решение по иску Поляковой Т.А. к УПФР (вступило в силу, обжаловалось - оставлено без изменения)



Решение

Именем Российской Федерации

ДАТА

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Юркиной С.Н.,

при секретаре Полевковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой Т.А. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области об обязании досрочно назначить трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Полякова Т.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области (далее - УПФР г. Коркино) об обязании досрочно назначить трудовую пенсию по старости.

В обоснование иска сослалась на следующие обстоятельства. ДАТА она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Коркино с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ». Для назначения пенсии она предоставила все необходимые документы. Решением ГУ УПФ РФ в г. Коркино от ДАТА НОМЕР в назначении ей пенсии было отказано. В ее льготный стаж незаконно не засчитаны периоды ее работы с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры санатория - профилактория Угольного разреза «Коркинский» и с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры санатория профилактория ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания», т.к. списками санатории-профилактории не предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых дает право на получение льготной пенсии по старости. Решение считает незаконным. Она выполняла работу по охране здоровья населения, которая давала ей право на льготное пенсионное обеспечение, законодатель установил тождество учреждений и работ тем учреждениям, в которых она работала и тем работам, которые она выполняла. Считает, что в назначении льготной пенсии ей было отказано незаконно, отказ нарушает ее право на социальное обеспечение, гарантированное ей Конституцией РФ. На момент обращения за льготной пенсией, она имела необходимый стаж для назначения ей льготной пенсии по старости. Просит: признать незаконным и отменить решение ГУ УПФ РФ в г. Коркино НОМЕР от ДАТА об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; обязать ГУ УПФ РФ в г. Коркино включить ей в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» в календарном порядке периоды ее работы с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры санатория - профилактория Угольного разреза «Коркинский» и с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры санатория профилактория ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания»; обязать ГУ УПФ РФ в г. Коркино назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня обращения за указанной пенсией - с ДАТА (л.д.3-4).

В суде Полякова Т.А. свои исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска, поддержала доводы искового заявления.

Представитель ответчика Бойко О.В. иск не признала, поддержала позицию УПФР г. Коркино, изложенную в отзыве на иск (л.д. 66-67), в котором в удовлетворении исковых требований Поляковой Т.А. просит отказать.

Третье лицо: ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания» в судебное заседание не явилось, судом было извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в представленном отзыве возражений на иск не имеет (л.д.62,156).

Заслушав стороны, допросив свидетелей Н-ик Г.К., С-ву В.И., Б-на А.Р., исследовав материалы дела, суд иск Поляковой Т.А. нашел обоснованным и подлежащим полному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, устанавливается независимо от возраста.

Согласно п. ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости утверждаются Правительством РФ.

По состоянию на 31.12.2001 пенсионное обеспечение медицинский работников регулировалось в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее постановление № 1066). В соответствии с п. 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет (далее Список должностей от 1991 года).

Список должностей от 1991 года перестал действовать с 01.11.1999 года в связи с введением в действие Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Список должностей от 1999 года) и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. Согласно Списка должностей от 1991 года, подлежащего применению к периоду работы истицы, который имел место до 1 ноября 1999 года, право на досрочную пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Этим Списком наименования учреждений не конкретизированы. Более того, как в самом постановлении Совета Министров СССР от 06.09.1991 года № 464, так и в Списке, утвержденном этим постановлением, не содержится такое ограничительное условие в пенсионном обеспечении медицинских работников как необходимость осуществлять лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, имеющих статус юридического лица. Суд считает, что пенсионное законодательство, действовавшее ранее и действующее в настоящее время, право на пенсию за выслугу лет работников здравоохранения связывает с характером трудовой деятельности, которая ими осуществлялась. Таким образом, период работы истицы в должности медсестры в санатории-профилактории ОАО «Разрез Коркинский» с ДАТА по ДАТА, и в должности медсестры ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания» с ДАТА по ДАТА подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Как указано выше, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 утвержден Список должностей от 1991 года. Этот Список перестал действовать в связи с принятием Правительством РФ 29 октября 1992 года постановления № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 закона «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 закона «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, к работе истца после 01 ноября 1999 года следует применять Список должностей от 1999 года. В разделе «Наименование должностей» этого Списка предусмотрена должность «медицинская сестра», а в разделе «Наименование учреждений» отсутствуют санатории-профилактории. Однако суд считает, что такое обстоятельство как отсутствие в Списке должностей от 1999 года учреждения «санаторий-профилакторий» само по себе не является основанием для исключения из специального стажа истицы работы ДАТА по ДАТА, и с ДАТА по ДАТА Указанный вывод суда обусловлен следующим обстоятельством.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 предусмотрено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществляющейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Далее в этом же пункте следует предписание: Министерству труда и социального развития РФ и Министерству здравоохранения по согласовании. С пенсионным фондом РФ в 3-месячный срок подготовить и внести в Правительство РФ предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными. До настоящего времени вопрос о пенсионном обеспечении за выслугу лет работников здравоохранения, которые государственными и муниципальными не являются, на федеральном уровне не решен.

Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требование о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь в учреждениях соответствующих наименований - назначение льготной пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения. При определении права на пенсию за выслугу лет лиц, работавших в сфере здравоохранения, пенсионные органы в соответствии с письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 22 сентября 2000 года №№ 3948/1-17, 06-25/8625, руководствовались Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 года № 395 (с изменениями от 28 февраля 2000 года, от 4 июня 2001 года). Упомянутая номенклатура перестала действовать, после того, как приказом Минздрава РФ от 03.06.2003 года № 229 была утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Санатории-профилактории были предусмотрены номенклатурой, имеются они и в Единой номенклатуре.

Более того, в материалах дела имеются письменные доказательства в подтверждение того, что санаторий-профилакторий ОАО «Разрез Коркинский» по направленности своей деятельности был лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа (л.д. 53-58). Списком же должностей от 1999 года санатории предусмотрены. Суд считает, что указание «профилактории» в наименовании учреждения существенного значения не имеет, а является фактически лишь уточнением профиля работы учреждения (работники разреза имели возможность получать санаторное лечение и оздоровление без отрыва от производства).

Кроме того, из закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» и из ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения работников здравоохранения и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсию за выслугу лет. В силу ст. 4 (часть 2) и 15 (часть 1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (ст. 115, ч. 1 и 2 Конституции РФ). Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года и Список должностей от 1999 года, утвержденный этим постановлением, равно как и приказы Минздрава РФ, являются подзаконными нормативными актами, поэтому они, считает суд, должны применяться в той мере, в какой они не ограничивают действие норм закона по вопросу, касающемуся льготного пенсионного обеспечения работников здравоохранения. Пенсионный же закон, который действовал ранее, и действующий в настоящее время, связывают возникновение права на досрочную пенсию с выслугой лет, т.е. с характером трудовой деятельности. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, высказанная в постановлении от 03.06.2004 года № 11-П, правильность указанного вывода суда подтверждает. Из смысла этой позиции следует, что введение пенсий за выслугу лет было обусловлено спецификой их профессиональной деятельности, которой свойственны повышенные эмоциональные, психологические, а зачастую и физические нагрузки.

Положения ст. 28 закона о трудовых пенсиях реализуются через постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В силу п. 2 названных Правил работа в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка. Должность медицинской сестры поименована в разделе «Наименование должности» Списка. В п. 21 раздела «Наименование учреждений» Списка перечислены санатории (курорты) в том числе детские, в которых лечение осуществляется по определенному профилю (для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические).

В судебном заседании установлено, что наименование учреждение «санаторий-профилакторий», в котором истица работала в спорные периоды, являлось неточным и не соответствовало направленности его деятельности. Однако суд считает, что такое обстоятельство как неточное наименование учреждения само по себе не является основанием для исключения из специального стажа истицы работы в спорные периоды.

Согласно разъяснения, содержащегося в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии от 20.12.2005 года «… вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направленности деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.д.).

Истица Полякова Т.А. в подтверждение своей позиции по иску привела такие доводы: в спорные периоды она работала медицинской сестрой в учреждении, наименованным как санаторий-профилакторий, однако это учреждение фактически являлось санаторием: в учреждении осуществлялось лечение больных с различными заболеваниями, однако в этом учреждении осуществлялось лечение в большей мере по основному профилю - лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Эти обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: решением об отказе в назначении пенсии и протоколом к нему (л.д.5-9), трудовой книжкой (л.д.10-12, 179-181), картами больного (л.д. 13-16), книжками назначений (л.д. 17-21), историями болезни (л.д. 22-29, 111-147, 182-226), перечнем медаппаратуры (л.д. 30-41), сводными отчетами (л.д. 42-44), анализами заболеваемости (л.д. 45-52), заявлением о назначении пенсии (л.д. 68-71), выпиской из лицевого счета (л.д. 72-77), лицензией (л.д. 93, 164-165), перечнем медицинских услуг (л.д. 94), постановлением о размещении санатория-профилактория (л.д. 95), штатными расписаниями (л.д. 97-98, 166-171), положением санатория-профилактория (л.д. 98-105), паспортом санатория-профилактория (л.д. 106-110), справками (л.д. 172), функциональными обязанностями (л.д. 173-175), а также и показаниями свидетелей Н-ик Г.К., С-ой В.И., Б-на А.Р.

Доказательствами по делу и объяснениями истицы подтвержден тот факт, Полякова Т.А. работала в санатории-профилактории Угольного разреза «Коркинский» в должности медицинской сестры с ДАТА по ДАТА; в санатории-профилактории открытого акционерного общества по добыче угля «Челябинская угольная компания» в должности медицинской сестры с ДАТА по ДАТА и занималась лечебной деятельностью.

Между тем, все выше указанные в настоящем решении периоды подлежат включению в специальный стаж, т.к. она фактически выполняла работу, связанную с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.

А поэтому, с доводами ответчика, содержащимися в отзыве и, поддержанными представителем в суде, об отсутствии законных оснований для включения в специальный стаж Поляковой Т.А. работы в указанные ею периоды, согласиться нельзя.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, с ДАТА ответчик должен был назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях.

В отношении истицы пенсионным органом принято незаконное решение, нарушающее её право на социальное обеспечение, поэтому оно подлежит отмене.

Суд полагает необходимым обязать ответчика назначить Поляковой Т.А. досрочно - с ДАТА трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях.

Заявленные требования истицы о включении в специальный стаж периодов работы:

- в санатории-профилактории Угольного разреза «Коркинский» в должности медицинской сестры с ДАТА по ДАТА; в санатории-профилактории открытого акционерного общества по добыче угля «Челябинская угольная компания» в должности медицинской сестры с ДАТА по ДАТА; суд считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить решение государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области от ДАТА НОМЕР об отказе Поляковой Т.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области:

- включить Поляковой Т.А. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в календарном порядке:

- в санатории-профилактории Угольного разреза «Коркинский» в должности медицинской сестры с ДАТА по ДАТА; в санатории-профилактории открытого акционерного общества по добыче угля «Челябинская угольная компания» в должности медицинской сестры с ДАТА по ДАТА;

- назначить досрочно Поляковой Т.А. трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - с ДАТА.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Коркинский городской суд.

Председательствующий: С.Н. Юркина