Борисова ВН о признании бездействия незаконным



Дело № 2-168/2012 года

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации


Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего Каземирова А.М.

при секретаре Воробьевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

12 апреля 2012 года

гражданское дело по иску Борисовой ВН к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и предоставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Борисова В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Кормиловского муниципального района, выразившегося в не предоставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязании Администрации Кормиловского муниципального района предоставить ей меры социальной поддержки как медицинскому работнику муниципального учреждения «Кормиловская центральная больница» в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ г. В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время работает в БУЗОО Кормиловская ЦРБ (до ДД.ММ.ГГГГ г. МУЗ «Кормиловская ЦРБ») в должности заведующего рентгеновским отделением – врача-рентгенолога. До ДД.ММ.ГГГГ г. ей как работнику здравоохранения представлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ г. предоставление указанных льгот прекратилось, до настоящего времени льготы не восстановлены. Не предоставление Администрацией Кормиловского района мер социальной поддержки нарушает ее права, охраняемые Конституцией и законами РФ.

В судебном заседании истица Борисова В.Н. исковые требования уточнила, просила взыскать с администрации Кормиловского муниципального района помимо прочего проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме двести пятьдесят рублей 38 копеек, а также сумму уплаченной ею государственной пошлины.

Представитель ответчика Администрации Кормиловского муниципального района Омской области Латышева Е.Н. исковые требования не признала, мотивируя это тем, что Администрация Кормиловского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, поскольку правовых оснований для обязания Администрации осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения нет. Предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам не относится к вопросам местного значения. Согласно ч.5 ст.20 ФЗ-131 орган местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счёт средств бюджета муниципального образования и в соответствии с ч.6 ст. 63 Основ это право органа, а не обязанность. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников Администрации не передавались. Бюджетом субъекта Омской области в ДД.ММ.ГГГГ годах не предусмотрено субсидий органам местного самоуправления Кормиловского муниципального района на реализацию передаваемых государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения. Методика расчёта по мерам социальной поддержки отсутствует. Против расчетов суммы компенсации расходов на оплату отопления и электроэнергии, представленных истицей возражала, считала необходимым исключить из расчета суммы, уплаченные за октябрь, ноябрь и декабрь 2011 года, так как фактически, оплата за данные месяцы производилась в феврале 2012 года. Кроме того, считала, что положения ст. 395 ГК РФ не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средств платежа, или средства погашения долга, и предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежных обязательств в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги.

Представитель третьего лица МУЗ «Кормиловская ЦРБ» Картавцев О.М., в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Борисова В.Н. является работником БУЗОО Кормиловская ЦРБ (ранее МУЗ «Кормиловская ЦРБ») с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время, работает в должности заведующего рентгеновским отделением – врача – рентгенолога.

Согласно п.3 Устава муниципального учреждения здравоохранения «Кормиловская центральная больница», утвержденного постановлением Главы Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. учредителем МУЗ «Кормиловская ЦРБ» является: Администрация Кормиловского муниципального образования».

На основании приказа и.о. главного врача Картавцева О.М. от ДД.ММ.ГГГГ г. с ДД.ММ.ГГГГ г. муниципальное учреждение здравоохранения «Кормиловская центральная районная больница» переименовано на бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Кормиловская центральная районная больница» и находится в собственности Омской области.

Из материалов дела следует, что до ДД.ММ.ГГГГ г. Борисовой В.Н. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и энергоснабжения. С ДД.ММ.ГГГГ г. компенсация расходов на оплату отопления и энергоснабжения Борисовой В.Н. не предоставлялась.

С ДД.ММ.ГГГГ г. Борисова В.Н. зарегистрирована и проживает в р.п. Кормиловка Кормиловского района Омской области, из чего следует, что медицинский работник Борисова В.Н. работает и постоянно проживает в сельской местности. Состав семьи Борисовой Л.Н. два человека.

В соответствии с ч.2 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1, действовавших до 1 января 2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

Согласно указанной норме меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, федеральных специальных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, федеральных специальных организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами субъекта Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (ч.6).

Таким образом, ч. 6 ст.63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ по существу предусмотрена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающих в сельской местности.

Вместе с тем, из пояснений сторон и материалов дела следует, что постановление о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, на территории Кормиловского района не принималось.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, местного самоуправления обязанности возложенной на них нормативно правовыми и иными актами.

Следовательно, имело место бездействие со стороны Администрации Кормиловского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Согласно п.2,3 вышеуказанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, компенсация расходов на оплату отопления. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (с изменениями, введенными Законом Омской области от 18.12.2009 г. №1212-03, вступившими в силу с 01.01.2010 г.. До 01.01.2010 г. компенсация на оплату отопления предоставлялась из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера), и не рассчитывалась путем деления общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц.

