решение по иску Золотовского В.В. к УПФР (вступило в силу, не обжаловалось)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАТА

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Юркиной С.Н.,

при секретаре Полевковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Золотовского В.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области об оспаривании решения, обязании назначить дополнительную доплату к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Золотовский В.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области (далее - УПФР г. Коркино) об оспаривании решения, обязании назначить дополнительную доплату к пенсии.

В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства. ДАТА он обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Коркино о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Решением комиссии ГУ УПФ РФ в г. Коркино от ДАТА в назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии было отказано в связи с тем, что нет стажа, необходимого для назначения этой доплаты, поскольку при подсчете его специального стажа ответчиком период работы с ДАТА по ДАТА в должности помощника главного механика шахты не был засчитан, т.к. в этот период его должность указана как помощник главного механика шахты и не подтверждена 80% занятость на подземных работах. Он с решением комиссии не согласен. Он до ДАТА, так и после продолжал выполнять те же самые должностные обязанности механика. Только в связи с укрупнением участка, должность была переименована на помощника главного механика шахты. Его вины в том, что работодатель переименовал должность, не может лишать его права на социальное обеспечение. Характер его работы не изменился, только участок стал крупнее. И по действующему на тот момент пенсионному законодательству это переименование на пенсионном обеспечении не отразилось. При назначении пенсии по старости в 1978 году этот период был включен ему в подземный стаж без каких-либо оговорок. Решение об отказе в назначении ему ежемесячной доплаты незаконно и нарушает его право на пенсионное обеспечение. Просит: признать незаконным и отменить решение ГУ УПФ РФ в г. Коркино НОМЕР от ДАТА об отказе в назначении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»; обязать ГУ УПФ РФ в г. Коркино включить ему в специальный трудовой стаж для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости период его работы с ДАТА по ДАТА в должности помощника главного механика шахты; обязать ГУ УПФ РФ в г. Коркино назначить ему ежемесячную доплату к пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с ДАТА (л.д.3-4).

В судебном заседании истец Золотовский В.В. и его представитель Золотовская М.В. настаивали на удовлетворении иска, поддержали доводы искового заявления.

          Представитель ответчика Бойко О.В. иск не признала, поддержала позицию УПФР г. Коркино, изложенную в отзыве на иск (л.д. 32-34), считает решение УПФР в г. Коркино от ДАТА НОМЕР законным и обоснованным, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований Золотовского В.В. отказать.

Третье лицо ОАО по добыче угля «Челябинская угольная копания» в судебное заседания не явился, судом был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, возражений в суд на иск не представил (л.д. 60).

Заслушав объяснения истца, его представителя Золотовской М.В., представителя ответчика Бойко О.В., допросив свидетелей Л-ва М.А., Ю-ва В.М., исследовав материалы дела, суд иск Золотовского В.В. нашел не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

                  

Доводы истца в обоснование заявленных требований о том, что период его работы с ДАТА по ДАТА в должности помощника главного механика шахты, должен быть включен в специальный стаж для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, являются не обоснованными, поскольку не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

Статьей 1 Федерального закона от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» предусмотрено установление ежемесячной доплаты к пенсии лицам, работавшим в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающим пенсии в соответствии с законодательством РФ. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ. Следовательно, при установлении доплаты к пенсии применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года № 481.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Кроме того, в указанных целях применяется также разъяснение Минтруда России от 22.05.1996 года № 5 в части определения понятия полного рабочего дня.

Подпунктом 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ. Таким образом, для приобретения права на доплату к пенсии необходимо иметь не менее 25 лет стажа работы в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт по Списку № 481, либо не менее 20 лет стажа такой работы в ведущих профессиях. При этом периоды работы исчисляются в соответствии с Правилами № 516, т.е. в таком же порядке, в котором исчисляются периоды работы, включаемые в стаж на соответствующих видах работ для установления досрочной трудовой пенсии на старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

Пунктом 5 Правил № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственном социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Следовательно, периоды работы, дающей право на доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ, также исчисляются в календарном порядке с зачетом в него периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Кроме того, при исчислении периодов работы, дающей право на доплату к пенсии, применяются положения п. 15 Правил № 516. Пункт 15 Правил предусматривает, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке: каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренный Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 - за 9 месяцев.

Пунктом 15 Правил не предусмотрено применение Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года. Этот Список в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 может применяться за период работы с 1 января 1992 года только при досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ. Таким образом, применение льготного порядка исчисления периодов работы, предусмотренного п. 15 Правил, позволяет реализовать право на доплату к пенсии тем лицам, которые не выработали стажа работы, предусмотренного ст. 1 Федерального закона № 84-ФЗ.

