РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДАТА Коркинский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Юркиной С.Н., при секретаре Полевковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коробейник Т.Н. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области об обязании досрочно назначить трудовую пенсию по старости, УСТАНОВИЛ: Коробейник Т.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области (далее - УПФР г. Коркино) об обязании досрочно назначить трудовую пенсию по старости. В обоснование иска сослалась на следующие обстоятельства. ДАТА заместителем начальника ГУ УПФ РФ в г. Коркино Л-ой О.А. было вынесено решение, которым ей было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ. Указанное решение было вынесено на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол НОМЕР от ДАТА). Она не согласна с отказом, включить в специальный стаж период ее работы с ДАТА по ДАТА в государственном коммунальном казенном предприятии «Костанайская областная детская больница» в должности медицинской сестры операционного блока на том основании, что предприятие с таким наименованием не предусмотрено в выше названных списках утвержденных Постановлениями правительства. Она утверждает, что в период работы в указанном предприятии она осуществляла именно лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и считает, что этот период ее работы должен быть включен в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Считает, что отказ нарушает ее право на пенсионное обеспечение. Просит: признать незаконным и отменить решение ГУ УПФ РФ в г. Коркино НОМЕР от ДАТА об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; обязать ГУ УПФ РФ в г. Коркино включить ей в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» период ее работы с ДАТА по ДАТА в Государственном коммунальном казенном предприятии «Костанайская областная детская больница» в должности медицинской сестры операционного блока; обязать ГУ УПФ РФ в г. Коркино назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня обращения за указанной пенсией - с ДАТА (л.д.3-4, 45). В суде Коробейник Т.Н. свои исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска, поддержала доводы искового заявления. Представитель ответчика Бойко О.В. иск не признала, поддержала позицию УПФР г. Коркино, изложенную в отзыве на иск (л.д. 26), в котором в удовлетворении исковых требований Коробейник Т.Н. просит отказать. Третье лицо: государственное коммунальное казенное предприятие «Костанайская областная детская больница» Управления здравоохранения акимата Костанайской области в судебное заседание не явился, судом был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, возражений на иск от него в суд не поступило (л.д. 40,41). Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд иск Коробейник Т.Н. нашел обоснованным и подлежащим полному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, устанавливается независимо от возраста. Согласно п. ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ. По состоянию на ДАТА пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее постановление № 1066). В соответствии с п. 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет (далее Список должностей от 1991 года). Список должностей от 1991 года перестал действовать с 01.11.1999 года в связи с введением в действие Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Список должностей от 1999 года) и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. Согласно Списку должностей от 1991 года, подлежащего применению к периоду работы истца, который имел место до 1 ноября 1999 года, право на досрочную пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Этим Списком наименования учреждений не конкретизированы. Более того, как в самом постановлении Совета Министров СССР от 06.09.1991 года № 464, так и в Списке, утвержденном этим постановлением, не содержится такое ограничительное условие в пенсионном обеспечении медицинских работников как необходимость осуществлять лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, имеющих статус юридического лица. Суд считает, что пенсионное законодательство, действовавшее ранее и действующее в настоящее время, право на пенсию за выслугу лет работников здравоохранения связывает с характером трудовой деятельности, которая ими осуществлялась. Таким образом, период работы истца в Государственном казенном коммунальном предприятии «Костанайская областная детская больница» в должности медицинской сестры операционного блока с ДАТА по ДАТА подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Как указано выше, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 утвержден Список должностей от 1991 года. Этот Список перестал действовать в связи с принятием Правительством РФ 29 октября 1992 года постановления № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 закона «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 закона «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, к работе истца после 01 ноября 1999 года следует применять Список должностей от 1999 года. В разделе «Наименование должностей» этого Списка предусмотрена должность «медицинская сестра», а в разделе «Наименование учреждений» отсутствует такое наименование учреждения, как «коммунальное казенное предприятие». Однако суд считает, что такое обстоятельство как отсутствие в Списке наименование учреждений от 1999 года учреждения «коммунальное казенное предприятие» само по себе не является основанием для исключения из специального стажа истца период работы с ДАТА по ДАТА Указанный вывод суда обусловлен следующим обстоятельством. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 предусмотрено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществляющейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Далее в этом же пункте следует предписание: Министерству труда и социального развития РФ и Министерству здравоохранения по согласованию с пенсионным фондом РФ в 3-месячный срок подготовить и внести в Правительство РФ предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными. До настоящего времени вопрос о пенсионном обеспечении за выслугу лет работников здравоохранения, которые государственными и муниципальными не являются, на федеральном уровне не решен. Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требование о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь в учреждениях соответствующих наименований - назначение льготной пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения. При определении права на пенсию за выслугу лет лиц, работавших в сфере здравоохранения, пенсионные органы в соответствии с письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 22 сентября 2000 года №№ 3948/1-17, 06-25/8625, руководствовались Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 года № 395 (с изменениями от 28 февраля 2000 года, от 4 июня 2001 года). Упомянутая номенклатура перестала действовать, после того, как приказом Минздрава РФ от 03.06.2003 года № 229 была утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Более того, в материалах дела имеются письменные доказательства в подтверждение того, что государственное коммунальное казенное предприятие «Костанайская областная детская больница» по направленности своей деятельности относится к Управлению здравоохранения акимата Костанайской области. Предметом и назначением деятельности Предприятия является осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения. Целью деятельности Предприятия является обеспечение реализации конституционных прав граждан Республики Казахстан на охрану здоровья и обеспечение гарантий их соблюдения (л.