решение по заявлению Избирательной комиссии (вступило в силу, не обжаловалось)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Юркиной С.Н.,

с участием прокурора Голованова А.И.,

при секретаре Полевковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Избирательная комиссия муниципального образования Розинское городское поселение обратилась в суд с заявлением о признании решения незаконным.

В обоснование заявленных требований сослалась на следующие обстоятельства. ДАТА в газете «Горняцкая правда» было опубликовано решение якобы избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение от ДАТА НОМЕР «О назначении муниципальных досрочных выборов депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения третьего созыва по 1, 2 и 3 многомандатным избирательным округам Розинского городского поселения и досрочных выборов Главы Розинского городского поселения». Указанное решение избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение никогда не принималось. Просит: признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение от ДАТА НОМЕР « О назначении муниципальных досрочных выборов депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения третьего созыва по 1, 2 и 3 многомандатным избирательным округам Розинского городского поселения и досрочных выборов Главы Розинского городского поселения»; обязать АНО «Редакция газеты» «Горняцкая правда» опубликовать в трехдневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу информацию об отмене вышеуказанного решения (л.д. 3-5).

В судебном заседании представители избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселениеСтолярчук Л.Я. и Сериков Ю.А. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить полностью, сославшись на указанные выше обстоятельства.

Представитель заинтересованного лица АНО «Редакция газеты «Горняцкая правда» Васин А.М. заявленные требования не поддержал, заявил о том, что оспариваемое решение он считает законным.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, допросив свидетелей Ф-йн Г.А., М-ву Л.В., исследовав материалы гражданского дела, а, также заслушав заключение прокурора Голованова А.И., полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно п. 11 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

В соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее, чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Согласно ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон): в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

Пунктом 2 ст. 10 Закона Челябинской области от 29.06.2006 года № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» установлено: муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

В суде достоверно установлено следующее:

ДАТА избирательной комиссией муниципального образования Розинское городское поселение (далее Комиссия) было вынесено решение «О назначении муниципальных досрочных выборов депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения третьего созыва по 1, 2 и 3 многомандатным избирательным округам Розинского городского поселения и досрочных выборов Главы Розинского городского поселения» (далее Решение). ДАТА указанное Решение было опубликовано в газете «Горняцкая правда». Решение вынесено с нарушением требований действующего избирательного законодательства.

В соответствии с п. 9 ст. 28 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также проводятся по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

В пункте 6 ст. 24 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее Закон), п. 3 ст. 41 Устава Розинского городского поселения предусмотрено: численность избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение составляет шесть человек.

В соответствии с п. 11 ст. 28 Закона заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

ДАТА на имя председателя комиссии поступили заявления о сложении с себя полномочий членов избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение от Т-ой В.И. и Се-ой Э.А., ДАТА от Ф-йн Г.А., данные лица ранее были назначены в избирательную комиссию муниципального образования Розинское городское поселение по представлению политических партий Единая Россия, ЛДПР и Справедливая Россия соответственно.

Как следует из статьи 12 ФЗ «Об обеспечении Конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», член избирательной комиссии освобождается от своих обязанностей, в случае подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий.

Аналогичная норма содержится в ст. 29 Закона. При этом, что полностью подтверждается правоприменительной практикой, согласие на сложение с себя полномочий члена избирательной комиссии от органа, назначившего ранее его на эту должность, не требуется.

Так, Верховный Суд РФ, в определении СК по гражданским делам от ДАТА НОМЕР прямо указал, что «Поскольку в федеральном законе предусмотрено, что полномочия члена избирательной комиссии прекращаются при наличии соответствующих оснований, без вынесения решения органом, который его назначил, суд правильно пришел к выводу о том, что указание в законе округа на необходимость предварительного решения органа о прекращении полномочий членов избирательной комиссии противоречит федеральному законодательству».

Таким образом, Т-ва В.И., Се-ва Э.А.., Ф-йн Г.А., подав заявления о сложении с себя полномочий членов избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение, фактически утратили статус таковых. Поскольку состав Совета депутатов Розинского городского поселения второго созыва является неправомочным, в территориальную избирательную комиссию Коркинского района, в соответствии со ст. 29 Закона от Комиссии было направлено уведомление о выходе данных лиц из состава Комиссии, с предложением назначения новых членов в установленном законом порядке.

Как следует из Решения, его подписали заместитель Комиссии Т-ва В.И. и за секретаря Комиссии Се-ва Э.А., которая таковым никогда не являлась. При этом ни председатель Комиссии Столярчук Л.Я., ни М-ва Л.В., как её секретарь не были извещены о назначении заседания Комиссии и вообще не были проинформированы о вопросах выносимых на её рассмотрение.