При применении Списка № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 следует учитывать, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 84-ФЗ право на доплату к пенсии имеют работники организаций угольной промышленности, которые непосредственно полный рабочий день заняты на определенных работах. Следовательно, при применении п. 15 Правил № 516 в стаж подземной работы для установления доплаты к пенсии может учитываться только та подземная работа, предусмотренная в Списке № 1, которая выполняется в организациях угольной промышленности в течение полного рабочего дня. Такая работа предусмотрена п. «а» и «б» подраздела 1 раздела 1 Списка № 1. Работа, предусмотренная п. «г» и «д» подраздела 1 раздела 1 Списка № 1 может учитываться, если она выполняется в подземных условиях постоянно в течение полного рабочего дня, т.е. с учетом разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 года № 5 не менее 80% рабочего времени.

Согласно определению Конституционного суда РФ от 22.04.2010 года № 521-О-О Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ст. 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, определение правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профдеятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профдеятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, влияющих на утрату профтрудоспособности; при этом учитываются и различия в функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, характере работы, в том числе - выполняемой в течение полного рабочего дня постоянно или отдельными периодами.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Правительство РФ во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 11.07.2002 года № 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрев в нем, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня в календарном порядке. Такое правовое регулирование, основанное на объективных критериях оценки характера труда и времени воздействия на организм неблагоприятных факторов, не может рассматриваться как направленное на ущемление прав лиц, не занятых постоянно полный рабочий день на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с вышеизложенным и согласно Решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии от ДАТА НОМЕР, вынесенном на основании Протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДАТА НОМЕР, дополнением в Протоколу от ДАТА НОМЕР Золотовскому В.В. установлен стаж работы в организациях угольной промышленности в профессиях, предусмотренных постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года № 481, дающих право на ДСО в соответствии с ФЗ от 10.05.2010 года № 84-ФЗ 22 лет 07 мес. 15 дн. Не зачтен период работы: с ДАТА по ДАТА (4г.1мес.3дн.) в должности помощника главного механика. Данная должность Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10; Списком № 1 - не предусмотрена; Списком № 2 предусмотрены, позицией 2010100б-20822 п. «б» подраздела 1 раздела 1 главные механики, их заместители (помощники). Списком № 1 утвержденным постановлением Совета Министров ССР от 22.08.1956 года пунктом «б» подраздела 2 работы на поверхности раздела 1 Горные работы, предусмотрены главные (старшие) механики, их заместители и помощники. Т.о. выполняемая истцом работа в должности помощника главного механика по Списку № 1 от 22.08.1956 года относилась к работам, выполняемым на поверхности.

Законодатель, отменяя Списки от 22.08.1956 года и принимая новый, включил работу помощника главного механика в Список № 2 утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, работа в соответствии с которым не учитывается в специальный стаж дающий право на доплату установленную в соответствии с ФЗ № 84.

Утверждение истца, что в спорный период он выполнял работу механика подземного участка, не основано на доказательствах. А в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, в компетенцию суда не входит установление тождественности выполняемой истцом работы, работам, дающим право на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с ФЗ № 84.

Пенсию Золотовский В.В. получает с ДАТА в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173.

Представленные истцом доказательства: справка (л.д. 45) не может являться достоверным доказательством, поскольку из неё не представляется возможным установить предприятие, её выдавшую, на ней имеется угловой штамп шахты «Пригородная», а печать иного предприятия шахты «Батуринская». Более того, она выдана на основании личной карточки от ДАТА (л.д. 47), в которой отсутствуют сведения о работе истца в оспариваемый период в подземных условиях.

Согласно п. 3 ст. 13 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Кроме того, и показания свидетелей М-ер А.Г., А-ик В.А., Л-ва М.А., Ю-ва В.М. являются не допустимыми доказательствами, противоречивыми между собой, они не являлись работниками, которые работали в одних условиях с истцом, им достоверно не известны обстоятельства работы истца в подземных условиях, они выражали лишь предположения об его работе. В связи с чем, суд не вправе строить своё решение на предположительных показаниях свидетелей.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлены в суд доказательства, подтверждающие периоды его работы: с ДАТА по ДАТА в должности помощника главного механика шахты в подземных условиях постоянно в течение полного рабочего дня, т.е. не менее 80% рабочего времени.

Поэтому отсутствуют основания для назначения Золотовскому В.В. дополнительной доплаты к трудовой пенсии по старости.

В отношении истца пенсионным органом принято законное и обоснованное решение, оно не нарушает его право на социальное обеспечение. Пенсионным фондом РФ в отношении Золотовского В.В. конституционные нормы и права в области пенсионного обеспечения были соблюдены.

Суд полагает необходимым в удовлетворении иска Золотовского В.В. отказать в полном объёме, как заявленного необоснованно.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Золотовского В.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области об оспаривании решения, обязании назначить дополнительную доплату к пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме через Коркинский городской суд.

Председательствующий:                                           С.Н. Юркина