ТО УФМС по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Омской области



Дело № 2-454/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего Каземирова А.М.,

при секретаре Воробьевой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

25 июля 2012 года

гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе к администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения в соответствии с выданным предписанием,

у с т а н о в и л:

Начальник территориального отдела в Калачинском районе УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее Управление Роспотребнадзора по Омской области) Шемчук Ю.В. обратился с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц <адрес> Кормиловского района Омской области, в котором просил признать бездействие администрации Михайловского сельского поселения по организации водоснабжения в границах Михайловского сельского поселения незаконным; обязать администрацию Михайловского сельского поселения оградить колодцы в <адрес> оборудовать навесы, скамьи для ведер у колодцев в <адрес> утеплять в зимний период колодцы в <адрес>; осуществлять контроль за качеством воды колодезной в полном объеме и кратности, согласно программе производственного контроля.

В обоснование своих требований Начальник территориального отдела в Калачинском районе Управления Роспотребнадзора по Омской области Шемчук Ю.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе в целях проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ года, была проведена внеплановая проверка в отношении администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области. По результатам проверки исполнения указанным юридическим лицом законодательства в сфере обеспечения населения питьевой водой, выявлено, что вследствие бездействия, допущены следующие нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства: отсутствует ограждение у колодцев в <адрес>; не оборудованы навесы, скамьи для ведер у колодцев в <адрес>; в зимний период не утепляются колодцы в <адрес>; сруб колодца в с<адрес> нуждается в ремонте; контроль за качеством воды колодезной осуществляется не в полном объеме и кратности, не соответствует программе производственного контроля.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе Шемчук Ю.В. исковые требования уточнил, просил обязать ответчика устранить нарушения в виде отсутствия ограждений на колодцах в <адрес>; отсутствия навесов, скамей для ведер у колодцев в <адрес> а также провести ремонт сруба колодца в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, просил обязать администрацию Михайловского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять программу производственного контроля за качеством воды колодезной, и осуществлять контроль за качеством воды колодезной в полном объеме и кратности, согласно принятой программе производственного контроля. От исковых требований в части утепления колодцев в <адрес> отказался, так как они относятся к колодцам шахтного типа, в связи с чем, нормы о необходимости их утепления отсутствуют.

Представитель администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области Ермолаев С.Г. иск признал, суду пояснил, что предписание должностного лица Роспотребнадзора, выданное в ДД.ММ.ГГГГ году не исполнено администрацией Михайловского сельского поселения по причине отсутствия денежных средств. Заверил, что до ДД.ММ.ГГГГ года выявленные нарушения будут устранены в полном объеме.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к нижеследующему.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты.

Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) установлены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

В силу положений ст. 18 Закона водные объекты, используемые для питьевого водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности таких объектов устанавливаются санитарными правилами, а разрешение на водопользование для указанных целей выдается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования.

Согласно положениям ст. 19 Закона население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке, в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, а питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с п.п. 3.3.3., 3.3.4., п. 3.3.7., 5.4 Санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». СанПиН 2.1.4.1175-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 г. № 40, оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. По периметру оголовка колодца должен быть сделан «замок» из хорошо примятой и тщательной уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта, радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер. При устройстве срубов должны использоваться определенные породы древесины в виде бревен или брусьев: для венцов надводной части сруба – ель или сосна, для водоприемной части сруба – лиственница, ольха, вяз, дуб. Лесоматериал должен быть хорошего качества, очищенный от коры, прямой, здоровый, без глубоких трещин и червоточин, не зараженный грибком, заготовленный за 5-6 месяцев.

Согласно п.п. 1.5., 2.1., 2.5., 2.7., п.п. Б п. 4.1. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 года № 18, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:

- разрабатывать и производить санитарно-противоэпидемические (профилактически) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при производстве, транспортировании, хранении и реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в т.ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировании, хранении и реализации продукции.

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее – производственный контроль) проводится юридическим лицом и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенных в черте городских и сельских поселений.

Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относится к вопросам местного самоуправления поселений.

Администрация Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области осуществляет свою деятельность на основании Устава, согласно которому, к вопросам местного значения Михайловского сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно ч. 1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляется уполномоченным государственным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей. В рамках государственного контроля и надзора в данной сфере отношений предусмотрено обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей (п. 6 ч. 2 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу

потребителя.

Как установлено в судебном заседании указанные нарушения нашли свое подтверждение в предписании от ДД.ММ.ГГГГ года об устранении выявленных недостатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, а также в акте внеплановой выездной проверки в отношении администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года,.

В судебном заседании ответчик также признал наличие указанных нарушений и подтвердил факт невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ года.

Изложенные обстоятельства позволяют суду считать бездействие администрации Михайловского сельского поселения по организации водоснабжения в границах Михайловского сельского поселения незаконным и признать деятельность администрации Михайловского сельского поселения по обеспечению населения <адрес> Кормиловского района Омской области питьевой водой, не отвечающей требованиям безопасности, противоправной.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители, в частности, наделены полномочием по предъявлению исков суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В рассматриваемом судом случае, Управление Роспотребнадзора по Омской области правомерно обратились в суд в интересах неопределенного круга лиц жителей <адрес> Кормиловского района Омской области, поскольку бездействием администрации Михайловского сельского поселения по ненадлежащей организации водоснабжения в границах Михайловского сельского поселения и обеспечению населения <адрес> Кормиловского района Омской области питьевой водой, не отвечающей требованиям безопасности могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, а так же права граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества, получение питьевой воды и воды для хозяйственно-бытовых нужд в необходимом количестве.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством и анализом доказательств, суд признает исковые требования, заявленные территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Омской области, о признании бездействия администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района по организации водоснабжения населения в границах <адрес> Кормиловского района Омской области незаконным и обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.35 Налогового Кодекса РФ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области при подаче искового заявления освобождено от оплаты государственной пошлины. Поэтому государственная пошлина должна быть взыскана с ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать бездействие администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по организации водоснабжения населения в границах Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области питьевой водой, незаконным.

Обязать администрацию Михайловского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ года установить ограждения колодцев в <адрес> оборудовать навесы, скамьи для ведер у колодцев в <адрес>; провести ремонт сруба колодца в <адрес>.; принять программу производственного контроля за качеством воды колодезной и, в последующем, осуществлять контроль за качеством воды колодезной в полном объеме и кратности в соответствии с указанной программой.

Взыскать с администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. в бюджет Кормиловского муниципального района Омской области.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области.

Судья: Каземирв А.М.