решение по жалобе Бенецкого С.П. на постановление ГУ жилищного контроля



Дело № 12-21/2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего Вяткиной Г.С.

с участием прокурора Богомолова Н.С.

при секретаре Споденейко О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

05 августа 2011 года

административное дело по жалобе Бенецкого Сергея Петровича на постановление заместителя начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области Синягина О.И. от 04.07.2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

04.07.2011 г. заместителем Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, (далее Госжилстройнадзор), Синягиным О.И. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Бенецкого С.П., которым было постановлено признать должностное лицо - начальника Кормиловского участка ОАО «Омская энергосбытовая компания» Бенецкого Сергея Петровича виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере пятьсот рублей.

В судебном заседании Бенецкий С.П. жалобу поддержал, суду пояснил, что считает постановление Госжилстойнадзора № 2-383/М от 04.07.2011г. о привлечении его к административной ответственности по ст. 7.23. КоАП РФ незаконным и необоснованным по следующим обстоятельствам. В постановлении указано, что им как представителем ОАО «Омская энергосбытовая компания» (далее Компания) допущены нарушения при введении ограничения режима потребления электроэнергии потребителю Грудиной О.М. Также указано, что Компания при введении ограничения должна была руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее Правила 307). Он, как представитель Компании, считает свои действия по введению ограничения режима потребления электроэнергии соответствующими действующему законодательству РФ. В соответствии с п.3 и п.49 «а-г» Правил 307 обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Эта же норма закреплена в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 г. № 4989-СК/07. Его Компания не владеет и не обслуживает внутридомовые инженерные системы потребителей, а значит, не является исполнителем коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация, а конкретно его Компания, не может являться исполнителем коммунальных услуг, так как в п.3 Правил 307 приведен исчерпывающий перечень лиц, которые могут быть исполнителем коммунальных услуг. Компания, не являясь исполнителем коммунальных услуг, является ресурсоснабжающей организацией и одновременно гарантирующим поставщиком, поставляющим энергоресурсы потребителям. Взаимоотношения гарантирующего поставщика с потребителями регламентируются Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее Положение 530). С потребителем Грудиной О.М. договор в письменной форме не заключен, но заключение договора подтверждается квитанциями об оплате потребления электроэнергии. Данный потребитель имеет договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, деятельность которого регламентирована Положением 530. Потребитель Грудина О.М. на момент вручения уведомления об ограничении режима потребления электроэнергии имела задолженность перед гарантирующим поставщиком, превышающую три периода оплаты. Указанному потребителю, за 15 дней до предполагаемого ограничения режима потребления электроэнергии, было надлежаще вручено уведомление с указанием размера задолженности и даты введения ограничения. Потребитель в указанный в уведомлении срок задолженность не погасила, в связи с чем ей было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии. Таким образом, ограничение режима потребления электроэнергии указанному гражданину-потребителю, введено гарантирующим поставщиком в строгом соответствии с Положением 530, регламентирующими его деятельность. Восстановление режима потребления электроэнергии, указанному потребителю, выполнено по предостережению прокурора, что, по мнению гарантирующего поставщика, не соответствует действующим нормам закона. На основании изложенного просил жалобу удовлетворить, постановление Госжилстройнадзора № 2-383/М от 04.07.2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 7.23. КоАП РФ отменить, так как в его действиях нет состава административного правонарушения.

Представитель Бенецкого С.П. по доверенности Крюков А.П. жалобу поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в ней. Суду пояснил, что 01.06.2011 г. ОАО «Омская энергосбытовая компания» заключила договор энергоснабжения с ООО «Жилищник», которое в свою очередь заключило договор управления многоквартирным домом с собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Омская область, р.п. Кормиловка, ул. 50 лет Октября, д.11. У жильца данного многоквартирного дома Грудиной О.М, образовалась перед ОАО «Омская энергосбытовая компания» задолженность по оплате потребленной электроэнергии 1247 руб. 50 коп. Указанного должника за 15 дней уведомили об ограничении подачи электроэнергии в случае неуплаты долга, однако долг не был уплачен, в связи с чем произошло полное отключение электроэнергии. В своих действиях Бенецкий С.П. руководствовался Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», согласно которому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке: при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок. Если задолженность не погашена (не оплачена) в указанный в уведомлении срок, соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления. Основанием для возобновления подачи электроэнергии потребителям в данном случае является полная оплата ими задолженности. Из вышесказанного следует, что Бенецкий С.П. выполнял действия по ограничению режима потребления в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, и значит, не совершал административного правонарушения.

Помощник прокурора Кормиловского района Омской области Богомолов Н.С. просил оставить жалобу без удовлетворения, суду пояснил, что отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, они устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Из пункта 3 указанных Правил следует, что к числу коммунальных услуг относится, в том числе и деятельность исполнителя по электроснабжению, а так же что, исполнителем коммунальных услуг могут являться юридические лица независимо от организационно-правовой формы. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно - ­строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Далее в данном пункте говорится, что ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов, а электрическая энергия относится к числу коммунальных ресурсов. Согласно пункту 7 Правил, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 № 4967-СК/07, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно позиции, изложенной в постановлении тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу N А26-5020/2008, пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не содержит положений об освобождении ресурсоснабжающей организации от ответственности за режим и качество подачи горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы. Порядок ограничения предоставления коммунальных услуг также определен Правилами предоставления коммунальных услуг. Так, согласно пункту 80 Правил, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. При этом под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения. Считает, что действия Кормиловского участка ОАО «Омская энергосбытовая компания» в отношении Грудиной О.М. являются незаконными, поскольку не соответствуют порядку ограничения потребления коммунальных услуг (в том числе и услуги по предоставлению электроэнергии), установленному Правилами предоставления коммунальных услуг. Согласно статье 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами является административным правонарушением.

