решение по иску Снегуренко В.А. к МИФНС (вступило в силу, обжаловалось - оставлено без изменения)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАТА

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Юркиной С.Н.,

при секретаре Полевковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Снегуренко В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 14 по Челябинской области о признании незаконным и отмене в части решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, изменении размера штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

Снегуренко В.А. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 14 по Челябинской области о признании незаконным и отмене в части решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, изменении размера штрафа.

В обоснование заявленных требований указал на следующие обстоятельства. Решением НОМЕР от ДАТА межрайонной ИФНС РФ № 14 по Челябинской области он привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. После подачи жалобы, решением межрайонной ИФНС РФ № 14 по Челябинской области НОМЕР от ДАТА, решение изменено путем внесения соответствующих изменений в резолютивную часть решения. В остальной части решение оставлено без изменения. Решением он привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126, п. 1, 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафов на общую сумму 28627 руб. 10 коп. Вышеуказанным решением начислено пени по состоянию на ДАТА: по земельному налогу - 4346 руб. 82 коп., по ЕНВД - 1424 руб. 16 коп. А также предложено уплатить недоимку: по земельному налогу - 39360 руб., по ЕНВД - 8134 руб. Решением налогового органа на него незаконно возложена обязанность по уплате недоимки по земельному налогу, единому налогу на вмененный доход, а также он незаконно привлечен к налоговой ответственности по соответствующим основаниям, что, безусловно, является нарушением его прав, свобод и законных интересов. Просит: признать решение межрайонной ИФНС РФ № 14 по Челябинской области (далее Инспекция) НОМЕР от ДАТА незаконным и отменить его в части: привлечения к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1626 руб. 80 коп.; п. 1,2 ст. 119 НК РФ в сумме 6870 руб. 30 коп., начисления пени в размере 1424 руб. 16 оп., начисления недоимки в размере 8134 руб.; привлечения к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 7872 руб., п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 150 руб., ст. 119 НК РФ в размере 11808 руб., начисления пени в размере 4346 руб. 82 коп., начисления недоимки в размере 39360 руб. Изменить решение межрайонной ИФНС РФ 3 14 по Челябинской области НОМЕР от ДАТА в части привлечения к ответственности за не предоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009г., по ЕСН за 2009г., по НДС за 4 квартал 2009 года, уменьшим штраф в два раза с учетом смягчающих обстоятельств (л.д.64-70).

Истец Снегуренко В.А. в судебное заседание не явился, судом был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в своем заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 75, 148).

В судебном заседании представитель истца Чепушканов Д.А. заявленные требования поддержал, сославшись на указанные выше обстоятельства, просил исковое заявление удовлетворить.

Представитель ответчика Тимофеева В.М. в судебном заседании иск Снегуренко В.А. не признала, возражала против его удовлетворения, поддержала представленный отзыв и просила суд в удовлетворении требований Снегуренко В.А. отказать (л.д.76-81).

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Снегуренко В.А. по следующим основаниям.

Доводы истца, изложенные в иске в обоснование заявленных требований о признании решения Инспекции от ДАТА незаконным, не нашли своего подтверждения при исследовании судом представленных доказательств.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным законом и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные кодексом и несут обязанности, предусмотренные кодексом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 31 и п. 2 ст. 32 Налогового кодекса РФ).

Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (ст. 33 НК РФ).

В суде достоверно установлено: Инспекцией была проведена выездная проверка деятельности индивидуального предпринимателя Снегуренко В.А. по вопросам правильности начисления и своевременности уплаты ЕНВД, налога на добавленную стоимость, ЕСН, НДФЛ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, земельному налогу, о чем составлен акт НОМЕР от ДАТА (л.д. 40-58). ДАТА вынесено решение НОМЕР о привлечении Снегуренко В.А. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса Российской Федерации, на него наложен штраф - 59 987,10 рублей, а также предложено уплатить сумму пени - 23 898,19рублей, сумму налогов 109 814,0рублей (л.д. 11-27). Снегуренко В.А. с указанным решением не согласился и обжаловал его в вышестоящий налоговый орган, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы было принято решение УФНС России по Челябинской области НОМЕР от ДАТА об отмене решения Инспекции частично в общей сумме 111807,21 рублей из 193699,29 рублей оспариваемой заявителем (л.д. 32-39.

Кроме того, в суде достоверно было установлено, что доначисление Инспекцией по единому налогу на вмененный доход было произведено законно и обоснованно по следующим основаниям.