д. 15-19). Списком же от 1999 года больницы предусмотрены. Суд считает, что указание на «коммунальное казенное предприятие» в наименовании учреждения существенного значения не имеет, а является фактически учреждением здравоохранения областного значения Республики Казахстан, в котором проходят лечение дети, проживающие в Костанайской области. Кроме того, из закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» и из ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения работников здравоохранения и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсию за выслугу лет. В силу ст. 4 (часть 2) и 15 (часть 1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (ст. 115, ч. 1 и 2 Конституции РФ). Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года и Список должностей от 1999 года, утвержденный этим постановлением, равно как и приказы Минздрава РФ, являются подзаконными нормативными актами, поэтому они, считает суд, должны применяться в той мере, в какой они не ограничивают действие норм закона по вопросу, касающемуся льготного пенсионного обеспечения работников здравоохранения. Пенсионный же закон, который действовал ранее, и действующий в настоящее время, связывают возникновение права на досрочную пенсию с выслугой лет, т.е. с характером трудовой деятельности. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, высказанная в постановлении от 03.06.2004 года № 11-П, правильность указанного вывода суда подтверждает. Из смысла этой позиции следует, что введение пенсий за выслугу лет было обусловлено спецификой их профессиональной деятельности, которой свойственны повышенные эмоциональные, психологические, а зачастую и физические нагрузки. Положения ст. 28 закона о трудовых пенсиях реализуются через постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В силу п. 2 названных Правил работа в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка. Должность медицинской сестры поименована в разделе «Наименование должности» Списка. В п. 1 раздела «Наименование учреждений» Списка перечислены больницы, в том числе детская областная. В судебном заседании установлено, что наименование учреждения «Государственное казенное коммунальное предприятие «Костанайская областная детская больница», в котором истец работала в спорный период, являлось неточным и не соответствовало направленности его деятельности. Однако суд считает, что такое обстоятельство как неточное наименование учреждения само по себе не является основанием для исключения из специального стажа истца работы в спорный период. Согласно разъяснения, содержащегося в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии от 20.12.2005 года «… вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направленности деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.д.). Истец Коробейник Т.Н. в подтверждение своей позиции по иску привела такие доводы: в спорный период она работала медицинской сестрой операционного блока в учреждении здравоохранения, наименованным как коммунальное казенное предприятие, однако это учреждение фактически являлось лечебным: в учреждении осуществлялось лечение больных детей с различными заболеваниями. Установлено, что специальный стаж Коробейник Т.Н. составляет 25 лет 5 месяцев 12 дней. Не засчитаны в специальный стаж период работы с ДАТА по ДАТА в государственном коммунальном казенном предприятии «Костанайская областная детская больница» в должности медицинской сестры операционного блока. Государственное коммунальное казенное предприятие «Костанайская областная детская больница» Списками утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, от 26.10.2002 № 781 не предусмотрено. В исключенный период истец работала в республике Казахстан, соответственно право на трудовую пенсию по старости, в том числе и досрочную, регулируется международным договором от ДАТА «Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Согласно данному Соглашению периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ, порядок их подсчета устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства той страны, на территории которой назначается пенсия. Эти обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: решением об отказе в назначении пенсии и протоколом к нему (л.д.6-10), трудовой книжкой (л.д.11-13), должностными инструкциями (л.д.14,21-22,47,48), уставом (л.д.15-19,28-35), положением о медицинской сестре (л.д.20), заявлением о назначении пенсии (л.д. 43-44), справкой (л.д.46). Доказательствами по делу и объяснениями истца подтвержден тот факт, Коробейник Т.Н. работала в Государственном казенном коммунальном предприятии «Костанайская областная детская больница» в должности медицинской сестры операционного блока с ДАТА по ДАТА в лечебном учреждении и занималась лечебной деятельностью. Между тем, выше указанный в настоящем решении период подлежит включению в специальный стаж, т.к. истец фактически выполняла работу, связанную с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в лечебном учреждении. А поэтому, с доводами ответчика, содержащимися в отзыве и, поддержанными представителем в суде, об отсутствии законных оснований для включения в специальный стаж Коробейник Т.Н. работы в указанный ею период, согласиться нельзя. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, с ДАТА ответчик должен был назначить истцу досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. В отношении истца пенсионным органом принято незаконное решение, нарушающее его право на социальное обеспечение, поэтому оно подлежит отмене. Суд полагает необходимым обязать ответчика назначить Коробейник Т.Н. досрочно - с ДАТА трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях. Заявленные требования истца о включении в специальный стаж период работы: - в Государственном казенном коммунальном предприятии «Костанайская областная детская больница» в должности медицинской сестры операционного блока с ДАТА по ДАТА суд считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Коробейник Т.Н. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области об обязании досрочно назначить трудовую пенсию по старости, удовлетворить полностью. Признать незаконным и отменить решение государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области от ДАТА НОМЕР об отказе Коробейник Т.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области: - включить Коробейник Т.Н. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы в календарном порядке: - в Государственном казенном коммунальном предприятии «Костанайская областная детская больница» в должности медицинской сестры операционного блока с ДАТА по ДАТА; - назначить досрочно Коробейник Т.Н. трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - с ДАТА. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Коркинский городской суд. Председательствующий: С.Н. Юркина