РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДАТА Коркинский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Юркиной С.Н., с участием прокурора Голованова А.И., при секретаре Полевковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение о признании решения незаконным, УСТАНОВИЛ: Избирательная комиссия муниципального образования Розинское городское поселение (далее Комиссия) обратилась в суд с заявлением о признании решения незаконным. В обоснование заявленного требования сослалась на следующие обстоятельства. ДАТА территориальной избирательной комиссией Коркинского района (далее ТИК) было принято решение НОМЕР «Об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение от ДАТА», которым были назначены досрочные выборы главы и депутатов Розинского городского поселения. Оспариваемое решение было опубликовано в газете «Горняцкая правда» только ДАТА. Данное решение считает незаконным, как нарушающее избирательные права граждан, выходящее за рамки компетенции органа, его принявшего, подлежит отмене. Просит: решение территориальной избирательной комиссии Коркинского района НОМЕР от ДАТА (опубликованное ДАТА) «Об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение от ДАТА» отменить (л.д.3-5). В судебном заседании представители заявителя Столярчук Л.Я., Батурина Т.Ю. заявленное требование поддержали и просили его удовлетворить полностью, сославшись на указанные выше обстоятельства. Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Коркинского района Кияткина Ю.Ю. заявленное требование заявителя не поддержала, заявила о законности оспариваемого решения, просила в удовлетворении заявления отказать, поддержала письменные возражения, представленные в суд (л.д. 26-27). Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица и исследовав материалы гражданского дела, а, также заслушав заключение прокурора Голованова А.И., полагавшего, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему. Согласно п. 11 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия. В пункте 8 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено: если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов. Статьей 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено: в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона. Как следует из ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи, пунктами 8 и 10 статьи 81.1, пунктом 6 статьи 82 настоящего Федерального закона. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. В силу п.п. 6,7 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. Как указано в п. 2 ст. 10 Закона Челябинской области от 29.06.2006 года № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области»: Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. Выборы депутатов представительного органа вновь образованного муниципального образования назначает избирательная комиссия данного муниципального образования, сформированная избирательной комиссией Челябинской области. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом. В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее Закон) выборы органов и депутатов местного самоуправления являются обязательными и проводятся в установленные сроки. Согласно п. 1 ст. 10 Закона выборы назначает уполномоченный на то орган. ДАТА были досрочно прекращены полномочия главы Розинского городского поселения в связи с его смертью. В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. В избирательную комиссию Розинского городского поселения поступило письмо от председателя Совета депутатов Розинского городского поселения, в котором он проинформировал о том, что из состава Совета вышло семь депутатов из пятнадцати. В соответствии со ст. 35 Закона, представительный орган муниципального образования вправе осуществлять свои полномочия при наличии в его составе не менее двух третей от установленной численности. В данном случае две трети Совета составляет десять депутатов, однако после добровольного сложения с себя полномочий семи депутатов, его состав составил менее двух третей. При таких обстоятельствах Совет был неправомочен проводить заседания и принимать на них какие-либо решения, поскольку его полномочия были фактически прекращены. Вместе с тем, не назначение досрочных выборов главы муниципального образования грубо нарушало конституционные гарантии прав граждан избирать и быть избранным. При обстоятельствах фактической неправомочности Совета депутатов, также назначаются досрочные выборы его состава. При таких обстоятельствах вывод избирательной комиссии Коркинского района в оспариваемом решении о необходимости назначения дополнительных, а не досрочных выборов депутатов, не противоречит закону и правоположениям сформулированным высшим органом судебной власти РФ. Кроме того, на момент принятия оспариваемого решения, решение Челябинского областного суда о констатации неправомочности состава Совета депутатов Розинского городского поселения не вступило в законную силу. В соответствии с п. 8 ст. 10 Закона: если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, то выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования. Таким образом, избирком городского поселения был не вправе назначить его досрочные выборы, избирательная комиссия Розинского городского поселения действовала в нарушение норм права, изложенных выше в настоящем решении. При таких обстоятельствах вывод территориальной комиссии в оспариваемом решении о превышении Розинским избиркомом своих полномочий является законным и обоснованным, полностью соответствует избирательному законодательству. Судом не установлено нарушений ТИК при принятии ею оспариваемого решения, был соблюден порядок его принятия. Поскольку оспариваемое решение не противоречит закону, вынесено территориальной избирательной комиссией Коркинского района без превышения своих полномочий, не нарушает права граждан РФ на участие в выборах, а значит, является законным и обоснованным. Доводы заявителя, изложенные им в поданном заявлении о нарушении избирательных прав граждан, выразившихся в несоблюдении процедуры его принятия, не нашли своего подтверждения при исследовании доказательств по делу. Более того, опровергнуты доказательствами, представленными представителем заинтересованного лица, которые никаких сомнений у суда не вызывают. Установленные в суде обстоятельства подтверждены доказательствами, находящими в материалах дела, а именно: газетой «Горняцкая правда» от ДАТА (л.д.6-7), решением НОМЕР от ДАТА (л.д.8-9), решением НОМЕР от ДАТА (л.д.10-12), постановлением НОМЕР от ДАТА (л.д.28), постановлением НОМЕР от ДАТА (л.д.29), журналом регистрации входящей корреспонденции в избирательную комиссию (л.д.30-33). В судебном заседании представители заявителя фактически подтвердили объяснения представителя заинтересованного лица по порядку перехода полномочий от Совета депутатов к Комиссии, по разрешению вопроса о назначении досрочных выборов, а также и о наличии нарушений у Комиссии по разрешению этого вопроса ДАТА. Суд приходит к одному выводу, что действия ТИК соответствуют нормам избирательного права. Эти нормы указывают о процедуре назначения досрочных выборов, которые были нарушены Комиссией, что явилось основанием для вынесения ТИК решения об отмене решения Комиссии от ДАТА. Конституция РФ закрепляет за каждым гражданином России право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Данное право обеспечено возможностью судебной защиты (ст. 46 Конституции РФ). Более детально содержание судебной защиты этого права изложено в ст. 259 ГПК, Законе НОМЕР и ряде других федеральных законов, регулирующих процедуры выборов. Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Более того, правило распределения обязанностей по доказыванию в делах об оспаривании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, изложено в ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», по которой на государственные органы, органы местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, решения которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых решений. Свою обязанность по доказыванию о законности оспариваемого решения представитель заинтересованного лица исполнил в полном объёме. А поскольку, в судебном заседании достоверно установлено, что оспариваемое решение ТИК «Об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение от ДАТА НОМЕР «О назначении….» не имеет нарушений и соответствует требованиям норм законодательства, указанных выше в настоящем решении, вынесено в установленные законом сроки, то оно признаётся судом законным и обоснованным. При этом, права заявителя и граждан Розинского городского поселения, предоставленные им Конституцией РФ, Законом НОМЕР нарушены не были, а, следовательно, и не подлежат восстановлению. При таких обстоятельствах, следует в удовлетворении заявленного требования Комиссии, отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение о признании решения территориальной избирательной комиссии Коркинского района НОМЕР от ДАТА незаконным,отказать в полном объёме. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: С.Н. Юркина