В результате проведенных мероприятий налогового контроля установлено, что истец имеет на праве собственности земельный участок площадью 2210 кв.м., расположенный по АДРЕС, кадастровый номер НОМЕР, о чем в Едином государственном реестре прав и недвижимое имущество и сделок с ним ДАТА сделана запись регистрации НОМЕР (л.д. 124-130). Часть указанного земельного участка (45 кв.м.) Снегуренко В.А. на основании договоров аренды от ДАТА и ДАТА передавал в аренду 000 «*» для использования под выездное кафе. Исходя из пункта 2.1 вышеназванных договоров аренды арендодатель передавал рассматриваемый земельный участок в безвозмездное пользование.

В силу подпункта 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, Постановления Еманжелинского районного Собрания депутатов Челябинской области от ДАТА НОМЕР (л.д. 149-150, 153, 154-159), истец был признан в проверяемом периоде налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Исходя из положений статьи 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В соответствии со статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения.

На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ, используемые в нормах законодательства о налогах и сборах институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ, под предпринимательской дальностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Как следует из пункта 1 статьи 346.26 НК РФ, система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, в том числе в отношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой деятельности, а также объектов организации общественного питания (подпункт 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 346.28 НК РФ, плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, в котором введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД.

Статьей 346.28 НК РФ предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов в пятидневный срок со дня начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков ЕНВД и в тот же срок сняться с учета в этом качестве при прекращении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Таким образом, исходя из норм главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, обстоятельством, с которым Кодекс связывает возникновение у организаций и индивидуальных предпринимателей обязанности по постановке на учет в качестве налогоплательщиков ЕНВД, является фактическое осуществление ими видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.

Учитывая, что процесс «осуществления» деятельности предполагает, прежде всего, потребление с определенной целью трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, то отсутствие конечного результата этого процесса не отрицает факта осуществления этой деятельности. Исходя из изложенного, у налогоплательщика появляется обязанность по постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД по факту начала потребления доказанных ресурсов независимо от получения дохода от этой деятельности и снятию с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД по факту окончания потребления этих ресурсов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.29 НК РФ, объектом налогообложения для вменения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Исходя из положений статьи 346.27 НК РФ, под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Под базовой доходностью понимается условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ, физическим показателем, характеризующим вид предпринимательской деятельности «оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения субъектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка превышает 10 квадратных метров», является площадь переданного во временное владение и (или) в пользование земельного участка (в квадратных метрах). Значение базовой доходности для указанного вида деятельности установлено в размере 1000 рублей в месяц.

В суде также достоверно установлено, что Снегуренко В.А. на основании договоров аренды от ДАТА и ДАТА в 2008, 2009 годы оказывал услуги ООО «*» по передаче в безвозмездное срочное пользование земельного участка (площадью 45 кв.м.), расположенного по АДРЕС, для размещения на нем объекта организации общественного питания - выездного кафе (л.д. 101-106).

Действующее законодательство (глава 36 «Безвозмездное пользование» ГК РФ) предусматривает такой вид гражданско-правового договора, как договор безвозмездного использования (договор ссуды).

В соответствии с пунктом 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного использования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

При этом пунктом 2 статьи 689 ГК РФ установлено, что к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила о договоре аренды, предусмотренные отдельными положениями статей 607, 610, 615, 621, 623 ГК РФ.

Таким образом, получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. При этом, факт использования ООО «*» переданного ему в аренду земельного участка, расположенного по АДРЕС для целей размещения объекта организации общественного питания подтверждается следующим.

Из сведений Единого государственного реестра юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) (л.д. 107-122) следует, адресом государственной регистрации ООО «*» является: АДРЕС. При анализе налоговых деклараций по ЕНВД, представленных ООО «*» за налоговые периоды 2008, 2009 годы, установлено, что организация по своему юридическому адресу (АДРЕС), то есть на арендуемом у истца земельном участке, осуществляла предпринимательскую деятельность по виду «оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей». При этом, в налоговых декларациях за налоговые периоды 2008-2009 годы исходя из физического показателя «площадь зала обслуживания (в квадратных метрах)» менялось в сторону уменьшения с 55 кв.м. до 15 кв.м.

Таким образом, факт осуществления ИП Снегуренко В.А. в налоговых периодах 2008, 2009 годов предпринимательской деятельности по виду «оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов организации общественного питания» нашел в суде свое подтверждение, в связи с чем, Инспекцией законно исчислен ЕНВД, подлежащий уплате в бюджет за налоговые периоды 2008, 2009 годы, исходя из показателя «45 кв.м.».

|

Согласно статьи 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со статьей 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании пункта 2 статьи 396 НК РФ, налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, пользуемых ими в предпринимательской деятельности. Для целей исчисления земельного налога налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ), отчетными периодами для налогоплательщиков - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (пункт 2 статьи 393 Кодекса).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 398 НК РФ, налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового (отчетного) периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 398 Кодекса, налоговую декларацию (налоговый расчет авансовому платежу) по земельному налогу. Земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 ст. 397 Кодекса).

