РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДАТА г. Коркино Челябинской области
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Югова С.В.,
при секретаре Новоселовой С.Ю.
с участием истца Шарапова П.П.,
третьего лица Калашникова Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарапова П.П. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Челябинской области о признании права собственности на квартиру за умершим, включении квартиры в состав наследственного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Шарапов П.П. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС РФ № 14 по Челябинской области о признании права собственности за умершим, включении её в состав наследственного имущества.
В обоснование заявленного иска указал на следующее: его мать Ш-ва Л.М. умерла ДАТА, что подтверждается свидетельством о смерти. На момент смерти матери он проживал с ней в квартире по АДРЕС, что подтверждается справкой с места жительства. Они с матерью вели совместное хозяйство, он ухаживал за ней, так как она находилась в преклонном возрасте и болела. На момент смерти матери, в квартире был зарегистрирован ее сын Калашников Н.М., который фактически проживал с 1992 года и проживает в настоящее время по АДРЕС. Согласно договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан, квартира АДРЕС, состоящая из 2 комнат, общей площадью 43,2 кв.м., жилой площадью 28 кв.м., фактической стоимостью 6085 рублей, по состоянию на ДАТА, была передана Администрацией п. Первомайского, г. Коркино Челябинской области в лице Главы администрации п. Первомайского, г. Коркино Ш-пы А.В., Ш-ой Л.М. ДАТА В силу своей неосведомленности, мать не зарегистрировала полученный договор в «Обл ЦТИ» г. Коркино. А госрегистрация недвижимого имущества в то время не производилась. В связи с чем право собственности матери на указанную квартиру не прошло государственной регистрации. Права Ш-ой, как пользователя указанной квартиры, ранее ни кем не оспаривалось, и не оспариваются в настоящее время. После смерти матери он не имеет возможности в установленном законом порядке оформить принятие наследства на вышеуказанную квартиру, поэтому возникла необходимость признать за его умершей матерью право собственности на квартиру АДРЕС, общей площадью 43,2 кв.м., и включить ее в наследственную массу. (л.д.3-4).
В судебном заседании истец Шарапов П.П. на исковых требованиях настаивал и просил иск удовлетворить, сославшись на указанные выше обстоятельства. Указал, что спора о принятии наследства не имеется.
Третье лицо Калашников Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, возражений не имел. Заявил об отсутствии спора по принятию наследства.
Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, Администрация Коркинского муниципального района, Администрация Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района о времени и месте разбирательства дела уведомлены, в представленных отзывах не возражали против удовлетворения исковых требований истца, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей (л.д.19-20,22,23).
Выслушав объяснения истца, третьего лица Калашникова Н.М. и исследовав материалы дела, суд требования Шарапова П.П. нашел обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим причинам.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ДАТА между администрацией п. Первомайского г. Коркино Челябинской области и Ш-ой Л.М. был заключен договор на передачу квартир в собственность граждан. Согласно которого в собственность Ш-ой Л.М. переходит двухкомнатная квартира, находящаяся по АДРЕС. Право собственности Ш-ва Л.М. не зарегистрировала в «Обл. ЦТИ» г. Коркино, а государственная регистрация начала производиться только в 1998 году. После смерти Ш-ой Л.М. истец, как наследник не имеет возможности получить наследство своей матери Ш-ой Л.М. в виде квартиры, по причине отсутствия регистрации договора. Спор по принятию наследства отсутствует.
Кроме того, Ш-ва Л.М. при своей жизни проживала в указанной квартире до дня смерти, в которой она являлась нанимателем, несла расходы по её содержанию, была в ней зарегистрирована. В 1994 году участвовала в приватизации квартиры, однако при жизни свое право собственности не зарегистрировала в «Обл. ЦТИ», и в регистрационной службе.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: свидетельством о рождении (л.д. 8), свидетельством о смерти (л.д. 7), паспортом истца (л.д. 11), договором на передачу и продажу квартир в собственность граждан (л.д.6), квитанцией об оплате приватизации (л.д.9), актом оценки приватизируемой квартиры (л.д.10), справкой с места жительства (л.д. 5), справками из ОГУП «Обл ЦТИ» (л.д.24, 30).
Указанные доказательства судом в обоснование требований истца принимаются, не доверять им в данной части оснований не имеется.
Ответчик и третьи лица не возражали против предъявленных требований истца, в суд не представили.
Поскольку, приведенные истцом доводы нашли свое подтверждение в судебном заседании собранными по делу доказательствами, Шарапов П.П. свое право на принятие наследства в отношении квартиры, расположенной по АДРЕС в установленном законом порядке реализовать не имеет возможности, в виду отсутствия регистрации договора в «Обл.ЦТИ» на квартиру, спора судом не установлено.
Разрешая требование истца о включении квартиры в наследственную массу, суд исходил из следующего.
Пунктом 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрен переход права собственности к другим лицам в порядке наследования на имущество, принадлежащее умершему гражданину.
Из характера спорного правоотношения следует, что включение квартиры в наследственную массу позволит оформить ее в собственность в порядке наследования.
Таким образом, по мнению суда, имеются предусмотренные ст. ст. 218, 1152 ГК РФ основания для признания за умершей ДАТА Ш-ой Л.М. права собственности на квартиру, указанную выше в настоящем решении на момент ее смерти и включении указанной квартиры в состав ее наследственного имущества.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности на квартиру АДРЕС, общей площадью 43,2 кв.м., за Ш-ой Л.М. на день ее смерти ДАТА и включить указанную квартиру в наследственную массу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: С.В.Югов