решение по иску Шубиной А.К. к УПФР (вступило в силу, не обжаловалось)



Решение

Именем Российской Федерации

ДАТА

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Юркиной С.Н.,

при секретаре Полевковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубиной А.К. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области об обязании досрочно назначить трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Шубина А.К. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области (далее - УПФР г. Коркино) об обязании досрочно назначить трудовую пенсию по старости.

В обоснование иска сослалась на следующие обстоятельства. ДАТА она обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Для назначения пенсии она представила все необходимые документы. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г. Коркино от ДАТА НОМЕР в назначении ей пенсии было отказано в связи с тем, что у нее нет стажа необходимого для назначения льготной пенсии, в стаж не засчитаны периоды ее работы: с ДАТА по ДАТА в должности производственной медицинской сестры вагонного депо Узловой больницы ст. Кушмурун; с ДАТА по ДАТА в должности фельдшера в «Медицинском вытрезвителе ОВД по Коркинскому муниципальному району Челябинской области». С данным решением она не согласна. Считает, что в назначении льготной пенсии ей отказано незаконно, что нарушает ее право на социальное обеспечение, гарантированное ей Конституцией РФ. Просит: признать незаконным и отменить решение ГУ Управления пенсионного фонда РФ в г. Коркино НОМЕР от ДАТА об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ»; обязать ответчика включить ей в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ периоды ее работы в должности производственной медицинской сестры вагонного депо Узловой больницы ст. Кушмурун с ДАТА по ДАТА; в должности фельдшера в «Медицинском вытрезвителе ОВД по Коркинскому муниципальному району Челябинской области» с ДАТА по ДАТА; обязать ГУ УПФ РФ в г. Коркино назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.3-5).

В суде истица Шубина А.К. настаивала на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы искового заявления.

Представитель ответчика Шайхуллина И.В. в судебном заседании иск не признала, поддержала позицию УПФР г. Коркино, изложенную в отзыве на иск (л.д. 136-137), просит суд отказать Шубиной А.К. в удовлетворении иска.

Третье лицо ГСУ «Медицинский вытрезвитель ОВД по Коркинскому муниципальному району Челябинской области» в судебное заседание не явился, судом был извещен надлежащим образом, возражений по иску от него в суд не поступило (л.д.191).

Заслушав стороны, допросив свидетелей Д-ко Н.Ф., К-ву И.Д., исследовав материалы дела, суд иск Шубиной А.К. нашел обоснованным и подлежащим полному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года №319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Согласно п. 2 этой статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утверждаются Правительством РФ. Исчисление продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место до ДАТА, с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 г. пенсионного законодательства. По состоянию на 31.12.2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось за период до 01.11.1999 г. - Списком от 06.09.1991 г. № 464, с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. - Списком и Правилами от 22.09.1999 г. № 1066.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 был утвержден «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». В соответствии с п. 1 данного постановления право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Как установлено судом, Шубина А.К. осуществляла трудовую деятельность в Кушмуркнской узловой больнице в должности производственной медицинской сестры вагонного депо с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА в Государственном специализированном учреждении «Медицинский вытрезвитель Отдела внутренних дел по Коркинскому муниципальному району Челябинской области» в должности фельдшера. В её трудовой книжке значатся записи о работе следующего характера: в период с ДАТА по ДАТА - «производственная мед. сестра вагонного депо Узловой больницы ст. Кушмурун»; с ДАТА по ДАТА фельдшер в Государственном специализированном учреждении «Медицинский вытрезвитель Отдела внутренних дел по Коркинскому муниципальному району Челябинской области». ДАТА Шубина А.К. обратилась в УПФР г. Коркино с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. К моменту подачи заявления стаж её работы, связанный с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения (с включением упомянутых выше периодов работы), составлял 30 лет 09 месяцев 15 дней.

Эти обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: решением об отказе в назначении пенсии и протоколом к нему (л.д.7-11), трудовой книжкой (л.д.12-16,193-198), справками (л.д. 17-19,26,124,133-135,158,181,201,202), приказами (л.д. 20-25,125-130), должностной инструкцией (л.д. 27-28,131-132, 169, 172-174,200), свидетельством о заключении брака (л.д.29), положением о ГСУ «Медицинский вытрезвитель ОВД по Коркинскому муниципальному району Челябинской области» (л.д.30-41), лицензией (л.д.84-85,154), журналом оказания первой медпомощи (л.д.86-100), функциональными обязанностями (л.д.101), сертификатом (л.д.102), дипломом (л.д.103-105), свидетельством о повышении квалификации (л.д.106), удостоверением (л.д.107-110,155-157), заявлением о назначении пенсии (л.д.138-141), выпиской из лицевого счета (л.д.142-146), штатным расписанием (л.д.170,171), выпиской из медицинских журналов (л.д.175).

