Решение
Именем Российской Федерации
ДАТА.
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Я.Ф.Марченко
при секретаре Л.Л.Акиньшиной
с участием истицы Абашиной В.Н., представителя ответчика О.В.Бойко
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абашиной В.Н. к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Коркино Челябинской области об обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Абашина В.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Коркино Челябинской области (далее по тексту - УПФР г.Коркино) об обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости. В обоснование иска сослалась на следующие обстоятельства: ДАТА она обратилась в УПФР г.Коркино с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», представила все необходимые документы. Решением ответчика от ДАТА НОМЕР в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия стажа, необходимого для назначения льготной пенсии. При подсчете ее специального стажа ответчик не включил следующие периоды работы: с ДАТА по ДАТА в должности участковой медсестры Коркинской детской больницы, с ДАТА по ДАТА в должности медсестры здравпункта ОАО «*», с ДАТА по ДАТА в должности медсестры здравпункта филиала ОАО *». Решение УПФР г.Коркино считает незаконным, т.к. в исключенные периоды выполняла лечебно-профилактическую работу в должности медицинской сестры, относящейся к должностям среднего медицинского персонала. По состоянию на ДАТА имела 30 лет специального стажа, необходимого для назначения льготной пенсии. Просит: признать незаконным и отменить решение УПФР г.Коркино от ДАТА НОМЕР об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать ответчика включить в ее специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в календарном порядке периоды работы: с ДАТА по ДАТА в должности участковой медицинской сестры Коркинской детской больницы; с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры здравпункта ОАО «*», с ДАТА по ДАТА в должности медсестры здравпункта *»; обязать УПФР г.Коркино назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за указанной пенсией - с ДАТА (л.д.4-5,41-42).
В судебном заседании Абашина В.Н. настаивала на удовлетворении иска, поддержала содержащиеся в заявлениях доводы.
Представитель ответчика Бойко О.В. иск не признала, сослалась на доводы, приведенные в отзыве.
Третьи лица - МУЗ «Детская городская больница» г.Коркино, ОАО *» о дате слушания дела извещены, их представители в судебном заседании не присутствовали.
Заслушав истицу, представителя ответчика, допросив свидетелей и, исследовав материалы дела, суд исковые требования Абашиной В.Н. нашел обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях или Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Пунктом 2 ст.27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено: «Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации».
Таким образом, действующим пенсионным законодательством медицинским работникам сохранено право на досрочное пенсионное обеспечение при наличии необходимого специального 25-летнего и 30-летнего стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных списками.
Как установлено судом, Абашина В.Н. после обучения в медицинском училище, получила специальность медицинской сестры. В ноябре 1980 года она была принята в Коркинскую горбольницу НОМЕР медицинской сестрой, где проработала до ДАТА. В последующем в должности медсестры она работала в Коркинской детской больнице, в том числе с ДАТА по ДАТА - участковой медицинской сестрой. С ДАТА по ДАТА Абашина В.Н. осуществляла лечебную деятельность в должности медицинской сестры в здравпункте открытого акционерного общества «*». Последнее в 2005 году было ликвидировано по банкротству. В период с ДАТА по ДАТА истица продолжала работать в той же должности в фельдшерском здравпункте *». Здравпункт *» являлся и является фельдшерским как по характеру оказываемой медицинской помощи, так и по составу медицинского персонала. Однако в наименовании здравпункта необходимый термин «фельдшерский», указывающий на его профиль, отсутствуют. Администрация ликвидированного акционерного общества и администрация нынешнего общества, имея здравпункт в качестве структурного подразделения, не приняли мер к тому, чтобы его наименование отражало характер деятельности (профиль) и соответствовало спискам. На дату обращения за назначением льготной пенсии - ДАТА Абашина В.Н. имела необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости специальный стаж, т.к. осуществляла лечебную деятельность более 30 лет.
Эти обстоятельства подтверждены по делу: решением об отказе в установлении пенсии, протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (л.д.6,7-10), трудовой книжкой истицы (л.д.11-17), должностными инструкциями и положениями о здравпунктах промышленных предприятий, находящихся в черте г.Коркино (л.д.18-25,58-62,128-132,143-146,152-178,192-203,208-210), программой и планами производственного контроля за работой здравпунктов (л.д.43-52,133-142,204-207), штатными расписаниями (л.д.63-73,114-116,214-216), историческими справками (л.д.112,113), кадровыми приказами (л.д.117,121,190), приказами о проведении медицинских осмотров работников разреза (л.д.118,119,122-126), лицевыми счетами и справками о зарплате (л.д.147-149,150,151), выпиской из журнала фельдшерского здравпункта (л.д.191), копиями дипломов, личных карточек, трудовых книжек лиц, замещающих должности заведующих здравпунктами (л.д.212-213,217,218,219-220), копией заявления Абашиной В.Н. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (л.д.221-222), объяснениями сторон, показаниями свидетелей И-ой и П-ой.