Комиссия вынесла Решение неправомочным составом: на заседании присутствовал только один член Комиссии П-ва Е.А.; подписавшие Решение Т-ва В.И. и Се-ва Э.А. членами комиссии не являлись, сами сложили с себя полномочия на основании письменных заявлений; Ф-йн Г.А. от участия в Комиссии отказалась; отсутствие кворума у Комиссии для принятия решений; нарушен порядок созыва заседания Комиссии.

Установленные в суде обстоятельства подтверждены доказательствами, находящими в материалах дела, а именно:

Газетой «Горняцкая правда» от ДАТА с опубликованием Решения (л.д. 7-12);

Заявлениями Т-ой В.И., Се-ой Э.А..,, Ф-йн Г.А. (л.д. 13-15) о выходе их из состава Комиссии;

Объяснительной Ф-йн Г.А. на имя руководителя местного отделения политической партии Справедливая Россия (л.д. 16-17), из которой следует: она принуждалась к принятию решения, однако отказалась от участия в работе Комиссии, по причине сложения с себя полномочий члена Комиссии. А также указывает, что никаких протоколов не велось, решений не принималось, подписей с её стороны нигде не ставилось. А собраны они были по инициативе и.о. главы Розинского городского поселения Са-ой Л.В. в её служебном кабинете, для решения поставленных ею вопросов. Никто её не извещал о заседании Комиссии и разрешении поставленных вопросов;

Решением Комиссии от ДАТА об избрании председателем Комиссии Столярчук Л.Я. с приложением к нему протокола голосования, ведомости учета выданных бюллетеней (л.д. 18- 21);

Решением Комиссии от ДАТА об избрании секретарем Комиссии М-ву Л.В. (л.д. 22-23);

Оспариваемым решением (л.д. 31), представленным суду редакцией газеты «Горняцкая правда», из которого видно, что текст Решения изложен на неустановленном Комиссией бланке и подписан лицами, не уполномоченными на его подписание Т-ой В.И. и Се-ой Э.А.;

Решением Комиссии от ДАТА об освобождении от должности заместителя К-ву Ж.В. (л.д. 37);

Журналом регистрации входящей корреспонденции Комиссии (л.д. 38-40);

Решением Комиссии от ДАТА о назначении члена Комиссии Т-ву В.И. с правом решающего голоса (л.д. 42);

Решением Совета депутатов Розинского городского поселения от ДАТА (л.д. 43-44) с приложением списка членов Комиссии;

Решением бюро совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Челябинской области (л.д. 45) от ДАТА, которым была произведена замена члена Комиссии с Ф-йн Г.А. на Фо-ву Р.В.;

Решением Совета депутатов Розинского городского поселения от ДАТА «Об утверждении Положения об избирательных комиссиях муниципального образования Розинского городского поселения» с приложением Положения (л.д. 46-51), в котором полным образом отражены полномочия Комиссии по принятию решений;

Уставом Розинского городского поселения (л.д. 52-92), где ст. 41 указан порядок Комиссии по подготовке и проведению муниципальных выборов.

Вместе с тем, установленные в суде обстоятельства, подтвердили в суде и допрошенные свидетели Ф-йн Г.А. и М-ва Л.В., которые единогласно показали, что заседание Комиссии на ДАТА не назначалось и не проводилось, оспариваемое решение не принималось. Они не были извещены о дате и месте её проведения. Т-ва В.И. и Се-ва Э.А. не имели полномочий на подписание оспариваемого решения. Никаких сомнений показания этих свидетелей у суда не вызывают, они согласуются между собой, не имеют каких-либо противоречий, а также и заинтересованности в исходе дела, являются допустимыми и достоверными. Ими даны объективные показания, которые полностью нашли своё подтверждение и письменными доказательствами, находящимися в материалах дела.

Таким образом, суд приходит к одному выводу, что действия Комиссии не соответствуют нормам избирательного права. Эти нормы указывают о процедуре проведения заседании Комиссии, которая была нарушена, а, следовательно, и принятие решений таким составом влечет за собой их отмену, как принятых лицами, не имеющими полномочий на их принятие.

А поскольку, в судебном заседании достоверно установлено, что оспариваемые решение Комиссии имеет нарушения и не соответствует требованиям норм законодательства, указанных выше в настоящем решении, вынесено не уполномоченным составом Комиссии, то оно признаётся судом не законным. При этом, права граждан Розинского городского поселения, предоставленные им Конституцией РФ, были нарушены, а, следовательно, и подлежат восстановлению.

При таких обстоятельствах, следует заявление Комиссии удовлетворить в полном объёме. Признать незаконным и отменить Решение Комиссии, обязать печатный орган опубликовать информацию о вынесенном решении суда в этой части.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление Избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение от ДАТА НОМЕР « О назначении муниципальных досрочных выборов депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения третьего созыва по 1, 2 и 3 многомандатным избирательным округам Розинского городского поселения и досрочных выборов Главы Розинского городского поселения».

Обязать АНО «Редакция газеты» «Горняцкая правда» опубликовать в трехдневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу информацию об отмене вышеуказанного решения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                                 С.Н. Юркина