Дело № 2-408/2012г Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Кормиловка 27 июня 2012 года Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В., с участием помощника прокурора Кормиловского района Шевченко А.А., при секретаре Кобец В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района Омской области в защиту интересов несовершеннолетних к МКОУ «<данные изъяты>», Комитету по образованию администрации Кормиловского муниципального района и к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным действия, суд У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов несовершеннолетних к МКОУ «<данные изъяты>», Комитету по образованию администрации Кормиловского муниципального района и к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным действия по недостаточному принятию мер к защите прав и свобод несовершеннолетних учащихся при их перевозках, в частности по перевозке детей на автобусе марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ.в. регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащий на праве собственности МКОУ «<данные изъяты>» не соответствующему ГОСТу и действующим техническим регламентам, незаконным. Обязать МКОУ «<данные изъяты>», Комитет по образованию администрации Кормиловского муниципального района и Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области обеспечить регулярные перевозки несовершеннолетних учащихся на автобусе, оборудованном в соответствии с требованиями действующего законодательства, технических стандартов и правил регулирующих перевозку детей. В судебном заседании помощник прокурора Шевченко А.А. свои требования по п.2 уточнила. Просила обязать МКОУ «<данные изъяты>», Комитет по образованию администрации Кормиловского муниципального района и Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года оборудовать автобус марки «<данные изъяты>», <данные изъяты> г.в. регистрационный знак <данные изъяты>, в соответствии требованиям действующего законодательства, технических стандартов и правил, регулирующих перевозки детей, в том числе Постановления Правительства РФ от 10.09.2009г № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», ГОСТа Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», а именно: - оборудовать указанный автобус ремнями безопасности; - оборудовать автобус сидениями по ходу автобуса в соответствии с ГОСТом; - оборудовать ступеньки в соответствии требованиям ГОСТа; - оборудовать сигнальными кнопками «Просьба об остановке»; - оборудовать звуковой и световой сигналы на рабочем месте водителя; - оборудовать внутренней и наружной громкоговорящей установкой; - оборудовать устройством ограничения скорости; - оборудовать звуковым сигналом при движении задним ходом; - оборудовать электрообогревом элементов устройств не прямого обзора; - оборудовать места для размещения ручной клади в соответствии с ГОСТом; - нанести на боковых сторонах, спереди и сзади автобуса надписи «ДЕТИ»; - обеспечить цвет кузова автобуса, соответствующий ГОСТу. Директор МКОУ «<данные изъяты>» Чернышева Н.П. уточненные исковые требования признала частично, суду пояснила, что в соответствии с федеральной целевой программой «Школьный автобус» в ДД.ММ.ГГГГ году в собственность МКОУ <данные изъяты>» поступил автобус марки <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, который регулярно используется в учебное время для перевозки учащихся по маршруту: <адрес> Кормиловского района. Также данный автобус используется по перевозке детей в р.п. Кормиловка и другие населенные пункты Кормиловского района, за пределами района автобус не используется. Водитель автобуса имеет большой опыт управления транспортными средствами. В данном автобусе действительно имеются указанные прокурором нарушения, однако самостоятельно переоборудовать автобус они не могут, поскольку на это требуются большие финансовые затраты. С ДД.ММ.ГГГГ года она подает заявки в Комитет по образованию Кормиловского муниципального района на оказание содействия в мероприятиях по приведению школьного автобуса в соответствие с требованиями ГОСТа, но денег им так и не выделяли. В прошлом году деньги были потрачены на реконструкцию школьного пищеблока. Для того чтобы оборудовать автобус в соответствии с ГОСТом потребуется около <данные изъяты> руб. Школа самостоятельно деньги не зарабатывает, спонсоров у школы нет. Переоборудование автобуса возможно только при финансовой помощи Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района и администрации Кормиловского муниципального района. Просила увеличить срок для устранения указанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году в бюджет Кормиловского муниципального района будут закладываться средства для переоборудования школьных автобусов согласно ГОСТу. Представитель Комитета по образованию Кормиловского муниципального района Зелинский В.И. не возражал против уточненных исковых требований прокурора, суду пояснил, что в соответствии с федеральной целевой программой «Школьный автобус» в ДД.ММ.ГГГГ году в собственность МКОУ «<данные изъяты>» поступил автобус марки <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> Данный автобус используется для перевозки школьников по маршруту: <адрес> Кормиловского района, за пределы Кормиловского района автобус не выезжает. В бюджет района на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на переоборудование школьных автобусов не заложены. Переоборудование школьных автобусов достаточно дорогостоящая процедура, обойдется она примерно в <данные изъяты> руб. МКОУ «<данные изъяты> не занимается деятельностью приносящей доход, соответственно финансирование их деятельности происходит из бюджета Кормиловского муниципального района. В бюджете Кормиловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года денежные средства на переоборудование, либо покупку автобусов для школ не заложены, в связи, с чем приобрести в ближайшее время их невозможно. В ДД.ММ.ГГГГ году в местный бюджет буду закладываться денежные средства на устранения недостатков в школьных автобусах. Просил исключить Комитет по образованию администрации Кормиловского муниципального района из числа ответчиков, поскольку собственником указанного автобуса является МКОУ «<данные изъяты>», а требования прокурора относятся только к оборудованию автобуса в соответствии с действующим законодательством. Требования же по финансированию указанного переоборудования школьного автобуса прокурором заявлено не было. Поэтому просит исключить их из числа ответчиков. Переадресовать денежные средства они не могут, так как исполняют решения суда по искам прокурора ДД.ММ.ГГГГ года о возведении заборов вокруг школьных зданий. Представитель администрации Кормиловского муниципального района Омской области Ганжа М.В. уточненные исковые требования не признал, суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с федеральной целевой программой «Школьный автобус» в собственность МКОУ «<данные изъяты>» был передан автобус марки <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>. Данный автобус не был оборудован в соответствии с требованиями действующего законодательства, технических стандартов и правил, регулирующих перевозки детей. В связи с тем, что МКОУ «<данные изъяты>» является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Кормиловского муниципального района в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Администрация Кормиловского муниципального района может распределять бюджетные деньги на нужды школ, но в бюджет ДД.