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона № 172-ФЗ, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее во время выполнения этой работы.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 ст. 35 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доказательствами по делу, указанными выше в настоящем решении, показаниями свидетелей, а также и объяснениями истицы подтвержден тот факт, что Шубина А.К. работала в Кушмурунской Узловой больнице в должности производственной медицинской сестры вагонного депо с ДАТА по ДАТА Однако запись о наименовании должности, содержащаяся в её трудовой книжке, является не точной. Это обстоятельство само по себе не привело к изменению характера работы Шубиной А.К., т.к. фактически она трудилась в должности, занимающейся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения. Между тем, весь выше указанный в настоящем решении период работы Шубиной А.К. в Кушмурунской Узловой больницы подлежит включению в специальный стаж, т.к. она фактически выполняла работу, связанную с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, в должностях и учреждениях, поименованных в Перечне.

Согласно представленных Шубиной А.К. документов, о стаже работы, установлено, что специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, с применением Списков и Правил, утвержденных постановлением Правительства от 29.10.2002 № 781 составляет 30 лет 09 мес. 20 дней.

Не засчитаны Шубиной А.К. в специальный стаж, следующие периоды работы: ДАТА по ДАТА в должности производственной медицинской сестры вагонного депо Кушмурунской узловой больницы, т.к. должность «производственная медицинская сестра вагонного депо» не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДАТА НОМЕР; с ДАТА по ДАТА в должности фельдшера в Государственном специализированном учреждении «Медицинский вытрезвитель Отдела внутренних дел по Коркинскому муниципальному району Челябинской области», т.к. в указанных списках наименования учреждения «Медицинский вытрезвитель» Отдела внутренних дел, одним из видов деятельности которых, является осуществление медицинской деятельности, не указаны.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 173-ФЗ установлено, что право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Пункт 1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ устанавливает, что в страховой стаж включается периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР.

То есть без регистрации и уплаты страховых взносов в ПФР периоды работы не будут учитываться ни в страховой стаж, ни в стаж по специальности.

Пунктом 2 Правил утвержденных Правительством РФ от 29.10.2002 № 781 установлено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, в части, урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

Так, в суде достоверно было установлено, что в трудовой книжке на имя Шубиной А.К. имеются записи о ее работе в лечебных учреждениях. ДАТА она была принята на работу в Узловую больницу ст. Кушмурун Целинной железной дороги на полную ставку в должности медицинской сестры терапевтического отделения, ДАТА она была переведена производственной медсестрой и проработала до ДАТА. Работая в этой должности, она числилась в штате Узловой больницы ст. Кушмурун, получая там зарплату. ДАТА она была переведена приказом по больнице участковой медсестрой, а ДАТА она уволилась из больницы по собственному желанию. Кушмурунская Узловая больница за период с 1983 года по 1988 год находилась на территории рабочего поселка ст. Кушмурун, поэтому согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа «рабочем поселке» год работы в сельской местности или в поселке городского типа «рабочем поселке» засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.

Рассматривая период работы истца в Государственном специализированном учреждении «Медицинский вытрезвитель Отдела внутренних дел по Коркинскому муниципальному району Челябинской области» в должности фельдшера суд приходит к следующему. Должность фельдшера относится к среднему медицинскому персоналу, а работа в медпункте медицинского вытрезвителя относится к деятельности по охране здоровья населения. В своей деятельности истица руководствовалась Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставленным в медицинские вытрезвители, утвержденной приказом МВД СССР № 106 от 30 мая 1985 года.

Кроме того, в инструктивном письме Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в п. 2.10 указано, что работа по специальности в медицинских вытрезвителях рассматривается как работа в здравпункте.

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах.

Должность фельдшера Медицинского пункта предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения № 781 от 29.10.2002 года.

В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При этом наличие и наименование указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия и Правила исчисления периодов (деятельности), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. В соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от 17.10.2003 года № 4, постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П за периоды работы до вступления в силу Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года и Списка от 29.10.2002 года при назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности могут применяться Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (за периоды работы до ДАТА.) и Список и Правила исчисления сроков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (за периоды работы с ДАТА до ДАТА).

Согласно п. 2 названного постановления в выслугу лет работника здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органах.

