решение по иску Михайловой О.Г. к УПФР (вступило в силу, не обжаловалось)



Решение

Именем Российской Федерации

ДАТА.

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Я.Ф.Марченко

при секретаре Е.А.Юртеевой

с участием истицы Михайловой О.Г., ее представителя Атяниной А.А., представителя ответчика Бойко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой О.Г. к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Коркино Челябинской области о признании права на социальную пенсию с ДАТА и обязании выплатить социальную пенсию за период с ДАТА по ДАТА,

УСТАНОВИЛ:

            Михайлова О.Г. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Коркино Челябинской области (далее - УПФР г.Коркино или пенсионный орган) об обязании назначить и выплатить социальную пенсию. В обоснование иска сослалась на следующее: ДАТА ей было отказано в установлении и выплате социальной пенсии как ребенку, потерявшему обоих родителей, за период с ДАТА по ДАТА, в связи с тем, что за указанной пенсией она обратилась ДАТА. Отказ в выплате пенсии за период с ДАТА по ДАТА считает незаконным по следующим основаниям. С ДАТА ей была назначена социальная пенсия, выплата которой производилась по ДАТА - до окончания учебы в профессиональном училище НОМЕР. ДАТА она поступила в профессиональное училище НОМЕР, и у нее вновь возникло право на социальную пенсию. Это право она реализовала не ДАТА, а в сентябре 2009 года посредством обращения к ответчику с документами о поступлении в училище НОМЕР. Однако сотрудники пенсионного фонда ее «отфутболили», сообщив, что выплата будет производиться только при наличии у нее регистрации на территории г.Коркино. Она неоднократно обращалась к ответчику с просьбой назначить пенсию, т.к. в течение двух месяцев (с момента окончания училища НОМЕР до момента поступления в училище НОМЕР) у нее ничего, включая регистрацию, не изменилось. В приеме документов ей было отказано. Заявление о назначении пенсии у нее было принято ДАТА только после телефонного звонка начальника ПФ г.Магнитогорска. Просит: обязать ответчика назначить и выплатить ей, Михайловой О.Г., социальную пенсию за период с ДАТА по ДАТА (л.д.4).

            В процессе рассмотрения дела Михайлова О.Г. исковые требования уточнила, просит: признать за ней право на государственную социальную пенсию по состоянию на ДАТА; обязать ответчика выплатить ей государственную социальную пенсию за период с ДАТА по ДАТА (л.д.47).

            В суде Михайлова О.Г. настаивала на удовлетворении иска, просила: признать за ней право на социальную пенсию с ДАТА; обязать ответчика выплатить ей социальную пенсию за период с ДАТА по ДАТА.

            Представитель ответчика Бойко О.В. иск не признала, поддержала доводы, приведенные в отзыве на иск.

            Заслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей и, исследовав материалы дела, суд иск Михайловой О.Г. нашел необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

            В соответствии с подп.3 п.1 ст.11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 166-ФЗ) право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

                  

            Как установлено судом, Михайлова О.Г., ДАТА года рождения, является лицом, потерявшим обоих родителей. Она с ДАТА обучается по очной форме в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище НОМЕР» (далее - училище НОМЕР или профессиональное училище НОМЕР). ДАТА Михайлова О.Г. подала в УПФР г.Коркино заявление о назначении социальной пенсии. Указанная пенсия ей назначена и выплачивается с ДАТА. В марте 2011 года истицей подано в УПФР г.Коркино заявление о выплате социальной пенсии за период с сентября 2009 года по август 2010 года, однако в этом ей было отказано. Отказ является правомерным, т.к. у ответчика не имелось законных оснований для назначения Михайловой О.Г. социальной пенсии с ДАТА и выплате ее по ДАТА.

            Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела: сообщением ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Челябинской области на жалобу Михайловой О.Г. об отказе в выплате пенсии за период с сентября 2009 года по август 2010 года и самой жалобой (л.д.6-7,8), сообщением УПФР г.Коркино в адрес истицы о назначении социальной пенсии с ДАТА - в связи с подачей ДАТА заявления, и отсутствии оснований для установления данной пенсии с более раннего срока, ее заявлением в УПФР г.Коркино (л.д.9-11,12), выпиской из электронного журнала регистрации обращений граждан (л.д.19), копиями документов о выплате Михайловой О.Г. пенсии в связи с обучением в профессиональном училище НОМЕР из находящегося в архиве пенсионного дела (л.д.20-32), копии документов о назначении и выплате истице социальной пенсии в связи с обучением в училище НОМЕР (л.д.33-39), копией заявления УПФР г.Коркино о привлечении Михайловой О.Г. к уголовной ответственности с приложенными документами (л.д.49-56), а также объяснениями участвующих в деле лиц, показаниями свидетелей Б-ой, П-ау, М-ва, С-ой, Х-ой, У-ой, В-ер и В-ой.

            Доводы истицы, приведенные в заявлении и в судебном заседании, по сути своей сводятся к тому, что УПФР г.Коркино должно возместить ей материальный ущерб, причиненный несвоевременным назначением социальной пенсии. Однако с этими доводами суд согласиться не может.

            Согласно п.1 ст.22 Закона № 166-ФЗ назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина. Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.

Статьей 23 Закона № 166-ФЗ установлено: пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее (п.1).

Согласно п.1 ст.24 Закона № 166-ФЗ назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией (п.1).

           По смыслу закона (ст.22 и ст.24 Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ)получение (выплата) причитающихся пенсионеру сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права пенсионера на получение сумм пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие решения (акта) о выплате (начислении ему пенсии (задолженности по пенсии) конкретного вида, начисленной в порядке и размерах установленных законодательством, - либо органом, непосредственно осуществляющим пенсионное обеспечение, либо юрисдикционным органом, рассматривающим спор, в рамках процессуальных правоотношений, возникающих в связи с социальным обеспечением граждан (вышестоящим органом или судом общей юрисдикции), куда пенсионер может обратиться в случае спора о праве на получение соответствующих сумм пенсий. При отсутствии оснований, влекущих обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплатить конкретному лицу пенсию в определенном размере (образовавшуюся по каким-либо причинам задолженность по пенсии), отношения по начислению, перечислению (переводу) и выплате пенсий не возникает.

Как следует из п.2 ст.24 закона № 166-ФЗ, перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

            Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее -Перечень). Указанный Перечень определяет, в том числе и документы, необходимые для установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

             Согласно п.10 Перечня к заявлению о назначении социальной пенсии лица, обратившегося за указанной пенсией, должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о смерти кормильца (кормильцев); удостоверяющие, что лицо, на которое назначается пенсия, обучается по очной форме в образовательном учреждении; о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;

            Пунктом 15 Перечня установлено: в качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации); документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является его личное заявление.

            Из установленных судом обстоятельств дела следует, что Михайлова О.Г. в период с сентября 2009 года по декабрь 2010 года не была зарегистрирована и фактически не проживала в г.Коркино, а также в поселениях Коркинского муниципального района. На момент поступления в училище НОМЕР и последующем (с сентября 2009 года по декабрь 2009 года) она проживала по АДРЕС, а зарегистрирована была в г.Магнитогорске. Это неоднократно подтверждала в судебных заседаниях сама истица (л.д.41-42,58-61). Аналогичные сведения относительно места жительства и места регистрации истицы сообщили суду свидетели Б-ва, П-ау и М-ов. Поскольку показания упомянутых свидетелей в полной мере соотносятся с объяснениями Михайловой О.Г., то у суда не имелось оснований ставить под сомнение их правдивость и достоверность. Ссылка на фактическое проживание по указанному выше адресу содержится и в заявлении истицы на имя директора профессионального училища НОМЕР, датированном ДАТА (л.д.53). Последующее утверждение истицы относительно иного места жительства (заявила, что проживала в г.Коркино) суд расценил критически, равно как и показания свидетеля С-ой об этом же. По мнению суда, Михайлова О.Г. в настоящем судебном заседании сообщила суду недостоверную информацию относительно фактического места жительства, преследуя единственную цель, - добиться положительного для себя исхода дела. С этой же целью был представлен договор от ДАТА (л.д.65), а также была приглашена в качестве свидетеля С-ва. Сам по себе факт заявления истицей в суде сведений об ином фактическом месте жительства, не только сомнителен, но и не поддается логическому объяснению. Никем не оспаривалось в суде, что право на социальную пенсию возникло у Михайловой О.Г. с ДАТА, т.е. с момента поступления в профессиональное училище НОМЕР. Это право подлежало реализации посредством подачи соответствующему территориальному пенсионному органу заявления о назначении пенсии с указанием в нем места регистрации или фактического места жительства. Следовательно, у истицы не имелось необходимости в сокрытии от сотрудников УПФР г.Коркино (куда по ее собственным утверждениям обращалась неоднократно) данных о проживании в АДРЕС.

