РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДАТА г. Коркино Челябинской области
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Югова С.В.,
при секретаре Новоселовой С.Ю.
с участием истцов Дударчука А.Я., Королева В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дударчука А.Я., Королева В.Г. к Государственному учреждению "6 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области", Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о взыскании денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования,
УСТАНОВИЛ:
Дударчук А.Я. и Королев В.Г. обратились в суд с иском к Государственному учреждению "6 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области", Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о взыскании денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования.
В обоснование иска указали следующее. Дударчук А.Я. ДАТА, Королев В.Г. ДАТА были приняты на службу в ПЧ-НОМЕР ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы НОМЕР Главного управления МЧС России по Челябинской области». В связи с достижением предельного возраста ДАТА истцы были уволены по п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. С ДАТА ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы НОМЕР Главного управления МЧС России по Челябинской области» был реорганизован путем слияния в ГУ «12 ОФПС по Челябинской области». В связи с увольнением выплата всех сумм, причитающихся работнику, должна производиться в день увольнения, т.е. ДАТА. Согласно «Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования», утвержденным Приказом МЧС РФ от ДАТА НОМЕР, при увольнении истцам должны были кроме всего выплатить денежную компенсацию вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования. В связи с наличием задолженности за указанное имущество за период 2008г., которое не было ими получено и на день увольнения по независящим от них причинам. ДАТА ГУ МЧС по Челябинской области была оформлена справка НОМЕР на выдачу Дударчуку денежной компенсации за обмундирование по зимнему плану 2008 г. в сумме 4795 руб. 20 коп., и справка НОМЕР на выдачу Королеву денежной компенсации за обмундирование по зимнему плану 2008 г. в сумме 4680 руб. 40 коп., которые являлись основанием для начисления и оплаты. Однако начисление и выплату истцам указанных сумм ГУ ОГПН НОМЕР не произвел. Просят: взыскать с Государственного учреждения "6 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области", Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области в пользу Дударчука А.Я. денежную компенсацию вместо предметов вещевого имущества личного пользования за 2008 год в сумме 4795 руб. 20 коп., в пользу Королева В.Г. денежную компенсацию вместо предметов вещевого имущества личного пользования в сумме 4 680 руб. 40 коп (т. 1 л.д. 3-4, т. 2 л.д. 3-4).
Истцы в судебном заседании свои требования поддержали, сослались на обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.
Представитель ответчика Государственного учреждения "6 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" Шлегель О.З. в судебное заседание не явилась, извещена была надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, в отзывах на исковые заявления Дударчука А.Я. и Королева В.Г. просила отказать в удовлетворении исков в связи с пропуском срока исковой давности для обращения в суд. (т. 1 л.д. 36, т.2 л.д.26, т. 2 л.д.47, т. 2 л.д. 78-79,т.2 л.д.80-81).
Представитель ответчика ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в отзывах на исковые заявления Дударчука А.Я. и Королева В.Г. просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском исковой давности для обращения в суд. (т. 1 л.д. 60, т. 2 л.д. 25, т. 2 л.д.48, т. 2 л.д.83-84, 85-86).
Представители третьих лиц Министерства финансов Челябинской области, Управления федерального казначейства по Челябинской области, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явились, судом были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (т. 2 л.д. 49,50,51). Министерство финансов Челябинской области представило отзыв, в котором просило дело рассмотреть в отсутствие его представителя (т. 1 л.д.57-58, л.д.63-64).
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд требования истцов Дударчука А.Я., и Королева В.Г. нашел обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим причинам.
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2008 года № 339 установлено, что вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы, в том числе: Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 339 приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 октября 2008 г. № 600 был утвержден Порядок выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования. Настоящий Порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
В соответствии с Порядком денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться с разрешения руководителя организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий увольняемым сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющим специальные звания внутренней службы, при наличии задолженности за предметы вещевого имущества личного пользования, которые не получены на день увольнения включительно по независящим от них причинам.