В судебном заседании установлено достоверно, что в исключенные периоды истица в течение полного рабочего дня и в режиме полной рабочей недели осуществляла лечебную деятельность, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Закона о трудовых пениях.
Позицию ответчика относительно отсутствия у Абашиной В.Н. права на льготную пенсию, поддержанную его представителем в судебном заседании, обоснованной признать нельзя.
При разрешении спорного правоотношения суд руководствовался как ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и ныне действующим. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Относимость работы истицы в спорные периоды к той работе, которая дает право на льготное пенсионное обеспечение, следует оценивать с точки зрения следующих нормативных правовых актов: постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397; постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, утвердившего Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список от 1999 года); постановления Правительства РФ от 23 октября 2002 года № 781, которым был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 2002 года), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 2002 года).
Больничные учреждения всех типов и все, независимо от наименования медицинские сестры указаны в Перечне учреждений и должностей, утвержденном постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397.
Поэтому подлежит безусловному зачету в специальный стаж истицы ее работа в должности участковой медицинской сестры в Коркинской детской больнице в период с ДАТА по ДАТА.
Списком от 1999 года и Списком от 2002 года предусмотрено, что работа в должности медицинской сестры в фельдшерском здравпункте дает право на льготную пенсию. Более того, в Правилах от 2002 года предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в списке, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (п.6).
Согласно ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичное положение содержалось и в действовавшем до 01.02.2002 года Кодексе законов о труде Российской Федерации (ст.39).
Как установлено в судебном заседании, в трудовой книжке истицы содержатся неточные записи о том, в каком учреждении в исключенные периоды она работала в должности медицинской сестры. Однако само по себе внесение неверных и неточных записей о выполняемой работе, о наименовании учреждения, в котором работа выполнялась, не может служить основанием для исключения периодов работы в данном учреждении или в организации из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Так, в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (далее по тексту - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 (с последующими изменениями) содержится положение о том, что помимо трудовой книжки возможно и другое документальное подтверждение периодов работы в случаях отсутствия трудовой книжки, или, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы. В подтверждение этих периодов, как видно из пункта 7 Правил, принимаются письменные трудовые договора, справки, выданные работодателями, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из имеющихся в деле положений о здравпунктах следует, что их деятельность построена с учетом требований, содержащихся в приказе Министерства здравоохранения и медицинской промышленности № 130 от 23 июня 1994г. «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения». Штаты здравпунктов также сформированы с учетом рекомендаций данного приказа. Анализ должностных инструкций работников среднего медицинского персонала, занятых в здравпунктах, штатных расписаний, положений о здравпунктах позволяет сделать вывод о том, что здравпункт разреза является фельдшерским, равно как и другие находящиеся в г.Коркино здравпункты, являющиеся структурными подразделениями предприятий промышленности, строительства и транспорта, что все эти здравпункты предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим и служащим.
Трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (п.1 ст.19 Закона № 173-ФЗ).
Включение в специальный стаж истицы спорных периодов (зачтено - 17л. 08м. 01д., исключено по периодам - 2г. 00м. 17д., 08л. 05м. 00д. и 01г. 02м. 13д. соответственно) увеличивает его продолжительность до требуемой по закону тридцатилетней продолжительности стажа лечебной деятельности. Таким образом, на день обращения за досрочным назначением трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях у Абашиной В.Н. право на таковую возникло. Законных оснований для принятия решения об отказе в назначении ей льготной пенсии ответчик не имел. Решение УПФР г.Коркино в отношении истицы от ДАТА НОМЕР является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить решение государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в г.Коркино Челябинской области от ДАТА НОМЕР об отказе Абашиной В.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г.Коркино Челябинской области:
- включить Абашиной В.Н. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды работы: с ДАТА по ДАТА в должности участковой медицинской сестры в Коркинской детской больнице (продолжительностью периода - 2 года 17 дней), с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры здравпункта ОАО «*» (продолжительность периода - 8 лет 05 месяцев), с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры здравпункта *» (продолжительность периода - 1 год 02 месяца 13 дней);
- назначить досрочно Абашиной В.Н. трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за ее назначением - с ДАТА.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Коркинский городской суд Челябинской области.
Судья: п/п Я.Ф.Марченко
Копия верна.
Судья: Я.Ф.Марченко