Прокрор Кормиловского района об устранении нарушений законодательства о безопасности перевозок детей



Дело № 2-389/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего Каземирова А.М.

при секретаре Хромовой Н.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

29 июня 2012 года

гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района Омской области в интересах несовершеннолетних к муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты>», Комитету по образованию администрации Кормиловского муниципального района, администрации Кормиловского района Омской области об устранении нарушений законодательства о безопасности перевозок детей,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетних к МКОУ «<данные изъяты>», Комитету по образованию Администрации Кормиловского муниципального района, Администрации Кормиловского района Омской области об устранении нарушений законодательства о безопасности перевозок детей

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в деятельности данного учреждения прокуратурой района с привлечением специалиста УГАДН по Омской области проводилась проверка соблюдения законодательства о безопасности перевозок детей, по результатам которой установлено, что данным учреждением для перевозки детей используется автобус марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, который не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720, а так же ГОСТа Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» в частности: не оборудован ремнями безопасности; расположение сидений по ходу автобуса не соответствует ГОСТу; высота ступенек не соответствует ГОСТу; высота первой ступеньки от уровня дороги более 25 см., что не соответствует ГОСТу; имеется глухая перегородка между водителем и салоном; отсутствуют сигнальные кнопки «Просьба об остановке»; отсутствует устройство, препятствующее началу движения при открытых дверях; отсутствуют звуковой и световой сигналы на рабочем месте водителя; отсутствуют внутренняя и наружная громкоговорящая установки; отсутствует устройство ограничения скорости; отсутствует звуковой сигнал при движении задним ходом; отсутствует электрообогрев элементов устройств не прямого обзора; места для размещения ручной клади не соответствуют ГОСТу; отсутствуют на боковых сторонах, спереди и сзади надписи «Дети»; цвет кузова не соответствует ГОСТу. Прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетних, поскольку указанными нарушениями создана угроза жизни и здоровью несовершеннолетних граждан, перевозка которых к месту обучения осуществляется на автобусе, не соответствующем установленным законом требованиям безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора Шевченко А.А. заявленные требования уточнила, в уточненном виде поддержала полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила признать незаконным бездействие МКОУ «<данные изъяты>» по не принятию мер к защите прав и свобод несовершеннолетних учащихся при их перевозках на автобусе марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак и обязать МКОУ «<данные изъяты>» устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. Комитет по образованию Администрации Кормиловского района Омской области и Администрацию Кормиловского муниципального района обеспечить финансирование переоборудования указанного автобуса в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МКОУ «<данные изъяты>» Писаренко Ю.В. заявленные прокурором требования признал в полном объеме, суду пояснил, что в собственности МКОУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г. имеется автобус марки <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак , который используется регулярно в учебное время для перевозок учащихся по маршруту: с. Победитель– с. Спайка Кормиловского района, так же осуществляются перевозки детей в р.п. Кормиловка на различные мероприятия. В данном автобусе действительно имеются указанные прокурором нарушения, однако самостоятельно переоборудовать автобус они не могут, поскольку на это требуются большие денежные затраты. МКОУ «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ г. приносящую доход деятельность не осуществляла, соответственно, каких-либо денежных средств на счету не имеет. Переоборудование автобуса возможно только при финансовой помощи Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района и администрации Кормиловского муниципального района. В ДД.ММ.ГГГГ года им подавались заявки в Комитет по образованию администрации Кормиловского района на выделение средств для переоборудования автобуса, однако денежных средств выделено для этих целей не было. Просил увеличить срок для устранения указанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году в бюджет Кормиловского муниципального района будут закладываться средства для переоборудования школьных автобусов согласно ГОСТу.

Представитель Комитета по образованию Кормиловского муниципального района Зелинский В.И. не возражал против уточненных исковых требований прокурора, суду пояснил, что в соответствии с федеральной целевой программой «Школьный автобус» в ДД.ММ.ГГГГ году в собственность МКОУ «<данные изъяты>» поступил автобус марки «<данные изъяты>». Данный автобус используется для перевозки школьников по маршруту: <адрес> Кормиловского района, за пределы Кормиловского района автобус не выезжает. В бюджет района на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на переоборудование школьных автобусов не заложены. Переоборудование школьных автобусов достаточно дорогостоящая процедура, обойдется она примерно в <данные изъяты> руб. МКОУ «<данные изъяты>» не занимается деятельностью приносящей доход, соответственно финансирование их деятельности происходит из бюджета Кормиловского муниципального района. В бюджете Кормиловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года денежные средства на переоборудование, либо покупку автобусов для школ не заложены, в связи, с чем приобрести в ближайшее время их невозможно. В ДД.ММ.ГГГГ году в местный бюджет будут закладываться денежные средства на устранение недостатков в школьных автобусах. Деньги поступят только в марте месяце. Договор может быть заключён только через тендер. Эта процедура длительная по времени и во время учебного процесса автобус не может в течение 10 дней не работать, так как будет сорван учебный процесс. Самое разумное время исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Использовать транспортное средство им разрешено. Автобус в технически исправном состоянии, водитель подготовлен и соответствует всем предъявляемым требованиям. Маршрутный лист утверждён начальником ГИБДД.

Представитель администрации Кормиловского муниципального района Омской области Ганжа М.В. уточненные исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с федеральной целевой программой «Школьный автобус» в собственность МКОУ «<данные изъяты>» был передан автобус марки <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>. Данный автобус не был оборудован в соответствии с требованиями действующего законодательства, технических стандартов и правил, регулирующих перевозки детей. В связи с тем, что МКОУ «<данные изъяты>» является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Кормиловского муниципального района в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Администрация Кормиловского муниципального района может распределять бюджетные деньги на нужды школ, но в бюджет ДД.ММ.ГГГГ года данные средства не заложены. Собственником указанного автобуса является МКОУ «<данные изъяты>», так же школа несет ответственность за безопасность перевозок детей, следовательно, только указанная школа может заниматься переоборудованием школьного автобуса. Просит администрацию Кормиловского муниципального района их числа ответчиков исключить.

