Прокурор Кормиловского района о признании незаконным бездействия



Дело № 2-83/2012г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Кормиловка 29 февраля 2012 года

Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В.,

с участием прокурора Кормиловского района Чуянова Е.А.,

при секретаре Кобец В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным неисполнение законодательства о государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконными бездействия администрации Черниговского сельского поселения в части неисполнения требований законодательства о государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «<адрес>», протяженностью <данные изъяты> км с идентификационным номером , расположенную по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Обязать администрацию Черниговского сельского поселения устранить выявленные нарушения федерального законодательства путем государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «<адрес>», протяженностью <данные изъяты> км., с идентификационным номером , расположенную по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Взыскать с ответчика сумму государственной пошлины.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства по использованию автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в деятельности администрации Черниговского сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что администрация Черниговского сельского поселения ненадлежащим образом выполняет возложенные федеральным законодательством обязанности в сфере использования автомобильных дорог.

Согласно п.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном

реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с п. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 4 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрена обязательная государственная регистрация прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

На основании п.п. 5 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 и п. 8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Из системного анализа норм вышеуказанного Закона следует, что автомобильные дороги, относимые к муниципальной собственности определены по принципу исключения всех иных автомобильных дорог - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. При этом определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения.

Пунктами 1 и 11 ст. 13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

На основании изложенных положений, именно на администрации Черниговского сельского поселения лежит непосредственная обязанность по принятию комплекса необходимых мер государственной регистрации права собственности на дороги, находящиеся в пределах границ населенного пункта.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией Черниговского сельского поселения в управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области право собственности на автомобильную дорогу <адрес>», протяженностью <данные изъяты> км., с идентификационным номером , расположенную по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес>, не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Указанные нарушения в деятельности администрации Черниговского сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанные улицы общего пользования в <адрес> района Омской области и не обеспечивают их право на охрану жизни, здоровья, препятствуют развитию инфраструктуры <адрес>, не обеспечивают сохранность муниципальной

собственности.

Согласно положениям гражданско-процессуального законодательства прокурор имеет право обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации Черниговского
сельского поселения в части неисполнения требований законодательства о государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «с. <адрес>», протяженностью <данные изъяты> км, с идентификационным номером <данные изъяты>, расположенную по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Обязать администрацию Черниговского сельского поселения устранить выявленные нарушения федерального законодательства путем государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «<адрес>», протяженностью <данные изъяты> км, с идентификационным номером , расположенную по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Также просит взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании прокурор Чуянов Е.А. заявленные требования поддержал полностью по доводам изложенным в исковом заявлении и уточнил сроки исполнения. Суду пояснил, что просит признать незаконным бездействие администрации Черниговского сельского поселения в части неисполнения требований законодательства о государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «<адрес>», протяженностью <данные изъяты> км, с идентификационным номером расположенную по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Обязать администрацию Черниговского сельского поселения устранить выявленные нарушения федерального законодательства путем государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «<адрес>», протяженностью <данные изъяты> км, с идентификационным номером , расположенную по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Также просит взыскать с администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области государственную пошлину.

Глава администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Никитенко Н.П. исковые требования признал полностью. Суду пояснил, что действительно дороги расположенные на территории <адрес>, не оформлены в собственность Черниговского сельского поселения. В настоящее время они собирают документы для оформления дорог в собственность поселения. Они заинтересованы в том, чтобы дороги находились в собственности администрации, тогда Черниговское сельское поселение попадает в федеральную программу по строительству и ремонту дорог. В таком случае дороги будут отремонтированы за счёт средств бюджета Омской области. Бюджет сельского поселения не позволяет им отремонтировать дороги. В настоящее время в администрации сельского поселения нет средств и на оформление дорог в собственность, но они делают все возможное для этого. Поэтому просит дать им срок для оформления дорог в собственность до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные прокурором требования удовлетворить полностью по следующим основаниям.

Требования ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливают, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1, п. 8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007г № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Из системного анализа норм вышеуказанного Закона следует, что автомобильные дороги, относимые к муниципальной собственности определены по принципу исключения всех иных автомобильных дорог - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. При этом определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения.

Пунктами 1 и 11 ст. 13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

На основании изложенных положений, именно на администрации Черниговского сельского поселения лежит непосредственная обязанность по принятию комплекса необходимых мер государственной регистрации права собственности на дороги, находящиеся в пределах границ населенного пункта.

Как установлено в судебном заседании, администрацией Черниговского сельского поселения в управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области право собственности на автомобильную дорогу <адрес>», протяженностью <данные изъяты> км., с идентификационным номером расположенную по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес>, не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Изложенные выше факты не оспаривались в судебном заседании ответчиком.

Одновременно суду не были представлены документы, свидетельствующие об устранении выявленных прокуратурой Кормиловского района нарушений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о бездействии администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района по невыполнению своих полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При таких обстоятельствах суд принимает признание ответчиком заявленных требований прокурора, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В данном случае прокурор правомерно обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку бездействиями администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района создается непосредственная угроза их конституционным правам на жизнь и здоровье.

Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию в местный бюджет с ответчика в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Черниговского сельского поселения в части неисполнения требований законодательства о государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «<адрес>», протяженностью <данные изъяты> км, с идентификационным номером , расположенную по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Обязать администрацию Черниговского сельского поселения устранить выявленные нарушения федерального законодательства путем государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «<адрес>», протяженностью <данные изъяты> км, с идентификационным номером , расположенную по адресу: Омская область, Кормиловский район, <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья: ____________ Бандур Г.В