решение по иску Тюгаева О.Ю. к МУП УЖКХ (вступило в силу, не обжаловалось)



Решение

Именем Российской Федерации

ДАТА.

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Я.Ф.Марченко

при секретаре Е.А.Юртеевой

с участием истицы Тюгаевой О.Ю., представителя ответчика Масловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюгаевой О.Ю. к муниципальному унитарному предприятию «Управление жилищно-коммунального хозяйства Первомайского городского поселения» о признании незаконным увольнения с работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

            Тюгаева О.Ю. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Управление жилищно-коммунального хозяйства Первомайского городского поселения» (далее - МУП «УЖКХ Первомайского городского поселения») о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска сослалась на следующие обстоятельства: ДАТА она была принята на работу в МУП «УЖКХ Первомайского городского поселения» в качестве юрисконсульта. ДАТА ей стало известно, что издан приказ НОМЕР об ее увольнении с ДАТА. В трудовой книжке произведена запись об увольнении по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника), хотя никакой инициативы с ее стороны на расторжение трудового договора не было. Увольнение считает незаконным, т.к. отсутствовали основания для ее увольнения с предприятия. В связи с незаконностью увольнения МУП «УЖКХ Первомайского городского поселения» обязано возместить ей материальный ущерб исходя из среднемесячного заработка 15 408 рублей 96 копеек. Незаконными действиями ей причинены нравственные страдания, которые должны быть компенсированы. Моральный вред оценивает в 50 000 рублей. Просит: признать увольнение незаконным и обязать ответчика восстановить ее на работе в МУП «УЖКХ Первомайского городского поселения» в должности юрисконсульта; взыскать с МУП «УЖКХ Первомайского городского поселения» в ее пользу материальный ущерб исходя из среднемесячного заработка 15 408 рублей 96 копеек; взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда 50 000 рублей (л.д.3-4).

            В процессе рассмотрения дела Тюгаева О.Ю. исковые требования неоднократно уточняла, просит: признать увольнение с работы незаконным; признать приказ НОМЕР от ДАТА о прекращении трудового договора недействительным; признать вынужденным прогулом период с ДАТА по ДАТА; изменить в трудовой книжке дату увольнения на ДАТА; взыскать с МУП «УЖКХ Первомайского городского поселения» в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула в размере 25 309 рублей 52 копеек и компенсацию морального вреда 30 000 рублей (л.д.18,45).

            В судебном заседании Тюгаева О.Ю. настаивала на удовлетворении иска, просила: признать незаконным ее увольнение с работы по пункту 3 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации, произведенное на основании приказа о прекращении трудового договора от ДАТА НОМЕР; взыскать с МУП «УЖКХ Первомайского городского поселения» в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула в размере 25 309 рублей 52 копеек и компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

           Представитель ответчика Маслова Н.А. иск признала в части, касающейся незаконности увольнения, возражала против взыскания компенсации морального вреда.

            Заслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд иск Тюгаевой О.Ю. нашел обоснованным и подлежащим удовлетворению.

            

            Согласно ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

            

            Как установлено судом, Тюгаева О.Ю. ДАТА была принята в МУП «УЖКХ Первомайского городского поселения» на работу в качестве юрисконсульта. ДАТА она подала заявление об увольнении с работы по собственному желанию с ДАТА. Указанное заявление было завизировано руководителем организации. В связи с этим в трудовую книжку Тюгаевой О.Ю. была внесена запись об увольнении по пункту 3 ст.77 Трудового кодекса РФ (приказ НОМЕР от ДАТА), однако фактическое увольнение не последовало. Истица продолжала работать в прежней должности, а запись об увольнении с работы признана недействительной, что нашло отражение в ее трудовой книжке. В последующем Тюгаева О.Ю. не выражала в письменной форме волеизъявления на увольнение с работы по собственному желанию. Однако ДАТА работодателем издается приказ НОМЕР, согласно которому она и ряд других работников увольняются с работы по пункту 3 ст.77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника). Трудовой договор с истицей также прекращен на основании п.3 ст.77 ТК РФ (приказ НОМЕР от ДАТА). Как следует из упомянутых приказов, увольнение Тюгаевой О.Ю. произведено на основании ее заявления, хотя такового она работодателю не подавала. ДАТА истице выдана трудовая книжка с записью об увольнении.

            Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела: копией приказа о приеме на работу, копией трудового договора (л.д.5,7), копиями приказов об увольнении с работы и прекращении трудового договора (л.д.6,9), копией заявления Тюгаевой О.Ю. об увольнении с работы по собственному желанию с ДАТА (л.д.11), актом о выдаче трудовой книжки (л.д.14), копией трудовой книжки истицы (л.д.19-22,58-60), табелями учета рабочего времени (л.д.23-26), а также объяснениями сторон.

            В судебном заседании достоверно подтвержден тот факт, что увольнение Тюгаевой О.Ю. с работы по собственному желанию является незаконным, т.к. произведено при отсутствии волеизъявления работника на такое увольнение, выраженного в письменной форме.

           В соответствии с положениями ст.394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула и об изменении даты увольнения.

            Дата увольнения Тюгаевой О.Ю. изменена работодателем в добровольном порядке, что подтверждается соответствующей записью в ее трудовой книжке и приказом (л.д.58-60,61).

            Взысканию с ответчика в пользу истицы подлежит средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 25 309 рублей 52 копеек (расчет приводится ниже):

- 666,04р. - средний дневной заработок, рассчитанный по справке на л.д.47;

- 38 дней - период вынужденного прогула с ДАТА по ДАТА;

- 25309,52р. - заработок, причитающийся к оплате (666,04р. х 38д.).

          Разрешая требование Тюгаевой О.Ю. о взыскании компенсации морального вреда, суд исходил из следующего.

            

            Согласно ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

            В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом (ст.394 ТК РФ).

            Кроме того, ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации установлено: «Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба».

            Из приведенных выше правовых норм следует, что основаниями ответственности работодателя за причинение работнику морального вреда в процессе осуществления прав и выполнения обязанностей, вытекающих из трудового договора, являются: наличие морального вреда, то есть физических и нравственных страданий работника; неправомерное поведение (действие, бездействие) работодателя, нарушающее имущественные или неимущественные права работника; причинная связь между неправомерным поведением работодателя и страданиями работника; вина работодателя.

            Доводы истицы о перенесенных в связи с незаконным увольнением нравственных страданиях являются обоснованными. Подтвердилась незаконность ее увольнения с работы. Очевидным является тот факт, что Тюгаева О.Ю. переживала из-за потери работы, а также вследствие лишения единственного источника средств к существованию - заработной платы. Установлено также, что нравственные страдания причинены ей по вине работодателя, принявшего незаконное решение об увольнении. Находя достаточно высокой степень перенесенных истицей нравственных страданий, а также принимая во внимание факт увольнения не по компрометирующему основанию, суд пришел к убеждению, что разумной и справедливой компенсацией причиненного истице морального вреда будет являться сумма в 2 000 рублей.

            На основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

                       

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

            Увольнение Тюгаевой О.Ю. с работы ДАТА по пункту 3 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника), произведенное на основании приказа о прекращении трудового договора от ДАТА НОМЕР, признать незаконным.

            Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунального хозяйства Первомайского городского поселения» в пользу Тюгаевой О.Ю.: средний заработок за время вынужденного прогула в размере 25 309 (двадцати пяти тысяч трехсот девяти) рублей 52 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2 000 (двух тысяч) рублей, всего 27 309 (двадцать семь тысяч триста девять) рублей 52 копейки.

            Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунального хозяйства Первомайского городского поселения» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 959 рублей 30 копеек.

            Решение в части выплаты заработной платы за время вынужденного прогула подлежит немедленному исполнению.

            

            Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Коркинский городской суд Челябинской области.

Судья:                                                                                   Я.Ф.Марченко