Действие ст. 36 Кодекса, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. Законом Омской области от 29.12.2009г. №1219-03 (ред. от 03.02.2010 г.).

Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки. Действие ст.37 Кодекса приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года Законом Омской области от 24.11.2008 N 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 г.», с 1 января по 31 декабря 2010г. приостановлено п.п.2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-03 «Об областном бюджете на 2010г.».

Согласно п.п.3,4 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением неработающих пенсионеров, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящей статьи).

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ. орган местного самоуправления, в случае недостаточности собственных денежных средств, для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счёт бюджета другого уровня.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

Кроме того, согласно определению Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 «Об областном бюджете на 2009 г.».

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд исходит из объёма таких мер, представлявшихся гражданам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., и обязанности органа местного самоуправления при установлении новых размеров и условий выплаты пособий и иных выплат, гарантий и компенсаций, обеспечить им сохранение прежнего уровня социальной защищённости.

Как следует из материалов дела, до ДД.ММ.ГГГГ года учредителем муниципального учреждения здравоохранения «Кормиловская ЦРБ» являлась администрация Кормиловского муниципального района Омской области.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ г. и от ДД.ММ.ГГГГ г. , недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Согласно расчетов истца сумма компенсации расходов на оплату отопления составляет из расчета на <данные изъяты> кв.м. за ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> коп.

Данный расчет за период с ДД.ММ.ГГГГ г. произведен верно, в соответствии со ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (в редакции, действующей на указанный период времени). Оценивая доводы представителя ответчика о необходимости исключения из суммы компенсации сумм, уплаченных Борисовой В.Н. за последние 3 месяца ДД.ММ.ГГГГ года, суд находит их несостоятельными. Свой вывод суд основывает на показаниях Борисовой В.Н., которая указала, что оплата за данные месяцы произведена в ДД.ММ.ГГГГ года в связи с перерасчетом сумм оплаты и на показаниях свидетеля Павловой С.Ю., подтвердившей показания истца. Также, данное обстоятельство подтверждается представленными истцом квитанциями по оплате услуг теплоснабжения.

За электроэнергию льготными являются <данные изъяты> кв. в год и составляет за ДД.ММ.ГГГГ г. по тарифу <данные изъяты> коп.

Общая сумма компенсации составляет <данные изъяты> коп.

Суд считает, что указанная сумма компенсации понесённых Борисовой В.Н. расходов на отопление, рассчитанная по аналогии, не ухудшает положение медицинского работника и подлежит взысканию.

В соответствии с ч. 1 ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Частью 3 статьи2 ГК РФ предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно пункту1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998года N13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" положения статьи395 ГК РФ не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

В силу ч.2 ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном Кодексе.

Правоотношения администрации Кормиловского муниципального района Омской области с истцом не носят гражданско-правовой характер и возникли не в силу договорных отношений.

Кроме того, предусмотренные ст. 395 ГК РФ проценты подлежат взысканию лишь при наличии полного состава правонарушения, закрепленного в этой статье. Во-первых, необходимо неправомерное неисполнение денежного обязательства. Во-вторых, требуется, чтобы должник пользовался чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.

Между тем, в данном случае отсутствует сам факт пользования чужими денежными средствами.

Таким образом, положения ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникшим между государством (муниципальным образованием) и гражданином неприменимы.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В данном случае, суд считает правомерным возместить ответчиком сумму уплаченной истцом государственной пошлины.

Доводы представителя ответчика суд не может принять во внимание, поскольку считает, что Администрация Кормиловского муниципального района Омской области без законных на то оснований не исполнила свою обязанность по предоставлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, возложенную на них в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

Ссылка ответчика на то, что данные льготы не предоставлялись, так как из областного бюджета Администрации Кормиловского муниципального района не выделялось субвенций на реализацию мер социальной поддержки медицинских работников, суд также не может принять во внимание, так как бюджеты всех уровней самостоятельны, и к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. В данном случае Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области бюджет надлежащим образом сформирован не был, денежные средства на компенсацию указанных льгот в бюджет заложены не были.

Отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, а также факт отсутствия в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд признает, что истец правомерно предъявил иск, исходя из объема таких мер, установленных Законом Омской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Борисовой ВН удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Кормиловского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки Борисовой ВН виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Взыскать с администрации Кормиловского муниципального района Омской области в пользу Борисовой ВН расходы по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, расходы по оплате электроэнергии за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> копейки и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, итого <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение в течение одного месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья: Каземиров А.М.

Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2012 года.