решение по иск Карапетян О.В. к ООО Нова-Арт (вступило в силу, не обжаловалось)



Решение

Именем Российской Федерации

ДАТА.

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Я.Ф.Марченко

при секретаре Е.А.Юртеевой

с участием прокурора Л.В.Рейн, истицы Карапетян О.В., представителя ответчика Глинских А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Коркино Челябинской области в интересах Карапетян О.В. к обществу с ограниченной ответственностью «НоваАрт» о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «НоваАрт» к Карапетян О.В. о взыскании денежных средств в сумме 8 390 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

            Прокурор г.Коркино в интересах Карапетян О.В. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «НоваАрт» (далее по тексту - ООО «НоваАрт») о взыскании невыплаченных денежных средств. В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства: Карапетян О.В. работала в ООО «НоваАрт» с ДАТА по ДАТА. При приеме на работу ей был установлен оклад в размере 3 000 рублей. Работодатель не выплатил Карапетян О.В. заработную плату за ноябрь, декабрь 2010 года, а также компенсацию за неиспользованный отпуск. Прокурор г.Коркино просит: взыскать с ООО «НоваАрт» в пользу Карапетян О.В. 6244 рубля невыплаченных денежных (л.д.3).

            В процессе рассмотрения дела требования прокурором г.Коркино неоднократно уточнялись, просит: взыскать в ООО «НоваАрт» в пользу Карапетян О.В. 2 684 рубля невыплаченных денежных средств (л.д.44,54).

            Общество с ограниченной ответственностью «НоваАрт» обратилось в суд со встречным иском о взыскании с Карапетян О.В. 8 390 рублей. В обоснование иска указало на следующее: ДАТА Карапетян О.В. была принята на должность зубного врача по совместительству с окладом 3 000 рублей. С ней был заключен трудовой договор НОМЕР от ДАТА и договор о полной материальной ответственности от ДАТА, согласно которым работник обязуется качественно исполнять свои трудовые обязанности, а именно лечить людей, а в случае причинения ущерба возместить его. В период с ноября по декабрь 2010 года Карапетян О.В. получила авансом к новому году лишнюю заработную плату в сумме 6 390 рублей, которую не отработала. ДАТА она подала заявление об увольнении и больше не появилась на рабочем месте. ДАТА в клинику ООО «НоваАрт» обратилась К-ва Т.Г. с требованием о возврате денежных средств за некачественное лечение, проведенное Карапетян О.В. Деньги в сумме 2000 рублей ей были возвращены ДАТА. Просит: взыскать с Карапетян О.В. денежные средства в сумме 8 390 рублей (л.д.58).

            В суде прокурор Рейн Л.В. и истица Карапетян О.В. настаивали на взыскании с ООО «НоваАрт» компенсации за неиспользованный отпуск, встречный иск полагали необоснованным, возражали против его удовлетворения.

            Представитель ответчика Глинских А.В. не признал иск прокурора г.Коркино, заявленный в интересах Карапетян О.В., просил об удовлетворении встречного иска.

            Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора г.Коркино, заявленного в интересах Карапетян О.В..

            Согласно ст.140 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ч.1). В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму (ч.2).

            Как установлено судом, Карапетян О.В. работала в ООО «НоваАрт» в должности зубного врача с ДАТА. Согласно приказу о приеме на работу и трудовому договору ей был установлен оклад в размере 3 000 рублей. Приказом от ДАТА Карапетян О.В. уволена с работы по собственному желанию. В день увольнения и в последующем работодатель не произвел полного расчета с истицей, не выплатил ей компенсацию за неиспользованный отпуск.

            Эти обстоятельства подтверждены по делу: копией заявления о приеме на работу, копией приказа о приеме на работу (л.д.7,8), копией трудового договора (л.д.9-10), копией заявления об увольнении и копией приказа об увольнении (л.д.11,12), копией личной карточки (л.д.14-15), копиями табелей учета рабочего времени (л.д.16,17), копией штатного расписания (л.д.30), копиями расходных кассовых ордеров (л.д.32-37), объяснениями участвующих в деле лиц.

            В судебном заседании подтверждено достоверно, что ответчик имеет перед истицей задолженность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск.

            Доводы Глинских А.В. о полном расчете с истицей Карапетян О.В. являются несостоятельными, т.к. опровергаются собранными по делу доказательствами.             

            В соответствии со ст.60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

            Согласно ч.1 ст.126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

            В силу ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч.1). По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением. При этом днем увольнения считается последний день отпуска (ч.2).

    

            При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате (ст.136 ТК РФ).

            Из смысла и содержания указанных норм материального права следует, что сведения о размере заработка, о выплаченных работнику суммах заработка, а также о выплате компенсации за неиспользованный отпуск работодатель обязан подтвердить письменными доказательствами.

            Надлежащих с точки зрения закона доказательств в подтверждение выплаты Карапетян О.В. компенсации за неиспользованный отпуск ответчик суду не представил.

            Факт получения Карапетян О.В. в декабре 2010 года в счет заработной платы 4 400 рублей сам по себе не подтверждает доводов представителя ответчика о выплате ей компенсации за неиспользованный отпуск.

