Решение Именем Российской Федерации ДАТА. Коркинский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Я.Ф.Марченко при секретаре Е.А.Юртеевой с участием прокурора Л.В.Рейн, истицы Вихаревой М.В., представителя ответчика Н.П.Швеца, представителя органа опеки и попечительства Кропачевой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Коркино Челябинской области в интересах Вихаревой М.В. к администрации Коркинского муниципального района Челябинской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Коркино в интересах Вихаревой М.В. обратился в суд с иском к администрации Коркинского муниципального района Челябинской области (далее - администрация района) об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства: Вихарева М.В. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. Ее мать В-ва С.А. по решению Коркинского городского суда от ДАТА лишена родительских прав в отношении дочери, а отец В-ев В.В. умер ДАТА. Собственного жилья Вихарева М.В. не имеет, в связи с этим состоит на регистрационном учете в администрации Коркинского муниципального района. С ДАТА по ДАТА она находилась на полном государственном обеспечении в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом Коркинского муниципального района, а с ДАТА стала обучаться в Коркинском техникуме пищевой промышленности. Вихарева М.В. достигла совершеннолетия, ДАТА должна получить диплом. Ей в соответствии с законом должно быть предоставлено во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Уточнив иск в порядке ст.39 ГПК РФ, прокурор г.Коркино просит: обязать администрацию Коркинского муниципального района предоставить Вихаревой М.В. по договору социального найма изолированное жилое помещение общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в пределах Коркинского муниципального района, за счет выделяемых из бюджета Челябинской области субвенций на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.3-5,28-29). В судебном заседании прокурор Рейн, истица Вихарева М.В. настаивали на удовлетворении иска. Представитель ответчика Швец Н.П. не возражал против удовлетворения иска. Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, о времени и месте судебного заседания извещено. Представило отзыв на иск, в котором указало на следующее: Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, т.к. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жильем органами исполнительной власти по месту жительства за счет субвенций, выделяемых из бюджета Челябинской области; на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Коркинскому муниципальному району из бюджета Челябинской области на 2011 год выделена субвенция в размере 2513,70 тыс. рублей (л.д.42-43). В заключении представитель органа опеки и попечительства УСЗН администрации Коркинского муниципального района Кропачева Е.С. полагала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. Как установлено судом, Вихарева М.В., ДАТА года рождения относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее мать В-ва С.А. была лишена родительских прав, а отец В-ев В.В. скончался в ДАТА. Истица состоит в администрации района на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, т.к. закрепленного за ней жилого помещения не имеется. В период с ДАТА по ДАТА Вихарева М.В. находилась в детском доме г.Коркино, затем поступила в Коркинский техникум пищевой промышленности, где проходила обучение по ДАТА. После пребывания в детском доме жилье ей не предоставлялось. По окончании обучения в среднем специальном образовательном учреждении Вихарева М.В. оказалась необеспеченной жилой площадью в установленном законом порядке. Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Коркинскому муниципальному району на ДАТА из бюджета Челябинской области субвенция выделена. Эти обстоятельства подтверждены по делу: копией паспорта истицы (л.д.7-8), решением суда о лишении В-ву С.А. родительских прав (л.д.9), копией свидетельства о смерти В-ва В.А. (л.д.10), копией постановления главы г.Коркино об определении Вихаревой М.В. в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.11), справкой администрации Коркинского муниципального района о том, что Вихарева М.В. состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.12), справкой Коркинского техникума пищевой промышленности, согласно которой ДАТА истекает срок обучения Вихаревой М.В. в данном образовательном учреждении (л.д.13), копией аттестата истицы (л.д.15), объяснениями участвующих в деле лиц. Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации, а также ч.4 ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В силу ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 указанной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексе порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ). Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в Законе Челябинской области от 25.10.2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» (п.2 ст.17). В соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 года № 273 «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства. Жилое помещение для детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05 февраля 2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что имеются законные основания для возложения на администрацию района Челябинской следующей обязанности - предоставить Вихаревой М.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить иск прокурора г.Коркино Челябинской области, заявленный в интересах Вихаревой М.В.. Судья: Я.Ф.Марченко