решение по иску прокурора г. Коркино к Администрации (вступило в силу, обжаловалось - оставлено в силе)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Юркиной С.Н.,

с участием прокурора Рейн Л.В.,

при секретаре Полевковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Коркино Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Коркинского городского поселения, муниципальному унитарному предприятию «Служба коммунального сервиса» о признании бездействия, выразившееся в необеспечении содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Коркино Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Коркинского городского поселения, муниципальному унитарному предприятию «Служба коммунального сервиса» (далее СКС) о признании бездействия, выразившегося в не обеспечении содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, незаконным.

В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства. В ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения было установлено, что согласно акту специальной проверки участка автомобильных дорог Коркинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ автомобильные дороги, расположенные на территории Коркинского городского поселения, содержатся в ненадлежащем состоянии. По ул. Дзержинского на участке автодороги от ул. К. Маркса до ул. Цвиллинга имеются множественные выбоины и ямочность, повреждено покрытие обочины, проезжая часть автодороги имеет трещины асфальтобетонного покрытия. По ул. Калинина на участке автодороги от ул. К. Маркса до ул. Цвиллинга имеются множественные выбоины и ямочность, имеется просадка покрытия проезжей части, обочины; отсутствует бетонное и асфальтобетонное покрытие. По ул. Черняховского повреждено покрытие проезжей части, имеется просадка покрытия обочины; возвышена обочина над проезжей частью; отсутствует бетонное и асфальтобетонное покрытие. По ул. Сакко и Ванцетти отсутствует 7 решеток дождеприемной канавы; завышена крышка люка смотрового колодца на 2 см.; на участке автодороги от ул. Энгельса до ул. 30 лет ВЛКСМ имеются множественные выбоины и ямочность. На участке автодороги от ул. Энгельса до ул. 30 лет ВЛЕСМ отсутствует пешеходный тротуар. По ул. К. Маркса на участке автодороги от ул. Терешковой до пр. Горняков загрязнена обочина. По ул. 30 лет ВЛКСМ на пересечении от ул. 30 лет ВЛКСМ и пр. Горняков имеются множественные выбоины. Указанные дороги не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения. Просит: признать бездействие администрации Коркинского городского поселения выразившееся в не обеспечении содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения незаконным; обязать администрацию Коркинского городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонт дорог по ул. Дзержинского, Калинина, Черняховского, Сакко и Ванцетти, К.Маркса, 30 лет ВЛКСМ для приведения их в соответствие с установленными правилами и стандартами (л.д. 2-3).

В судебном заседании прокурор Рейн Л.В. исковые требования уточнила, просит: признать бездействие администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района, муниципального унитарного предприятия «Служба коммунального сервиса» выразившееся в не обеспечении содержания автомобильной дороги улицы Сакко и Ванцетти в г. Коркино Челябинской области в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, незаконным; обязать администрацию Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, муниципальное унитарное предприятие «Служба коммунального сервиса» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить пешеходный тротуар на участке дороги от ул. Энгельса до ул. 30 лет ВЛКСМ шириной 1,5 метра по улице Сакко и Ванцетти в г. Коркино, Челябинской области.

Представитель ответчика МУП «СКС» Тимошенко В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Коркино не признал, поддержал письменный отзыв (л.д.166-167).

Ответчик администрация Коркинского городского поселения в судебное заседание не явился, судом был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (л.д.173), представил в суд свой отзыв (л.д. 26-28).

Третье лицо администрация Коркинского муниципального района в судебное заседание не явилась, судом была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела (л.д.169).

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика СКС и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. К вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 50 указанного закона определено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Согласно ч. 2 ст. 12 № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Согласно постановления Правительства РФ от 24.12.1991 года № 61 «О классификации автомобильных дорог в РФ» автомобильные дороги, расположенные на территории РФ, классифицируются на автомобильные дороги общего пользования, в т.ч. поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений).

В части 4 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

В суде достоверно установлено следующее:

На территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области находится дорога по улице Сакко и Ванцетти, которая является муниципальной собственностью администрации Коркинского городского поселения, на которой лежит обязанность по её содержанию. Кроме того, обязанность по содержанию указанной дороги лежит и на СКС, которому передана дорога на праве хозяйственного ведения. Однако, эту обязанность администрация Коркинского городского поселения и СКС не исполняют. Так, по ул. Сакко и Ванцетти на участке дороги от ул. Энгельса до ул. 30 лет ВЛКСМ (далее дорога), отсутствует пешеходный тротуар, в связи с чем, имеется нарушение требований безопасности дорожного движения. Обязанность по содержанию и приведению дороги в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения администрацией Коркинского городского поселения и СКС не исполняется с 2007 года и по настоящее время, т.е. в течение трех лет, при этом имеет место незаконное бездействие ответчиков.

