Прокурор района о признании действий незаконными



Дело № 2-58/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Кормиловка 02 марта 2011 года

Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Прыгуновой Г.Н.,

при секретаре Хромовой Н.Ф.,

с участием представителя Кормиловской районной прокуратуры – Ситниковой О.С.,

представителя ответчика по доверенности – Караева В.М.,

представителя третьего лица – Бодрякова Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кормиловского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о признании действий Администрации Кормиловского городского поселения по ненадлежащему выполнению требований Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, незаконными и обязании устранить нарушения, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области, в котором просил признать действия администрации Кормиловского городского поселения по ненадлежащему выполнению требований закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, незаконными; обязать администрацию Кормиловского городского поселения устранить выявленные нарушения, выразившиеся в отсутствии ликвидации колейности и гололедных явлений в р.п. Кормиловка на улице <адрес> в районе дома №.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ситникова О.С. заявленные требования уточнила, просила обязать Администрацию Кормиловского ГП устранить выявленные нарушения, выразившиеся в отсутствии ликвидации гололедных явлений и снежного наката в р.п. Кормиловка по всей <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. суду пояснила, что по результатам проведенной прокуратурой Кормиловского района проверки соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Кормиловского городского поселения были выявлены нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», ст. ст. 6, 12, 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», поскольку в р.п. Кормиловка по ул. Гагарина– не ликвидированы гололедные явления, снежный накат. Указанные нарушения повлекли за собой совершение дорожно-транспортного происшествия и стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения администрацией Кормиловского городского поселения своих полномочий, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2006 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. ОГИБДД неоднократно вносились предписания об устранении выявленных нарушений, прокуратурой в декабре в адрес администрации Кормиловского ГП вносилось представление, однако ситуация не исправлена ввиду чего не видят иного способа обязать Администрацию надлежащим образом содержать дорогу по <адрес> р.п. Кормиловка, как в судебном порядке.

Законный представитель администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области Караев В.М., заявленные прокурором требования не признал в полном объеме, пояснив суду, что в целях содержания дорог в зимний период Администрацией заключаются договоры с подрядчиком, но поскольку у него техники немного, то он не успевает своевременно производить очистку улиц в т.ч. и <адрес> от снега. Устранение гололедных явлений осуществляется с помощью МУП «Жилищник», который работает на основе заявок, и посыпает дороги, в т.ч. и <адрес> шлаком. Средств на приобретение песка и соли у Администрации Кормиловского ГП, как и специальных солераспределяющих, пескораспределяющих машин, нет.

Представитель третьего лица – Бодряков Е.Г., суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ г. на ул. <адрес> р.п. Кормиловка в районе дома № произошло ДТП, причиной которого послужили колейность и гололедные явления, по данным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес администрации Кормиловского ГП было внесено предписание и установлен срок для устранения – ДД.ММ.ГГГГ г. к 17-00 час. Гололедные явления не были устранены следствие чего в отношении главы Кормиловского ГП Ферулева С.В. был составлен протокол по делу об административном правонарушении по ст. 12.34 КОАП РФ, согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ г. последний был подвергнут штрафу в размере <данные изъяты> рублей. Постановление не обжаловалось, штраф оплачен. При подготовке к судебному заседанию совместно с помощником прокурора Ситниковой О.С. ДД.ММ.ГГГГ г. была обследована <адрес>, в результате чего выявлено, что колейность устранена, но на дороге имеется снежный накат и гололедные явления. В акте им допущена описка в названии улицы, так указана <адрес>, но фактически обследовалась, <адрес>. Устранение гололедных явлений с помощью шлака не рекомендуется, поскольку такой способ является неэффективным, т.к. шлак очень мелкий и быстро закатывается машинами. По ГОСТу дорожное покрытие должно быть абсолютно чистым, т.е. наличие снежного наката, как и гололедных явлений недопустимо.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает возможным уточненные исковые требования прокурора удовлетворить полностью по следующим основаниям.

Требования ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. устанавливают, что местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою отвественность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения, в том числе, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Требования п. 6 ст. 3 указанного Закона предусматривают, что под «дорожной деятельнсотью» подразумевается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствие с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (далее Закона) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании ч. 2 ст. 12 Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 21 Закона осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности возложены на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Проезжая часть дорог и улиц должны быть чистыми, предусмотрено ГОСТ Р 50597-93 (принятого постановлением Гсстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221).

В соответствии с п. 3.1.6 названного ГОСТа срок ликвидации зимней скользскости и окончания снегоочистки улиц и и дорог населенных пунктов составляет 6 часов.

Как установлено в судебном заседании, в р.п. Кормиловка по ул. Гагарина снежный накат и гололедные явления не ликвидированы до настоящего времени.

Данный факт представителем ответчика не оспаривался, указывалось, только что Администрацией предпринимаются меры по содержанию дорог в надлежащем виде.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о ненадлежащем выполнении администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В данном случае прокурор правомерно обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку действиями администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района создается непосредственная угроза их конституционным правам на жизнь и здоровье.

Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию в местный бюджет с ответчика в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточенные исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить полностью.

Признать действия администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по ненадлежащему выполнению требований Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения незаконными.

Обязать администрацию Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения, выразившиеся в отсутствии ликвидации гололедных явлений, снежного наката в р.п. Кормиловка по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кормиловский районный суд в течение 10 дней.

Судья Г.Н. Прыгунова

Мотивированное решение суда изготовлено 03 марта 2011 года

Судья Г.Н. Прыгунова