На основании изложенного, а, также учитывая, что заявитель в 2009 году использовал принадлежащий ему земельный участок, расположенный по АДРЕС, с кадастровым номером НОМЕР для целей осуществления предпринимательской деятельности, то у него была обязанность самостоятельно определить налоговую базу, исчислить и уплатить в бюджет земельный налог за 2009 год, а также представить в Инспекцию в установленный срок налоговые декларации по земельному налогу за указанные налоговые периоды и расчеты авансовых платежей по земельному налогу за 2009 год.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. За 2009 год, Инспекция использовала сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР в размере 2 624 021,40 рублей, содержащиеся в кадастровой выписке о земельном участке от ДАТА НОМЕР, выданной Еманжелинским отделом Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.

Инспекцией в соответствии с порядком предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках, являющихся объектами налогообложения, установленным пунктами 11, 12, 13 статьи 396 Кодекса, совместными указами Росреестра (Роснедвижимости) и ФНС России от ДАТА НОМЕР сведения, в том числе о кадастровой стоимости спорного земельного участка, составляющей 2 624 021 рублей, получены из Управления Роснедвижимости по Челябинской области ДАТА (регистрационный номер файла НОМЕР), ДАТА (регистрационный номер файла НОМЕР), ДАТА (регистрационный номер файла НОМЕР), ДАТА (регистрационный номер файла НОМЕР).

Таким образом, указанные сведения однозначно подтверждают кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР в размере 2 624 021,4 рублей по состоянию на ДАТА.

Ссылка истца на то, что УФНС Россия по Челябинской области вышло за пределы обстоятельств, установленных актом налоговой проверки является несостоятельной.

В соответствии с п. 12 статьи 396 НК РФ, органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом, налоговый орган располагал данными сведениями, что в свою очередьотражено на странице 14 акта выездной налоговой проверки, со ссылкой на приложение НОМЕР.

Доводы истца о том, что Инспекция при вынесении оспариваемого решения в части привлечения Снегуренко В.А. к налоговой ответственности за представление налоговых деклараций по ЕСН, НДФЛ, НДС не учла смягчающие ответственность обстоятельства, которыми, по мнению истца, являются: совершение налогового правонарушения впервые, установленные нарушения не повлекли неблагоприятных последствий, добросовестное заблуждение налогоплательщика об отсутствии обязанности по представлению налоговых деклараций или неполучении дохода от предпринимательской деятельности, также не обоснованы.

Согласно пункту 1 статьи 112 Кодекса обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Согласно представленным в суд доказательствам, Снегуренко В.А. при осуществлении предпринимательской деятельности обязанности, возложенные на налогоплательщика статьей 23 НК РФ, не выполнял (налоговые декларации по НДФЛ за 2008, 2009 годы, ЕСН за 2007 - 2009 годы, НДС за 1 - 4 кварталы 2007-2009 годов не представлял), то есть выявленные выездной налоговой проверкой налоговые правонарушения носят систематический характер.

Обстоятельства, на которые ссылается истец, указывая их смягчающими, в соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ, к таковым не относятся, и суд смягчающими их не считает, а поэтому судом они не учитываются, и требование истца об изменении размера штрафов удовлетворению не подлежит.

Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Более того, правило распределения обязанностей по доказыванию в делах об оспаривании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, изложено в ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», по которой на государственные органы, органы местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, решения которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых решений.

Свою обязанность по доказыванию о законности оспариваемого решения, Инспекция исполнила.

Именно Инспекцией представлены в суд доказательства, указанные выше в настоящем решении, подтверждающие, что оспариваемое истцом решение является законным и обоснованным.

Таким образом, права Снегуренко В.А., предусмотренные статьёй 21 Налогового кодекса РФ, нарушены не были.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска Снегуренко В.А. надлежит отказать.

Также не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов в виде оплаты госпошлины в сумме 200 рублей и услуг представителя в сумме 10000 рублей, поскольку в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в случае вынесения судом решения об отказе в иске, судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Снегуренко В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 14 по Челябинской области о признании незаконным и отмене в части решения НОМЕР от ДАТА о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, изменении размера штрафа, взыскании судебных расходов в виде госпошлины и услуг представителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: С.Н. Юркина