Установленные в суде обстоятельства нашли своё подтверждение материалами дела: обращением главы Коркинского муниципального района (л.д. 4-5), фотографиями (л.д. 15, 63), актом специальной проверки участка автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-20), выпиской из реестра (л.д. 29), выпиской из акта приема-передачи (л.д. 30-34), заключением № по стоимости ремонта автодороги ул. Сакко и Ванцетти (л.д. 39-41), актом обследования участка автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.174-175), постановлениями о содержании автомобильных дорог (л.д. 74-77, 78-79), договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (л.д. 80-87), муниципальным контрактом на выполнение работ по ямочному ремонту дорог (л.д. 88-90, 96-98), договором о предоставлении субсидий (л.д. 91-92), муниципальным контрактом на выполнение работ по содержанию дорог (л.д. 93), а также и объяснениями сторон, третьего лица и показаниями свидетеля В-на

Настоящее состояние дороги по ул. Сакко и Ванцетти, а именно в отсутствие пешеходного тротуара стало возможным по причине бездействия со стороны администрации Коркинского городского поселения, СКС. Незаконность бездействия администрации Коркинского городского поселения, СКС выражена в непринятии действенных мер по приведению состояния дороги в соответствие установленным правилам, стандартам, техническим нормам. Бездействие органа местного самоуправления в лице администрации Коркинского городского поселения и СКС нарушает права участников дорожного движения на безопасное движение по автомобильным дорогам, как водителей транспортных средств, так и пешеходов, передвигающихся по дороге. Ненадлежащее состояние дороги создает аварийные ситуации, в результате которых, могут наступить тяжкие последствия, в том числе и гибель людей. Таким образом, существенно нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые имеют право на охрану жизни, здоровья и своего имущества.

Администрация Коркинского городского поселения является владельцем дорог в границах поселения. От Коркинского муниципального района Коркинскому городскому поселению были переданы автомобильные дороги, расположенные на территории поселения. Право собственности Коркинского городского поселения на эти объекты возникло в силу Закона Челябинской области № 119-ЗО «О разграничении имущества между Коркинским муниципальным районом и Коркинским городским поселением» с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» отнесение дорог к дорогам местного значения осуществляется по остаточному принципу. В число таких дорог в соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона должны быть включены все автомобильные дороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным. Обязанность по содержанию таких дорог возникает независимо от включения их в какой-либо перечень или муниципальную собственность.

Обязанность по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог в границах Коркинского городского поселения, оценке их технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности дорожного движения администрацией Коркинского городского поселения возложена на муниципальное унитарное предприятие «Служба коммунального сервиса».

В соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномочено им организацией.

Возражения ответчика, указывающие на определенный перечень работ по содержанию автомобильных дорог, не подтверждают, что в результате этих работ дорога приведена в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения, что установлен пешеходный тротуар на рассматриваемой судом дороге. Таких доказательств, стороной ответчика в суд не представлено.

Ссылка ответчика на то, что администрация Коркинского городского поселения предпринимала все действия, зависящие от неё для приведения автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТа, как-то: обращение в Администрацию Коркинского муниципального района, к заместителю губернатора по экономике и внешнеэкономической деятельности по Челябинской области, подготовка заключений по стоимости ремонт автодорог, является несостоятельной.

Из указанных действий, названных ответчиком, наоборот усматривается, что администрация Коркинского городского поселения бездействовала и в течение четырех лет не предпринимала действий по надлежащему ремонту дороги, что и привело её в состояние опасное для использования.

Так, из акта обследования автомобильных дорог Коркинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 174-175) видно, что действительно на ул. Сакко и Ванцетти на участке дороги от ул. Энгельса до ул. 30 лет ВЛКСМ отсутствует пешеходный тротуар. Указанный акт составлен уполномоченной на то комиссией с участием специалистов администрации Коркинского городского поселения, органа ГИБДД, СКС, отдела архитектуры и градостроительства, в котором подробно отражены недостатки, выявленные комиссией.