Свидетель Невструев П.Н. суду пояснил, что ООО «Жилищник» является управляющей компанией, которая выполняет полномочия по управлению многоквартирным домом № 11, расположенным по адресу: Омская область, р.п. Кормиловка, ул. 50 лет Октября, согласно которому управляющая организация обязуется организовывать работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества указанного дома, в том числе и устранять незначительные неисправности электрических устройств мест общего пользования, устранение мелких неисправностей электропроводки в местах общего пользования, смена штепселей и розеток в местах общего пользования, что входит в плату за коммунальные услуги. 01.06.2011 г. между ООО «Жилищник» и ресурсоснабжающей организацией – ОАО «Омская энергосбытовая компания» был заключен договор энергоснабжения. Ограничение подачи электроэнергии произошло впервые, поэтому пояснить, как именно это должно было произойти, он затрудняется.

Суд, выслушав Бенецкого С.П., его представителя Крюкова А.П., прокурора, свидетеля, исследовав материалы дела, считает, что жалоба обоснована и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно части 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которому отношения по договору энергоснабжения регулируются утвержденным постановлением Правительством РФ от 31.08.2006 г. № 530 «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее Положение). Так же данным нормативным актом регулируются взаимоотношения гарантирующего поставщика электроэнергии с потребителями. В соответствии п.61, п.64 Положения гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом, чьи энергопринимающие устройства находятся в зоне его деятельности. Действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Суд установил, что между ОАО «Омская энергосбытовая компания» в лице начальника Калачинского межрайонного отделения Боярского А.В. и ООО «Жилищник» договор энергоснабжения был заключен только 01.06.2011 г., до указанной даты поставка электроэнергии потребителю Грудиной О.М. осуществлялась без заключения договора.В силу п. 161 «а» Положения ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях: неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

В соответствии с п.178 Положения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке:

а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок;

б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-
потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик направляет ему
уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся
задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа
которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее, чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления;

в) если задолженность не погашена (не оплачена) в указанный в уведомлении срок,
соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления.
Согласно расчета задолженности по оплате за потребленную электроэнергию за период с ноября 2010 г. по март 2011 г. задолженность Грудиной О.М., проживающей по адресу: Омская область, р.п. Кормиловка, ул. 50 лет Октября, д. 11, кв. 4,составляет 1 247 руб. 50 коп, то есть задолженность перед гарантирующим поставщиком, превышающая три периода оплаты. 30.03.2011 г. Грудиной О.М. было вручено уведомление о полном ограничении потребления электроэнергии с указанием размера задолженности и даты введения ограничения. Потребитель в указанный в уведомлении срок задолженность не погасил, в связи с чем 22.04.2011 г. ей было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.

На основании вышеизложенного суд считает, что ограничение режима потребления электроэнергии указанному гражданину-потребителю, введено гарантирующим поставщиком в строгом соответствии с действующим законодательством, регламентирующими его деятельность.

Доводы заместителя Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области О.И. Синягина и помощника прокурора Кормиловского района Богомолова Н.С. о том, что ОАО «Омская энергосбытовая компания» при введении ограничения должна была руководствоваться «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 и п.49 «а-г» Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Эта же норма закреплена в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 г. № 4989-СК/07.

Кроме того, имеется вступившие в законную силу решение Куйбышевского районного суда г. Омска № 2-288/2009 г. от 27.02.2009 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, предъявленное в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Омская энергосбытовая компания» о признании действий неправомерными, а так же кассационное определение Омского областного суда № 33-1451/09 от 08.04.2009 г., которым решение Куйбышевского районного суда г. Омска № 2-288/2009 г. от 27.02.2009 года было оставлено без изменения.

Из указанного решения следует, что ОАО «Омская энергосбытовая компания», является ресурсоснабжающей организацией и не может являться исполнителем коммунальных услуг, так как в п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 приведен исчерпывающий перечень лиц, которые могут быть исполнителем коммунальных услуг.

Компания, не являясь исполнителем коммунальных услуг, является ресурсоснабжающей организацией и одновременно гарантирующим поставщиком, поставляющим энергоресурсы потребителям.

Данное решение имеет преюдициальный характер, в соответствии с которым вступившее в законную силу решение суда обязательно для суда, рассматривающего другое дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда по ранее рассмотренному делу и имеющему отношение к лицам, участвующим в деле. Согласно ст. 61 ГПК РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь, а также не могут быть оспорены сторонами, или их правопреемниками, участвующими в предыдущем процессе.

Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда является обязательным для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Указанное решение имеет прямое отношение к лицам, участвующим в настоящем деле, к правоотношениям, возникшим между ними и существу жалобы Бенецкого С.П., поэтому является преюдициальным при принятии решения по данному делу.

Из вышеперечисленного следует, что взаимоотношения гарантирующего поставщика с потребителями регламентируются Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» и Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике", которые являются специальными нормами законодательства, регулирующего указанные вопросы.

Кроме того, учитывая, что Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» принято тем же самым органом, что и «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, но является более поздним по дате его принятия, суд считает, что при разрешении спора по введению ограничения потребления электроэнергии необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

На основании ч. 1 п. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

В судебном заседании было установлено, что Бенецкий С.П. выполнял действия по ограничению режима потребления в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, следовательно, в его действиях не усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р е ш и л:

Постановление заместителя начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области Синягина О.И. от 04.07.2011 г. в отношении Бенецкого Сергея Петровича о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Бенецкого Сергея Петровича по ст. 7.23 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья: Вяткина Г.С.