Дело № 2-12/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего Вяткиной Г.С. при секретаре Хромовой Н.Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка 16 января 2012 года гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Кормиловский детский сад №» об устранении нарушении требований законодательства о чрезвычайных ситуациях и противодействии терроризму, у с т а н о в и л: Прокурор Кормиловского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к МДОУ «Кормиловский детский сад №» об устранении нарушении требований законодательства о чрезвычайных ситуациях и противодействии терроризму. В обоснование своих требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противодействии терроризму в деятельности МДОУ «Кормиловский детский сад №» установлено, что членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности, а также террористических проявлений МДОУ «Кормиловский детский сад №» не пройдено обучение, предусмотренного действующим законодательством. А именно, из 5 членов данной комиссии не было пройдено обучение в области гражданской обороны двумя лицами: начальником штаба по делам ГО и ЧС старшим воспитателем Егоровой Г.А. и начальником службы медицинского обеспечения Вяткиной Т.Н. Таким образом, отсутствие специально обученных членов комиссии в области гражданской обороны состоит в прямой связи с созданием угрозы причинения вреда работникам и обучающимся несовершеннолетним МДОУ «Кормиловский детский сад №» при внезапном возникновении чрезвычайной ситуации, что нарушает права граждан на защиту их жизни и здоровья, гарантированное Конституцией РФ. Просил признать незаконным бездействие МДОУ «Кормиловский детский сад №» по не принятию мер по устранению нарушений требований законодательства о чрезвычайных ситуациях и противодействии терроризму и обязать провести обучение в области гражданской обороны членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В судебном заседании помощник прокурора Кормиловского района Шевченко А.А. исковые требования уточнила, суду пояснила, что согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года в МДОУ «Кормиловский детский сад №» была вновь создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности, а так же террористических проявлений, однако все члены данной комиссии не были проучены в соответствии с действующим законодательством. Просила обязать МДОУ «Кормиловский детский сад №» провести обучение в области гражданской обороны членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности, а так же террористических проявлений в ДОУ, согласно порядка обучения, предусмотренного действующим законодательством в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. От исковых требований в части признания незаконным бездействия МДОУ «Кормиловский детский сад №» по не принятию мер по устранению нарушений требований законодательства о чрезвычайных ситуациях и противодействии терроризму отказалась. Представитель ответчика МДОУ «Кормиловский детский сад №» Корчагина Г.М. иск не признала, суду пояснила, что она является заведующей МДОУ «Кормиловский детский сад №». В ДД.ММ.ГГГГ году она, как заведующая ДОУ, прошла соответствующее обучение и на основании выданных документов, относящихся к школьным учебным заведениям, было создано внештатное формирование гражданской обороны. Так же в данном дошкольном учреждении на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ г. была создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности, а так же террористических проявлений, в которую частично входили члены указанного внештатного формирования. Поскольку внештатное формирование гражданской обороны не предусмотрено в дошкольных учреждениях, а комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций была создана с нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ г. приказом № они были расформированы, в ДОУ была создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности, а также террористических проявлений. В состав комиссии вошли: К как руководитель ГО в ДОУ, уполномоченный на решение вопросов ГО и ЧС, заведующая; КО., КМ., ИН Т., Б., КТ. Планируется в первом квартале ДД.ММ.ГГГГ года провести обучение комиссии в установленном законом порядке. Представитель ОНД УНД ГУ МЧС России по Омской области Кочнев Ю.Ф. требования прокурора поддержал и суду пояснил, что в указанном дошкольном учреждении была создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности, а так же террористических проявлений. Законом предусмотрено общее обучение членов такой комиссии на муниципальном уровне по ГО, ЧС и пожарной безопасности, которое проводится с учетом расположения каждого здания индивидуально. Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района Зелинский В.И. не возражал против заявленных исковых требований и суду пояснил, что члены указанной комиссии должны пройти требуемое обучение, которое организовывается как на муниципальном уровне, так и на уровне субъекта федерации. Однако Кормиловский район в ДД.ММ.ГГГГ году не был включен в программу обучения на уровне субъекта федерации. Следовательно, указанное обучение комиссии будет проводиться на муниципальном уровне в течение ДД.ММ.ГГГГ года. Представитель третьего лица администрации Кормиловского муниципального района Омской области Ганжа М.В. не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, представителя ОНД УНД ГУ МЧС России по Омской области, проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, считает, что требования прокурора Кормиловского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу п.7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма. В соответствии с пп. «д» п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009г., обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, является одной из основных задач. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Согласно п. в ст. 14 вышеуказанного закона организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с п.п. 6, 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794, на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами единой системы на объектовом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. В соответствии с п. 8 вышеуказанного Положения образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями. Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны. В соответствии с п.п. «г, д» п.2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе проходят руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 9 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного Приказом МЧС РФ от 19 января 2004 г. N 19 в указанный перечень входят члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций. В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В судебном заседании установлено, что на основании приказа заведующей МДОУ «Кормиловский детский сад №» Корчагиной Г.М. № от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об организации и ведении гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в учреждении» создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности, а также террористических проявлений в ДОУ в составе руководителя ГО в ДОУ, уполномоченного на решение вопросов ГО и ЧС, заведующей К.; КО., КМ., ИН., Т., Б., КТ. Обучение всеми членами указанной комиссии не пройдено, что является нарушением требований законодательства о чрезвычайных ситуациях и противодействии терроризму. Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством и анализом доказательств, суд признает исковые требования прокурора Кормиловского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию с МДОУ «Кормиловский детский сад №» в федеральный бюджет подлежит уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить. Обязать МДОУ «Кормиловский детский сад №» провести обучение в области гражданской обороны членов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности, а также террористических проявлений в ДОУ, согласно порядка обучения, предусмотренного действующим законодательством в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Взыскать с МДОУ «Кормиловский детский сад №» в бюджет Кормиловского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кормиловский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения. Судья: Вяткина Г.С.
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.