Согласно Положению о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставленным в медицинские вытрезвители, утвержденным приказом МВД СССР № 106 от 30 мая 1985 года медицинские вытрезвители являются специализированными учреждениями милиции, выполняющими функции пресечения нарушений алкогольного законодательства и лицам, находящимся в состоянии средней и тяжелой степени опьянения, медицинской помощи.

Медицинская деятельность истицы в Государственном специализированном учреждении «Медицинский вытрезвитель Отдела внутренних дел по Коркинскому муниципальному району Челябинской области» в должности фельдшера также подтверждается документами, указанными выше в настоящем решении и показаниями свидетелей.

Согласно ч. 2 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Пункт 15 приказа Минздрава РФ от 3 ноября 1999 года № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» под здравпунктом (врачебным, фельдшерским) понимает структурное подразделение учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, которые предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 были утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

При этом согласно п. 2 этого постановления установлено, что Список и Правила применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществляющейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Указанный Список предусматривает в себе работу в должности фельдшера медико-санитарной части, фельдшеро-акушерского пункта.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 3 июня 2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений п.п. 10, 11 0 12 пункта статьи 28, пунктов 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов г. Липецка, а также жалобами ряда граждан» высказал позицию относительно того, что различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции РФ требования равноправия.

Из анализа указанных нормативных актов видно, что работа фельдшером медицинского вытрезвителя связана с деятельностью по охране здоровья населения.

Как следует из трудовой книжки с ДАТА и по сегодняшний день Шубина А.К. работает в должности фельдшера в Государственном специализированном учреждении «Медицинский вытрезвитель Отдела внутренних дел по Коркинскому муниципальному району Челябинской области». Согласно положению о медицинском вытрезвителе при горрайоне ОВД и инструкции по оказанию медицинской помощи, доставленным в медицинские вытрезвители, утвержденным приказом МВД СССР № 106 от 30.05.1985 года - медицинские вытрезвители являются специализированными учреждениями милиции, выполняющими функции пресечения нарушении антиалкогольного законодательства, и в частности, появление в общественных местах лиц, находящихся в состоянии опьянения, если на вид оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность … и оказанием им неотложной медицинской помощи. Кроме того, ее медицинская деятельность подтверждается должностными обязанностями фельдшера медицинского вытрезвителя, записями в журналах оказания медицинской помощи, удостоверениями и свидетельством о повышении ее квалификации в ГОУ профобразования специалистов здравоохранения. Также она проводит предрейсовый осмотр водителей Коркинского ГОВД на состояние опьянения. Согласно требованиям приказа МЗРФ от 14.07.2003 года п. 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

Тем самым, суд полагает, что ответчиком неправомерно не включен в специальный стаж истца период ее работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя, поскольку указанное подразделение в силу своих задач является структурным подразделением правоохранительных органов и функции фельдшера при работе в нем связаны с оказанием медицинской помощи.

Таким образом, на момент ее обращения за пенсией стаж ее работы, необходимый для назначения ей льготной пенсии, составляет более 30 лет.

Спорные периоды, указанные истицей в исковом заявлении подлежат включению в специальный стаж истицы.

Таким образом, с ДАТА ответчик должен был назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях.

В отношении истицы пенсионным органом принято незаконное решение, нарушающее её право на социальное обеспечение, поэтому оно подлежит отмене.

Суд полагает необходимым обязать ответчика назначить Шубиной А.К. досрочно - с ДАТА трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях.

Заявленные исковые требования истицы о включении в специальный стаж периодов работы: в Кушмурунской Узловой больнице в должности производственной медицинской сестры с ДАТА по ДАТА один год работы засчитать как один год и три месяца; в Государственном специализированном учреждении «Медицинский вытрезвитель Отдела внутренних дел по Коркинскому муниципальному району Челябинской области» в должности фельдшера с ДАТА по ДАТА в календарном порядке - суд считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области от ДАТА НОМЕР об отказе Шубиной А.К. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области:

- включить в специальный стаж Шубиной А.К. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы:

- в Кушмурунской Узловой больнице в должности производственной медицинской сестры с ДАТА по ДАТА один год работы засчитать как один год и три месяца; в Государственном специализированном учреждении «Медицинский вытрезвитель Отдела внутренних дел по Коркинскому муниципальному району Челябинской области» в должности фельдшера с ДАТА по ДАТА в календарном порядке;

- назначить Шубиной А.К. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - с ДАТА.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Коркинский городской суд.

Председательствующий: С.Н. Юркина