Таким образом, в силу действующего законодательства при увольнении сотрудника ТПС МЧС России денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, выплачивается в день увольнения работника, по решению руководителя организации МЧС России за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 78 Конституции РФ).
Статьей 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее Закон № 184-ФЗ) установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что Дударчук А.Я. с ДАТА по ДАТА, а Королев В.Г. с ДАТА по ДАТА проходили службу в должности старшего водителя ПЧ-НОМЕР в государственном учреждении «Отряд государственной противопожарной службы НОМЕР», что подтверждается копией контракта и справкой (т. 1 л.д. 6-14, т. 2 л.д. 6-9).
ГУ «Отряд государственной противопожарной службы НОМЕР» ГУ МЧС России по Челябинской области в силу ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» входило в структуру федеральной противопожарной службы, что не оспаривалось ни кем из лиц, участвующих в деле.
Пунктом 1,2 Указа Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 9 ноября 2001 года № 1309 установлено: преобразовать до 1 января 2002 года Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел РФ в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ;
лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.
Таким образом, истцы проходили службу в составе федеральной противопожарной службы.
ДАТА истцы были уволены из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, при этом при увольнении истцам не была выплачена денежная компенсация за обмундирование по зимнему плану за 2008 год.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством РФ.
Статьей 8 того же Закона установлено, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством РФ.
Право истцов на получение компенсации вместо предметов вещевого довольствия за 2008 год в соответствии с Порядком, утвержденным приказом МЧС России от 6 октября 2008 г. № 600 в сумме 4795 руб. 20 коп. Дударчуком, и в сумме 4680 руб. 40 коп. Королевым (т. 1 л.д. 16, т. 2 л.д.10), ответчиками не оспаривается.
Частью 1 ст. 84 БК РФ установлено, что расходные обязательства РФ возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных им отдельных государственных полномочий РФ.
Органы государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ федеральными законами, законами субъекта РФ, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта РФ (за исключением межбюджетных трансфертов) (ч. 6 ст. 84 БК РФ).
МЧС России обеспечивает в установленном порядке финансирование и материально-техническое обеспечение полномочий РФ, осуществляемых ГУ МЧС по Челябинской области, в том числе содержание штатной численности личного состава, содержащейся за счет средств федерального бюджета.
Утверждение представителя ответчика, что в 2008 году сотрудники отряда, в котором служил истец, содержались за счет средств областного бюджета, не исключает обязанности ГУ МЧС РФ по Челябинской области выплатить истцам истребуемую денежную сумму.
Выплата в 2008 году денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов РФ, производилась за счет межбюджетных трансфертов на основании соответствующих Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2007 года № 817. Однако данным постановлением не предусмотрены выплаты за счет межбюджетных трансфертов денежных компенсаций вместо предметов вещевого довольствия.
Законом «О пожарной безопасности», иными нормативными актами не предусмотрено возложение на субъект РФ обязательств (переданных полномочий) по предоставлению социальных гарантий, установленных федеральными законами лицам, проходящим федеральную государственную службу, без финансового обеспечения осуществления указанных отдельных полномочий.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия РФ по предметам ведения РФ, а также полномочия РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, не предусмотренные п. 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органами государственной власти субъектов РФ федеральными законами.
Министерство финансов Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области. В его функции входят, в частности, исполнение областного бюджета (п. 8 Положения о Министерстве финансов Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 20 августа 2004 года № 433).
Согласно Положению «Об управлении федерального казначейства по Челябинской области», утвержденному приказом Министерства Финансов РФ от 04.03.2005 года, основными задачами действия Управления являются кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта РФ, в соответствии с бюджетным законодательством РФ и иные задачи, установленные законодательством РФ.
На Министерство финансов Челябинской области, Управление Федерального казначейства по Челябинской области Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 года № 716 и иными нормативными актами не возложена обязанность по предоставлению сотрудникам Государственной противопожарной службы социальных льгот, в том числе, компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования.
МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ; Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
МЧС России организует финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектование их личным составом, тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения (пп. 3 п. 8 положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868).
Выплата денежного довольствия и предоставление социальных гарантий сотрудникам территориальных органов Государственной противопожарной службы непосредственно Министерством ЧС России, а не через территориальные органы, в которых проходят службу сотрудники, Порядком не предусмотрено.
ГУ МЧС России по Челябинской области, являясь территориальным органом МЧС России, организует в установленном порядке материально-техническое обеспечение подчиненных подразделений, определяет потребности в материально-технических ресурсах подчиненных подразделений, организует в установленном порядке финансовое обеспечение подчиненных подразделений, подготовку смет доходов и расходов по бюджетным средствам и внебюджетным источникам (пп. 9,12 п. 12 Положения о ГУ МЧС России по Челябинской области).
ГУ МЧС России по Челябинской области, являясь администратором доходов и главным распорядителем средств бюджета Челябинской области, распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с п. 1,5, 12.1 ч. 1 ст. 158, ст. 160.1 БК РФ обязано обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений). Осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним; в случае и порядке, установленных главным администратором доходом бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета.
Доказательств того, что ГУ МЧС России по Челябинской области, МЧС России как Главными распорядителями бюджетных средств, в 2008 г. "ОГПС НОМЕР" ГУ МЧС России по Челябинской области» были переданы средства на денежную компенсацию истцам вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, в суд не представлено.
При этом в силу ст. 10 Закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу являлось в 2008 году расходным обязательством Российской Федерации, что также подтверждается и предоставлением межбюджетных трансфертов на содержание личного состава территориальных подразделений.
Поэтому основания для взыскания расходов на проезд за счет средств бюджета Челябинской области отсутствуют.
С учетом изложенного, компенсация расходов на проезд взыскивается с ГУ МЧС России по Челябинской области за счет средств федерального бюджета.
В силу пп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ на МЧС России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, может быть возложена субсидиарная ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений), в том числе, ГУ МЧС России по Челябинской области.
В иске к ГУ «6 ОФПС по Челябинской области» должно быть отказано.
Доводы представителя ГУ «6 ОФПС по Челябинской области», ГУ МЧС России по Челябинской области о пропуске Дударчуком и Королевым срока исковой давности для взыскания денежной компенсации вместо предметов вещевого довольствия, суд находит несостоятельными, поскольку, как установлено в судебном заседании, истцам по месту их прежней работы постоянно вплоть до их обращения в суд обещали выплатить указанную денежную компенсацию, ссылаясь каждый раз на отсутствие поступления финансирования из федерального бюджета по данной смете расходов, однако, в конечном итоге не выплатили денежную компенсацию, выдав справку о невыплаченной денежной компенсации только ДАТА (т. 1 л.д. 16, т. 2 л.д. 10). Кроме того, ответчиками не представлено суду доказательств того, что истцам было отказано в категоричной форме в выплате указанной денежной компенсации ранее ДАТА (даты выдачи указанной справки). Между тем, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах суд считает, что предусмотренный ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд истцами пропущен не был.
Кроме того, суд полагает, что требование о выплате денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования основано на вышеназванных специальных нормах права, а не нормах трудового законодательства, поэтому к ним неприменим и трехмесячный срок для обращения в суд с иском, установленный ст. 392 ТК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области за счет средств федерального бюджета в пользу Дударчука А.Я. денежную компенсацию вместо предметов вещевого имущества личного пользования в сумме 4 795 руб. 20 коп.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области за счет средств федерального бюджета в пользу Королева В.Г. денежную компенсацию вместо предметов вещевого имущества личного пользования в сумме 4 680 руб. 40 коп.
В иске Дударчука А.Я., Королева В.Г. к Государственному учреждению "6 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: С.В.Югов