Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииДАТА г. Коркино
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи В. Д. Кинзина,
при секретаре Е. С. Стариковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истицы Смирновой Т.Е., представителя ответчика Шайхуллиной И. В. гражданское дело по иску Смирновой Т.Е. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнова Т. Е. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области (далее - УПФР г. Коркино) об обязании досрочно назначить трудовую пенсию по старости. В обоснование иска сослалась на следующие обстоятельства: ДАТА она обратилась в УПФР г. Коркино с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Для назначения пенсии она представила все необходимые документы. Решением УПФР г. Коркино от ДАТА НОМЕР в назначении пенсии ей незаконно отказано. В стаж ее работы незаконно не засчитан период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе НОМЕР в ГУ «Отдел образования города Темиртау» Республики Казахстан, и ГУ «Общеобразовательная средняя школа НОМЕР г. Темиртау» с ДАТА по ДАТА, так как наименование учреждения не предусмотрено постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, от 29.10.2002 г. № 781, не подтверждено наличие статуса юридического лица, не выполнено условие выполнения норм рабочего времени. Решение считает незаконным. В ее трудовой книжке имеются записи о ее работе в школе в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе, т.е. имеется запись о ее работе в учреждении для детей, в той должности, которая дает ей право на льготное обеспечение. Характер выполняемой ею работы соответствовал работам, предусмотренным списками работ и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах в соответствии с действующим законодательством. На ДАТА она имела стаж более 25 лет, дающий право для назначения льготной пенсии по старости. Считает, что в назначении льготной пенсии ей отказано незаконно, отказ нарушает ее право на социальное обеспечение, гарантированное ей ст. 39 Конституции РФ. На основании изложенного, просит: признать незаконным и отменить решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области НОМЕР от ДАТА об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п 19 п. 1 ст.27 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать ГУ УПФР РФ г. Коркино Челябинской области включить ей в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в календарном порядке, период ее работы в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе в общеобразовательной школе НОМЕР в ГУ «Отдел образования города Темиртау» Республики Казахстан, и ГУ «Общеобразовательная средняя школа НОМЕР г. Темиртау» республики Казахстан с ДАТА по ДАТА продолжительностью 16 лет 1 месяц 2 дня. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Коркино Челябинской области назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п 19 п.1 ст. 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» со дня обращения за данной пенсией - с ДАТА.
В судебном заседании Смирнова Т. Е. просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Шайхуллина И.В. иск не признала, ссылаясь на то, что отсутствуют законные основания для досрочного назначения Смирновой Т.Е. трудовой пенсии по старости. Она также поддержала доводы, содержащиеся в возражениях на иск, в частности, указав на отсутствие документов, подтверждающих типовую принадлежность школы и отнесение ее к общеобразовательным, а также отсутствие подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Казахстана.
Представители третьих лиц - ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Темиртау», ГУ «Общеобразовательная средняя школа НОМЕР г. Темиртау» в судебном заседании не присутствовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.55,56).
Выслушав объяснение истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд требования Смирновой Т.Е. нашел обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено: «Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации».
Возникновение права на льготную пенсию законодатель связывает с выслугой лет, т.е. с характером трудовой деятельности, а не с иными обстоятельствами, как-то: тип и вид учреждения, наличие статуса юридического лица и т.п. Подтверждением правильности этого вывода служит правовая позиция Конституционного Суда РФ, высказанная в постановлении от 03.06.2004 года № 11-П, согласно которой, введение пенсий за выслугу лет лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью трудовой деятельности для государства и общества.
Как следует из оспариваемого решения, спорный период работы ответчиком не учтен при подсчете специального стажа истицы, т.к. не подтвержден статус юридического лица учреждения, в котором она работала в спорный период, а также нет подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Казахстана.
С такой позицией ответчика согласиться нельзя, т. к. она основана на неправильном толковании закона, и опровергается представленными доказательствами по делу.
