Дело № 2-85/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Кормиловка 22 марта 2011года
Судья Кормиловского районного суда Омской области Бандур Г.В.,
с участием прокурора Шевченко А.А.,
при секретаре Кобец В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кормиловского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконными бездействия администрации Черниговского сельского поселения по невыполнению своих полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконными бездействия администрации Черниговского сельского поселения по невыполнению своих полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Кормиловского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в деятельности администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района как исполнительного органа местного самоуправления. В результате проверки выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности Черниговского сельского поселения, выразившиеся в фактическом бездействии, не обеспечении охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов несовершеннолетних посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Как следует из информации, полученной ДД.ММ.ГГГГ года от ОГИБДД ОВД по Кормиловскому району, в рамках осуществления своих полномочий предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции», Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998г № 711, а также актов обследования улично-дорожной сети от 11.02.2011г в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района в районе МОУ «<данные изъяты>» отсутствуют два дорожных знака 1.23 «Дети», в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района в районе МОУ «<данные изъяты>» отсутствуют два дорожных знака 1.23 «Дети».
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановление Правительства РФ от 23.10.1993г № 1090, предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Согласно приложению № 1 к указанным правилам, дорожный знак 1.23 «Дети» устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.
Частями 1, 2 ст. 1 ФЗ РФ от 17.01.1992г № 2202-1 «О прокуратуре РФ» закреплена обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Указанные нарушения деятельности администрации Черниговского сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, препятствуют обеспечению охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов несовершеннолетних посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Указанные выше нарушения в деятельности администрации Черниговского сельского поселения как исполнительного органа местного самоуправления напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения улицы общего пользования в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области.
Бездействие администрации Черниговского сельского поселения ставит под угрозу безопасность дорожного движения вблизи школы, противоречит принципам предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий, так как имеется большая вероятность появления на проезжей части около образовательного учреждения детей, которые в силу своего возраста самостоятельно не могут защитить свое право на охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов.
Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по непринятию мер к установке в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района около МОУ «<данные изъяты>» и в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района около МОУ «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями ПДД РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г № 1090, дорожных знаков 1.23 «Дети». Обязать администрацию Черниговского сельского поселения Кормиловского района Омской области установить в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района около МОУ « <данные изъяты>» и в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района около МОУ «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями ПДД РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г № 1090, дорожных знаков 1.23 «Дети». Также просит взыскать с администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области государственную пошлину.
В судебном заседании прокурор Шевченко А.А.. заявленные требования поддержала полностью по доводам изложенным в заявлении. Суду пояснила, что просит признать незаконным бездействие администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по непринятию мер к установке в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района около МОУ «<данные изъяты>» и в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района около МОУ «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями ПДД РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г № 1090, дорожных знаков 1.23 «Дети». Обязать администрацию Черниговского сельского поселения Кормиловского района Омской области в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района около МОУ « <данные изъяты>» и в <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района около МОУ «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями ПДД РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г № 1090, дорожных знаков 1.23 «Дети». Также просит взыскать с администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области государственную пошлину.
Глава администрации Черниговского сельского поселения Никитенко Н.П. исковые требования признал частично. Суду пояснил, что он как глава администрации Черниговского сельского поселения не был уведомлен о том, что будет проведена данная проверка и поэтому не присутствовал во время проверки. Школа в <адрес> расположена в 100 м. от дороги. Черниговская школа в центре села. Обе школы выходят не на оживленные улицы. ДТП в этих местах никогда не происходили. Ранее никто требований об установке знаков возле школ не предъявлял. Он понимает, что требования законны, но у Черниговского сельского поселения в настоящее время нет на это средств. Дорожные знаки требуются не только около школ, но и по поселкам сельского поселения, это примерно 10 знаков. В настоящее время у них по бюджету остались деньги только на летний ямочный ремонт дорог. В будущем у них предполагается поступление денежных средств, которые пойдут на дорожные знаки.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные прокурором требования удовлетворить полностью по следующим основаниям.
Согласно ст.1 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения разрешаются органами местного самоуправления, то есть администрациями сельского поселения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Требования п. 6 ст. 3 указанного закона регламентировано, что под «дорожной деятельнсотью» подразумевается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствие с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании ч. 2 ст. 12 и ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществление мероприятий по обеспечению безопасного движения возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, в данном случае на администрацию Черниговского сельского поселения.
Как установлено в судебном заседании, на улицах, расположенных в <адрес> и <адрес> Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района, а именно: возле <данные изъяты>» не установлены дорожные знаки 1.23 «Дети».
Изложенные выше факты не оспаривались в судебном заседании ответчиком.
Одновременно суду не были представлены документы, свидетельствующие об устранении выявленных прокуратурой Кормиловского района нарушений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о бездействии администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района по
невыполнению своих полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах суд принимает признание ответчиком заявленных требований прокурора, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В данном случае прокурор правомерно обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку бездействиями администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района создается непосредственная угроза их конституционным правам на жизнь и здоровье.
Поскольку прокурор района обращался с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию в местный бюджет с ответчика в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по непринятию мер к установке в <адрес> около <данные изъяты>» и в <адрес> около <данные изъяты>» Кормиловского района Омской области в соответствии с требованиями ПДД РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г № 1090, дорожных знаков 1.23 «Дети».
Обязать администрацию Черниговского сельского поселения Кормиловского района Омской области установить дорожные знаки 1.23 «Дети» в <адрес> Кормиловского района Омской области около <данные изъяты> и в <адрес> Кормиловского района Омской области около <данные изъяты> в соотвествии с требованиями ПДД РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г № 1090.
Взыскать с администрации Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области.
Судья: