Дело № 2- 54/2012 год РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего Вяткиной Г.С. при секретаре Хромовой Н.Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка 14 февраля 2012 года гражданское дело по иску Лаптева ОО к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, у с т а н о в и л: Лаптев О.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке, ссылаясь на то, что он относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, которые были лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ г. он воспитывался в Кормиловском детском доме. В ДД.ММ.ГГГГ году окончил ПУ № Горьковского района Омской области. С ДД.ММ.ГГГГ г. проходил срочную военную службу. За ним была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: Омская область, <адрес>, однако данное жилое помещение пришло в негодность, что подтверждается заключением комиссии. ДД.ММ.ГГГГ г. он был занесен в регистрационный список в качестве нуждающегося в получении жилья во внеочередном порядке в Кормиловском муниципальном районе. До настоящего времени право на получение благоустроенного жилого помещения он не реализовал, не имеет постоянного места жительства. Просил суд обязать Администрацию Кормиловского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм, во внеочередном порядке. В судебном заседании Лаптев О.О. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Суду пояснил, что ранее проживал с родителями и сестрой по адресу: Омская область, <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году на основании решения Кормиловского районного суда мать и отчим были лишены родительских прав в отношении его и сестры. Сестру воспитывали родственники отчима, а его определили на воспитание в Кормиловский детский дом. За ним оставался закрепленным жилой дом, расположенный по адресу: Омская область, <адрес>, где оставался проживать отчим, который не следил за домом, от чего дом пришел в негодность. С ДД.ММ.ГГГГ г. он учился в ПУ № Горьковского района Омской области, а с ДД.ММ.ГГГГ г. служил в армии. По окончании службы в армии вернулся в <адрес>. Закрепленный за ним дом оказался в непригодном для жилья состоянии. Нуждается в жилом помещении, так как не имеет закрепленного за ним жилья ни в собственности, ни по договору социального найма. С ДД.ММ.ГГГГ г. состоит на регистрационном учете в Кормиловском муниципальном районе в качестве нуждающегося в жилом помещении Представитель Администрации Кормиловского муниципального района Омской области по доверенности Ганжа М.В., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в отзыве указал, что ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не относит к вопросам местного значения муниципального района обеспечение граждан жилыми помещениями, в том числе обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ 09.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Омской области от 27.12.2007 г. № 1004-ОЗ "О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними" переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, закрепленные федеральным законодательством за органами опеки и попечительства. Согласно ст. 2 данного Закона, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в форме субвенций в Областном фонде компенсаций. Финансовые средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Исходя из норм вышеуказанных законодательных актов, Кормиловский муниципальный район вправе осуществлять полномочия Омской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, в порядке, установленном государственными органами Омской области и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Омской области. В соответствии с Законом Омской области от 27.12.2007 г. № 1004-ОЗ "О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними" и законами Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, Кормиловскому муниципальному району из бюджета Омской области выделены субвенции для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кормиловский муниципальный район выполняет обязанности Омской области в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Все что выходит за данные пределы остается обязанностями Омской области. Правовых оснований для возложения на Кормиловский муниципальный район обязанностей по приобретению жилого помещения за счет собственных средств для предоставления его Лаптеву О.О. не имеется. Постановлением Главы Кормиловского муниципального образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об определении в детское государственное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за Лаптевым О.О. было закреплено жилое помещение по адресу: Омская область, <адрес>. Однако, учитывая, что согласно Акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ. жилое помещение по адресу: Омская область, <адрес> признано несоответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, Администрация Кормиловского муниципального района оставляет решение вопроса о предоставлении Лаптеву О.О. жилого помещения за счет субвенций Омской области на усмотрение суда. Представитель Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района (по доверенности) Безуглов В.А. против иска не возражал и пояснил, что Лаптев О.О. воспитывался в Кормиловском детском доме, так как его родители были лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ г. Лаптев О.О. состоит на регистрационном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке в Кормиловском муниципальном районе. Лаптев О.О. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, нуждается в жилом помещении и должен быть обеспечен им по месту жительства вне очереди. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием В соответствии с ч.2 ст. 37 ранее действовавшего Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 57 действующего Жилищного кодекса РФ предусматривается право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ г. № гарантирует указанным в нем лицам, не имеющим закрепленного жилого помещения, предоставление мер социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью до достижения ими 23-летнего возраста. В соответствии с частями 3,4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Судом установлено, что Лаптев О.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления и.о. главы Кормиловского муниципального образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №-п был определен в детский дом, в связи с тем, что его одинокая мать Лаптева О.Н. лишена родительских прав. Из справки, выданной комитетом по образованию администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. № следует, что Лаптев О.О. являлся воспитанником Кормиловского детского дома с ДД.ММ.ГГГГ г. Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. жилое помещение, расположенное по адресу: Омская область, <адрес>, не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, несущие конструкции дома находятся в недопустимом техническом состоянии. Из материалов дела следует, что Лаптев О.О. ДД.ММ.ГГГГ г. обращался к главе Кормиловского муниципального района с заявлением о принятии его на учет для улучшения жилищных условий. Справкой ГП Омской области «Омский центр ТИЗ» № от ДД.ММ.ГГГГ г. подтверждается, что Лаптев О.О. не использовал право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения в отношении Лаптева О.О. Из материалов дела следует, что Лаптев О.О. состоит в едином регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ г. Указанные факты не отрицаются ответчиком и представителем комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района. Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент принятия Лаптева О.О. на учет для предоставления жилья возраст истца составлял 18 лет, что истец не имеет собственного жилья, и в настоящее время зарегистрирован по адресу: Омская область, <адрес>. Жилое помещение по договору социального найма Лаптеву О.О. не предоставлялось. Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-03 предусмотрено, что Омская область передаст на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством. При изложенных обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, суд считает, что требования Лаптева О.О. подлежат удовлетворению. Обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Кормиловского муниципального района за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 197 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области предоставить Лаптеву ОО во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в соответствии с установленными социальными и техническими нормами за счет субвенций бюджета Омской области. Взыскать с Администрации Кормиловского муниципального района Омской области в пользу Лаптева ОО государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. Решение в течение одного месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд. Судья: Вяткина Г.С.