Вопрос включения спорного периода в специальный стаж истицы надлежит разрешать с учетом ранее действовавшего законодательства о порядке и условиях назначения льготных пенсий. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Не включенная в специальный стаж работа выполнялась Смирновой Т.Е. в тот период, когда действовали следующие нормативные правовые акты: Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 (период действия с ДАТА по ДАТА), Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (период действия с ДАТА по настоящее время).
В разделах Списка от 1999 года «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» поименованы соответственно должность «заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным процессом», образовательные учреждения: школы всех наименований.
В разделах Списка от 2002 года «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» поименованы соответственно должность «заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом», общеобразовательные учреждения: средняя общеобразовательная школа.
Возникновение права на льготную пенсию законодатель, как это следует из указанных Списков и Закона о трудовых пенсиях, связывает с выслугой лет, т.е. с характером трудовой деятельности работника.
Это же следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлении от 03.06.2004 года № II-П, согласно которой: «введение пенсий за выслугу лет лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью трудовой деятельности для государства и общества».
Утверждение Смирновой Т.Е. об осуществлении педагогической деятельности в исключенный период является обоснованным и подтверждено доказательствами по делу. Из записей в трудовой книжке истицы (л.д.16-21), выписки о зачислении взносов и переводов на индивидуальный пенсионный счет (л.д.39-43), архивной справки от ДАТА, справки от ДАТА, выданных отделом образования г. Темиртау (л.д.10-12, 15) следует, что она в период с ДАТА по ДАТА работала в одном и том же образовательном учреждении в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе учителя начальных классов.
Таким образом, и должность Смирновой Т.Е. и образовательное учреждение, в котором она работала, подпадают под действие как Списка от 1999 года, так и Списка от 2002 года.
Кроме того, из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, выводы которого легли в основу оспариваемого решения, видно, что работа Смирновой Т.Е. в должности учителя русского языка и литературы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе в той же средней школе НОМЕР г. Темиртау за период с 1980 по ДАТА зачтена в специальный стаж, а такая же по характеру работа в том же образовательном учреждении с ДАТА не учтена при подсчете специального стажа истицы, хотя законных оснований для исключения спорного периода работы у ответчика не имелось (л.д. 7-9).
Что касается довода представителя ответчика о том, что отсутствуют подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Казахстана, суд также не может с ними согласиться.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик СССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Данный документ подписан государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной.
В силу ст. 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, периоды работы после ДАТА, то есть после вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
В материалах дела имеется выписка о зачислении взносов и переводов на индивидуальный пенсионный счет из Пенсионного фонда Народного Банка (л.д. 39-43), согласно которой страховые взносы на Смирнову Т. Е. уплачены в полном объеме.
Более того, при рассмотрении данного дела суд также учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в постановлении от 10.07.2007 года № 9-П, из которой следует, что нельзя не включать в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части при реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц.
Изложенное выше означает, что спорный период работы подлежит безусловному включению в специальный стаж Смирновой Т.Е..
Трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (п.1 ст.19 Закона о трудовых пенсиях).
Включение в специальный стаж истицы спорного периода работы (зачтено - 11 лет 10 месяцев 03 дня, исключено - 16 лет 01 месяц 2 дня) увеличивает его продолжительность до 27 лет 11 месяцев 5 дней. Таким образом, по состоянию на ДАТА (дату обращения за назначением пенсии) у Смирновой Т.Е. возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях. Решение, принятое в отношении нее, требованиям закона не отвечает, нарушает ее право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности, поэтому подлежит отмене.
Таким образом, иск Смирновой Т.Е. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости подлежит полному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить решение государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области НОМЕР от ДАТА.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области:
включить Смирновой Т.Е. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе НОМЕР Темиртауского городского отдела народного образования Республики Казахстан с ДАТА по ДАТА (общей продолжительностью 16 лет 1 месяц 2 дня);
назначить Смирновой Т.Е. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДАТА.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В. Д. Кинзин