           Согласно ст.126 ТК РФ работодатель вправе произвести работнику выплату денежной компенсации взамен части неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска только на основании его (работника) письменного заявления.

            Ответчик не доказал факт подачи Карапетян О.В. такого рода заявления.

            Расходные кассовые ордера, на которые сослался представитель ответчика, также не подтверждают, что Карапетян О.В. как ранее, так и при увольнении была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. Из буквального толкования сведений, содержащихся в этих ордерах, следует лишь факт выплаты Карапетян О.В. заработной платы.

            Взысканию с ООО «НоваАрт» в пользу Карапетян О.В. подлежит компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 2 333 рублей 67 копеек (27000р. : 264,6д. х 22,87д.).

            Доводы прокурора и истицы относительно районного коэффициента, приведенные в уточненных исковых заявлениях (л.д.44,54) и, поддержанные в судебном заседании, суд нашел несостоятельными, основанными на неправильном толковании данных об окладах, содержащихся в штатных расписаниях работодателя.

            Разрешая встречный иск ООО «НоваАрт» суд исходил из следующего.

          В соответствие с п.1 ст.238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

            Согласно ч.1 ст.242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

            Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (п.1 ч.1 ст.243 ТК РФ).

            В соответствии со ст.244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные средства, товарные ценности или иное имущество.

            Перечни работ и категории работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, в также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

            Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 года № 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее - Перечень).

            Как следует из установленных обстоятельств и материалами дела подтверждается, Карапетян О.В. работала в ООО «НоваАрт» в должности зубного врача. При приеме на работу с ней был заключен не только трудовой договор, но и договор о полной индивидуальной материальной ответственности (л.д.9-10,13).

            Между тем, в Перечне не поименованы врачи, в том числе зубные в качестве тех работников, с которыми работодатель вправе заключать договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. Следовательно, заключенный с Карапетян О.В. договор о полной индивидуальной материальной ответственности является ничтожным в силу ст.168 ГК РФ, не влекущим юридических последствий. Ссылка же администрации ООО «НоваАрт» на данный договор как на основание для взыскания с Карапетян О.В. 2 000 рублей несостоятельна. Иных оснований для взыскания указанной суммы денежных средств не приведено как в заявлении, так и представителем ООО «НоваАрт» в судебном заседании. Кроме того, суд считает, что истец по встречному иску вообще не доказал сам факт причинения ему материального ущерба в размере 2 000 рублей по вине Карапетян О.В..

            В судебном заседании не установлены и законные основания для взыскания с Карапетян О.В. в пользу ООО «НоваАрт» 6 390 рублей. Истцом указанная сумма обозначена как излишне полученная заработная плата за период ноября-декабря 2010 года. Однако суд этот довод признал необоснованным.

            Согласно ст.129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

            Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

            Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

            В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

            Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

            Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актам, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

            Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

            Статьей 136 ТК РФ предусматривается обязанность работодателя при выплате заработной платы в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

           Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

            Кроме того, по учету труда и его оплаты утверждены унифицированные формы первичной документации, в числе которых значатся расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, журналы регистрации платежных ведомостей, журналы учета расходных кассовых ордеров и др. (постановление Госкомитета РФ по статистике от 05.01.2004 года № 1).

            Установлено достоверно в судебном заседании, что в период работы в ООО «НоваАрт» Карапетян О.В. был установлен оклад в размере 3000 рублей. Однако выплаты заработной платы работодатель производил ей в большем размере. Как следует из расходных кассовых ордеров, Карапетян О.В. была выплачена заработная плата: в ноябре 2010 года - в сумме, превышающей 3 453 рубля (л.д.36); в декабре 2010 года (за неполный месяц) - 4000 рублей (л.д.32-35,37). Представитель ООО «НоваАрт» не представил суду доказательств (расчетных ведомостей, расчетных листов и др.) в подтверждение того, что Карапетян О.В. не производились начисления той заработной платы, что фактически ей была выплачена в ноябре-декабре 2010 года. Между тем, обязанность доказывания этих обстоятельств лежит на работодателе, поскольку он располагает необходимой документаций, касающейся учета труда работников и оплаты их труда.

            Кроме того, нормы трудового законодательства (ст.137 ТК РФ) устанавливают основания и порядок удержаний из заработной платы, а также основания и порядок взыскания излишне выплаченной работнику заработной платы. Ни одно из перечисленных в ст.137 ТК РФ оснований не было установлено в ходе судебного разбирательства заседании, т.к. доказательств наличия таковых оснований представитель ответчика суду не привел.

            В силу изложенного выше суд пришел к убеждению, что в удовлетворении встречного иска ООО «НоваАрт» следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

            Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «НоваАрт» в пользу Карапетян О.В. компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 2 333 (двух тысяч трехсот тридцати трех) рублей 67 копеек.

            Обществу с ограниченной ответственностью «НоваАрт» отказать в удовлетворении иска к Карапетян О.В. о взыскании денежных средств в сумме 8 390 рублей.

            Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «НоваАрт» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

          

            Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Коркинский городской суд Челябинской области.

Судья:                                                                                     Я.Ф.Марченко