Специалист Бодряков Е.Г. суду пояснил, что работает государственным инспектором отделения ГИБДД полиции ОМВД России по Кормиловскому району. ДД.ММ.ГГГГ г. им и главным государственным инспектором отдела автотранспорного надзора УГАДН по Омской области Трайзе А.А. была проведена проверка школьного автобуса МКОУ «<данные изъяты>», в результате которой были выявлены нарушения, указанные в исковом заявлении прокурора Кормиловского района. Техническое состояние данного автобуса соответствует норме, для его переоборудования необходимы значительные денежные затраты с привлечением квалифицированных специалистов. С указанными нарушениями автобус, принадлежащий МКОУ «<данные изъяты>» может передвигаться только в пределах Кормиловского района.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации
каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В силу ч. 7 ст. 51 Закона «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Аналогичные требования закона установлены пунктом 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196.

Федеральным законом от 30.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с целью охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также с целью защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий предусмотрены отдельные ограничения свободы использования транспортных средств их владельцами во время дорожного движения.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее по тексту - Технический регламент), согласно разделу 1.16 которого установлены требования к транспортным средствам для перевозки детей.

Согласно Приложению № 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 определены объекты технического регулирования. В частности, к объектам технического регулирования относятся:

-     категория М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

-     категория М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Согласно пункту 1.16.1.1. Приложения 1.16 указанного выше Постановления, транспортные средства (автобусы) для перевозки детей должны соответствовать общим требованиям к транспортным средствам категорий М2 и M3 с учетом требований, указанных в Приложении 1.16.

В соответствии с пунктами 3.12, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.8, 4.3, 4.5,4.6 Приложения 1.16:

- сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления;

- автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован устройством ограничения скорости, отвечающим требованиям Правил ЕЭК ООН N 89;

- на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи "ДЕТИ" прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты;

- автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим
автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом;

- элементы всех устройств непрямого обзора, установленных на автобусе,
должны иметь электрообогрев;

- сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед
по ходу автобуса;

-       в каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке»;

- рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей; внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.

- в автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или)
полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или)
багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 кв.м и не менее 20 куб.дм на каждое
место пассажира;

- автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим
началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях;

- высота первой ступеньки уровня дороги должна быть не более 25
см; высота последующих ступенек должна быть не более 20 см; глубина
ступенек должна быть не менее 20 см;

- рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения.

Согласно ч.1, ч.2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с требованиями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом.

Судом установлено, что собственником автобуса марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак является МКОУ «<данные изъяты>», которое является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Кормиловского муниципального района в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Следовательно, требования прокурора Кормиловского района к МКОУ «<данные изъяты>» об оборудовании указанного школьного автобуса в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат удовлетворению. Однако суд считает необходимым обязать МКОУ «<данные изъяты>» устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку финансовые средства, необходимые для переоборудования школьных автобусов, будут заложены в бюджет Кормиловского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ год.

Кроме того, суд считает, что уточнённые исковые требования прокурора Кормиловского района к Комитету по образованию администрации Кормиловского муниципального района и администрации Кормиловского муниципального района - обязать обеспечить финансирование переоборудование указанного автобуса до ДД.ММ.ГГГГ года удовлетворить частично. Возложить обязанность обеспечить переоборудование автобуса только на Комитет по образованию, как на распорядителя бюджета. Администрацию Кормиловского муниципального района от ответственности освободить.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, с учетом установленных выше судом обстоятельств, суд принимает признание ответчиком заявленных требований истца, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Поскольку прокурор Кормиловского района обращался с исковым заявлением в суд в порядке требований ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию в местный бюджет с ответчиков в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области в интересах несовершеннолетних к муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты>» об устранении нарушений законодательства о безопасности перевозок детей удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие МКОУ «<данные изъяты>» по не принятию мер к защите прав и свобод несовершеннолетних учащихся при их перевозках на автобусе марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак .

Обязать муниципальное образовательное казенное учреждение «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года оборудовать автобус марки <данные изъяты> года выпуска, регистрационный знак <данные изъяты>

- ремнями безопасности;

- сидениями по ходу автобуса в соответствии с ГОСТом;

- поручнями и ручками в проходах в соответствии с ГОСТом;

- устранить глухую перегородку между водителем и салоном;

- ступеньками в соответствии с требованиями ГОСТа;

- устройством, препятствующим началу движения при открытых дверях;

- сигнальными кнопками «Просьба об остановке»

- звуковыми и световыми сигналами на рабочем месте водителя;

- внутренней и наружной громкоговорящей установками;

- устройством ограничения скорости;

- звуковым сигналом при движении задним ходом;

- электрообогревом элементов устройств не прямого обзора;

- местами для размещения ручной клади в соответствии с ГОСТом;

- нанести на боковых сторонах, спереди и сзади автобуса надписи «Дети»;

- цветом кузова, соответствующим ГОСТу.

Обязать Комитет по образованию Кормиловского муниципального района Омской области обеспечить финансирование переоборудования автобуса марки «<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак .

Срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>» и Комитета по образованию Кормиловского муниципального района Омской области в бюджет Кормиловского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей с каждого.

В удовлетворении исковых требований прокурора Кормиловского района Омской области в интересах несовершеннолетних к администрации Кормиловского района Омской области об обеспечении финансирования переоборудования автобуса МКОУ «<данные изъяты>» отказать.

Решение в течение одного месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья: Каземиров А.М.