кормиловского района от ДД.ММ.ГГГГ г. Котикову В.А. был выдан ордер на 3-х комнатную квартиру по ул. <адрес>, состав семьи 3 человека. ДД.ММ.ГГГГ г. между администрацией Кормиловского района в лице Карпухина В.И. и Котиковым В.А., Котиковой Г.Д., Котиковой М.В. был заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан, согласно которому, последним передана в общую совместную собственность квартира по адресу: <адрес>, который был зарегистрирован на основании постановления главы районного самоуправления Кормиловского района от ДД.ММ.ГГГГ г. Таким образом, фактически Слесаронок А.В. не имеет закрепленного жилого помещения.

Из материалов дела следует, что Слесаронок А.В. на основании Постановления Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот.

Согласно единому регистрационному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденного постановлением Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. Слесаронок А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ г.

Справкой ГП Омской области «Омский центр ТИЗ» от ДД.ММ.ГГГГ г. подтверждается, что Слесаронок А.В. не использовал право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области. Справкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года сообщается, что сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Слесаронок А.В. отсутствуют.

Указанные факты не отрицаются ответчиком и представителем комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ г. гарантирует указанным в нем лицам, не имеющим закрепленного жилого помещения, предоставление мер социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью до достижения ими 23-летнего возраста.

В соответствии со ст. 4 указанного Федеральною закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социальною обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ( Слесаронок А.В. ДД.ММ.ГГГГ г. Слесаронок А.В. был осужден к 5 годам 6 месяцам лишения свободы и освободился условно-досрочно на 10 месяцев – ДД.ММ.ГГГГ г.), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона – ст. 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-03 предусмотрено, что Омская область передаст на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с частями 3,4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, липам из числа детей-сирот и тетей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семенного тина, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенною пункта) обшей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с Законом Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 г.» (с изменениями от 25 марта, 1 июля, 3 октября 2011 г.) распределены субвенции бюджетам муниципальных образований Омской области из Областного фонда на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на 2011 год.

Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме <данные изъяты> руб., в том числе Кормиловскому муниципальному образованию – в сумме <данные изъяты> (приложение 10, таблица № 1).

При изложенных обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, суд считает, что требования Слесаронок А.В. подлежат удовлетворению. Обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Кормиловского муниципального района за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Слесаронок АВ удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области предоставить Слесаронок АВ во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в соответствии с установленными социальными и техническими нормами за счет субвенций бюджета Омской области.

Взыскать с Администрации Кормиловского муниципального района Омской области в пользу Слесаронок АВ государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья: Бандур Г.В.