ММ.ГГГГ года данные средства не заложены. Собственником указанного автобуса является МКОУ «<данные изъяты>», так же школа несет ответственность за безопасность перевозок детей, следовательно, только указанная школа может заниматься переоборудованием школьного автобуса. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные прокурором требования удовлетворить частично по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Всоответствии с ч. 1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу ч. 7 ст. 51 Закона «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Аналогичные требования закона установлены пунктом 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196. Федеральным законом от 30.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с целью охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также с целью защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий предусмотрены отдельные ограничения свободы использования транспортных средств их владельцами во время дорожного движения. В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее по тексту - Технический регламент), согласно разделу 1.16 которого установлены требования к транспортным средствам для перевозки детей. Согласно Приложению № 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 определены объекты технического регулирования. В частности, к объектам технического регулирования относятся: -категория М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн. -категория М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса, которых превышает 5 тонн. Согласно пункту 1.16.1.1. Приложения 1.16 указанного выше Постановления, транспортные средства (автобусы) для перевозки детей должны соответствовать общим требованиям к транспортным средствам категорий М2 и M3 с учетом требований, указанных в Приложении 1.16. В соответствии с пунктами 3.12, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.8, 4.3, 4.5,4.6 Приложения 1.16: -сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления; -автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован устройством ограничения скорости, отвечающим требованиям Правил ЕЭК ООН N 89; -на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи "ДЕТИ" прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см. и толщиной, не менее 1/10 ее высоты; -автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим -элементы всех устройств непрямого обзора, установленных на автобусе, -сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед -в каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке»; -рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей; внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой. -в автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) -автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим -высота первой ступеньки уровня дороги должна быть не более 25 -рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения. Согласно ч.1, ч.2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии с требованиями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом. Судом установлено, что собственником автобуса марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак <данные изъяты> является МКОУ «<данные изъяты>», которое является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Кормиловского муниципального района в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Следовательно, требования прокурора Кормиловского района к МКОУ «<данные изъяты>» об оборудовании указанного школьного автобуса в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат удовлетворению. Однако суд считает необходимым обязать МКОУ «<данные изъяты>» устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку финансовые средства, необходимые для переоборудования школьных автобусов, будут заложены в бюджет Кормиловского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ год. Кроме того, суд считает, что исковые требования прокурора Кормиловского района к Комитету по образованию администрации Кормиловского муниципального района и администрации Кормиловского муниципального района об обязании оборудовать принадлежащий МКОУ «<данные изъяты>» автобус не подлежащими удовлетворению, поскольку указанные учреждения не являются собственниками спорного имущества, а осуществляют только распределение денежных средств на нужды школ. Прокурором Кормиловского района требований о выделении денежных средств и финансовой поддержке требования по переоборудованию автобуса МКОУ «<данные изъяты>» для устранения указанных нарушений заявлено не было. Суд выйти самостоятельно за пределы исковых требований истца не может. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с настоящим Кодексом. Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Таким образом, с учетом установленных выше судом обстоятельств, суд принимает признание ответчиком заявленных требований истца, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Поскольку прокурор Кормиловского района обращался с исковым заявлением в суд в порядке требований ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию в местный бюджет с ответчика в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области в интересах несовершеннолетних к муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты>» об устранении нарушений законодательства о безопасности перевозок детей удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие МКОУ «<данные изъяты>» по не принятию мер к защите прав и свобод несовершеннолетних учащихся при их перевозках на автобусе марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак <данные изъяты>. Обязать муниципальное образовательное казенное учреждение «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года автобус марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак <данные изъяты> оборудовать: - ремнями безопасности; - сидениями по ходу автобуса в соответствии с ГОСТом; - ступеньками в соответствии требованиям ГОСТа; - сигнальными кнопками «Просьба об остановке»; - звуковой и световой сигналы на рабочем месте водителя; - внутренней и наружной громкоговорящей установкой; - устройством ограничения скорости; - звуковым сигналом при движении задним ходом; - электрообогревом элементов устройств не прямого обзора; - оборудовать места для размещения ручной клади в соответствии с ГОСТом; - нанести на боковых сторонах, спереди и сзади автобуса надписи «ДЕТИ»; - обеспечить цвет кузова автобуса, соответствующий ГОСТу. Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>» в бюджет Кормиловского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. В удовлетворении исковых требований прокурора Кормиловского района Омской области в интересах несовершеннолетних к Комитету по образованию администрации Кормиловского муниципального района и администрации Кормиловского района Омской области об устранении нарушений законодательства о безопасности перевозок детей отказать. Решение в течение одного месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд. Судья: Бандур Г.В.
автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом;
должны иметь электрообогрев;
по ходу автобуса;
полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или)
багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 кв.м и не менее 20 куб.дм на каждое
место пассажира;
началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях;
см; высота последующих ступенек должна быть не более 20 см; глубина
ступенек должна быть не менее 20 см;