Доводы ответчика, указывающие на то, что полномочия по содержанию дорог им были переданы МУП «Служба коммунального сервиса», который и должен в полном объёме их содержать, являются необоснованными. Обязанность по содержанию автомобильных дорог возложена на орган местного самоуправления, а это администрация Коркинского городского поселения, согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Возложение ответчиком этой обязанности на иное лицо является его правом, но не обязанностью, при этом не освобождает его от ответственности за ненадлежащее содержание дорог. Вместе с тем на ответчике также лежит обязанность по надлежащему контролю за МУП «Служба коммунального сервиса» по содержанию дорог, которую ответчик также не исполняет.

Кроме того, ссылка ответчика администрации Коркинского городского поселения на отсутствие финансирования по ремонту дорог, является несостоятельной, поскольку сам представитель ответчика в суде пояснил, что бюджетом на каждый год предусматривается статья расходов на данный вид деятельности, а если это является недостаточным размером, то именно сам ответчик должен предпринять действия по изысканию средств для исполнения своей обязанности содержания дорог. И в этом направлении ответчик также бездействовал.

Установленное судом наличие недостатка в автомобильной дороге по ул. Сакко и Ванцетти, а именно отсутствие пешеходного тротуара, является существенным, период, в течение которого ответчиками не предпринималось действий по приведению её в соответствие с требованиям безопасности дорожного движения является длительным около трех лет, таким образом, бездействие ответчиков, заявленное прокурором в иске, нашло своё подтверждение и оно судом признаётся незаконным.

Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Более того, правило распределения обязанностей по доказыванию в делах об оспаривании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, изложено в ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», по которой на государственные органы, органы местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, решения которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых решений.

Свою обязанность по доказыванию о законности оспариваемого без действия, ответчики не исполнили.

А поскольку, в судебном заседании достоверно установлено, что оспариваемое бездействие, выразившееся в не обеспечении содержания дороги в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, в нарушении требований норм законодательства, указанных в настоящем решении, то оно признаётся судом незаконным, которое нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

При этом, суд, принимая решение в части возложения обязанности на ответчиков по установлению пешеходного тротуара рассматриваемой дороги, считает, что оба ответчика по делу должны исполнить эту обязанность на основании следующего.

Согласно ст. 210 ГК РФ, именно собственник имущества несет обязанности по содержанию дороги, а им является администрация Коркинского городского поселения.

В 2007 году администрация Коркинского городского поселения передала свои обязанности по содержанию дорог СКС на праве хозяйственного ведения, которые действуют по настоящее время. При этом в этот период администрация, исполняя свою обязанность по содержанию дорог, заключает ДД.ММ.ГГГГ муниципальный контракт (л.д. 88) с индивидуальным предпринимателем Г-ян А.С. на выполнение работ по ямочному ремонту дорог в Коркинском городском поселении. Таким образом, администрация Коркинского городского поселения ни в полном объёме передала свои обязанности по содержанию дорог СКС.

Кроме того, договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-92) предусмотрено, что обязанность по финансированию затрат на содержание дорог лежит именно на администрации Коркинского городского поселения, которая в полном объёме должна возместить понесенные затраты СКС путем предоставления субсидии.

Следовательно, оба ответчика несут обязанности по содержанию дорог на территории Коркинского городского поселения: администрация по предоставлению финансов для ремонта дорог, а СКС фактические работы по их ремонту.

А поэтому свои обязанности по содержанию дороги не исполнила ни администрация Коркинского городского поселения, как собственник, ни СКС, у которого на праве хозяйственного ведения находится дорога.

При таких обстоятельствах, следует иск прокурора удовлетворить в полном объёме: признать бездействие ответчиков незаконным и обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить пешеходный тротуар на участке дороги от ул. Энгельса до ул. 30 лет ВЛКСМ шириной 1,5 метра по улице Сакко и Ванцетти в г. Коркино, Челябинской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Коркино Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Коркинского городского поселения, муниципальному унитарному предприятию «Служба коммунального сервиса» о признании бездействия, выразившееся в не обеспечении содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, незаконным, удовлетворить полностью.

Признать бездействие администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района, муниципального унитарного предприятия «Служба коммунального сервиса» выразившееся в не обеспечении содержания автомобильной дороги улицы Сакко и Ванцетти в г. Коркино Челябинской области в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, незаконным.

Обязать администрацию Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, муниципальное унитарное предприятие «Служба коммунального сервиса» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить пешеходный тротуар на участке дороги от ул. Энгельса до ул. 30 лет ВЛКСМ шириной 1,5 метра по улице Сакко и Ванцетти в г. Коркино, Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: С.Н. Юркина