            Поскольку указанный выше закон предусматривает, что назначение социальной пенсии производится пенсионным органом по месту жительства гражданина на основании его заявления со всеми необходимыми документами, то не имелось оснований для принятия от Михайловой О.Г., не проживавшей в г.Коркино и поселениях Коркинского муниципального района, заявления о назначении социальной пенсии.

            В статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено возмещение вреда, причиненного имуществу гражданина.

            Под вредом понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества и (или) умалении нематериального блага.     

            Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

            Заявляя о неполучении пенсии за период с ДАТА по ДАТА по вине ответчика, истица между тем неоднократно указывала на то, что получала от сотрудников клиентской службы ответчика разъяснения относительно права подачи заявления о назначении социальной пенсии в ГУ УПФР г.Копейска (по месту фактического проживания) или в ГУ УПФР г.Магнитогорска (по месту регистрации), что эти разъяснения давались ими, исходя из ее сообщений о месте фактического проживания и месте регистрации. Эти утверждения истицы в совокупности с показаниями свидетелей, допрошенных по ее инициативе, не указывают на неправомерный характер действий сотрудников УПФР г.Коркино.

            Тот факт, что Михайловой О.Г. с ДАТА назначена социальная пенсия УПФР г.Коркино, хотя на этот момент она в г.Коркино не проживала, не свидетельствует о неправомерности действий ответчика. Материалами дела подтверждено достоверно, что пенсия назначена истице на основании ее заявления, в котором в качестве места фактического проживания указано: АДРЕС (л.д.34-36).

            Не приняты также судом в качестве доказательства вины ответчика в неполучении пенсии за спорный период утверждения истицы о том, что заявление о назначении пенсии с указанием фактического места проживания в г.Коркино написано по подсказке сотрудников УПРФ г.Коркино, что и ранее сотрудники данного пенсионного органа обязаны были подсказать ей возможность подачи такого же заявления. Эти доводы не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства. Так, в суде были допрошены все сотрудники клиентской службы УПФР г.Коркино. Однако никто из них, в том числе и сотрудник, принимавший заявление истицы о назначении пенсии от ДАТА, не подтвердили тех обстоятельств, на которые она ссылалась.

            Ни Закон № 166-ФЗ, ни другие нормативные правовые акты не предусматривают обязанность органа по начислению и выплате пенсии самостоятельно выявлять место фактического проживания лица, претендующего на получение определенного вида пенсии.     

            Более того, из материалов дела следует, что Михайлова О.Г. ранее получала социальную пенсию, в связи с этим неоднократно подавала в пенсионные органы разного рода заявления, написанные собственноручно (л.д.21,24-25,28-30,31). Следовательно, порядок назначения и выплаты социальной пенсии ей был известен. Заявление о назначении социальной пенсии от ДАТА она также написала собственноручно, сама указала в нем все необходимые сведения, в том числе о месте регистрации и месте фактического проживания.

            Обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые сторона ссылается, как на основания своих требований или возражений, закон возлагает на саму сторону (ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

            Истица не представила доказательств тому, что вследствие неправомерных действий ответчика ей не была назначена социальная пенсия с ДАТА, что по вине сотрудников УПФР г.Коркино она понесла убытки в виде недополученной за период с ДАТА по ДАТА пении.

            Вышеизложенное означает, что Михайловой О.Г. надлежит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Отказать Михайловой О.Г. в удовлетворении иска к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Коркино Челябинской области о признании права на социальную пенсию с ДАТА и обязании выплатить социальную пенсию за период с ДАТА по ДАТА.

            Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Коркинский городской суд Челябинской области.

Судья:                                                                                           Я.Ф.Марченко